СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий курс «Я-Златоустовец» как одно из направлений патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья знакомит с краеведческим курсом "Я - Златоустовец", реализуемом в ЗГО. Цель курса научить детей любить, уважать свой народ, край, Родину.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий курс «Я-Златоустовец» как одно из направлений патриотического воспитания»

УДК 338.48


Краеведческий курс «Я-Златоустовец» как одно из направлений

патриотического воспитания

Гостева Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №18 г. Златоуст


Аннотация: Краеведение позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. В статье представлен краеведческий курс « Я – Златоустовец», реализуемый в школах ЗГО.

Ключевые слова: патриотизм, краеведение, краеведческий курс.


Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы, это нравственный фундамент подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в обществе, к созидательному и инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей страны, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Главная задача патриотического воспитания состоит в том, чтобы пробудить в детских душах ростки любви к родной природе, к своей малой Родине, к Отечеству. Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. [1, с.115-120]

Патриотизм младшего школьника начинается с любви и уважения к тому, что дорого родным, близким. В этот период важно создать условия для успешного формирования понимание того, что он сам является частицей семьи во многих поколениях, он продолжатель традиций своих земляков, своего народа, он непосредственный участник современной жизни, что именно он несёт моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. [2, с.23-31]

По инициативе администрации города Златоуста был разработан и с 1 .09.2013 года введен в реализацию краеведческий курс « Я – Златоустовец», он представлен программами обучения детей от дошкольного возраста до выпускников 11 класса. Представленный курс “Я - златоустовец” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

Цели курса:

  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре родного города;

  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;

  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;

  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;

Курс « Я – златоустовец» базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, научности, доступности, центрации образования и воспитание на развитии личности.

Учителями начальных классов данный курс реализуется через внеурочную деятельность.

Содержание курса.

Курс “Я - златоустовец”, реализуемый в 1 – 4 классах начальной школы, содержит четыре раздела "Листая странички прошлого", "Моя малая родина", "Наша горная «страна»", "Современный Златоуст"..

Задача раздела "Листая странички прошлого"- показать хронотоп («проявление активности во времени и пространстве») развития Златоуста в историко-краеведческом и социокультурном аспекте. Основная форма работы этого блока – поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духовно-нравственной потребности.

Задача раздела "Моя малая родина" – создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся горожан прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

Задача раздела "Наша горная «страна»" – создание у учащихся образной картины своего родного края. Приоритетом этого раздела является чувственно-эмоциональное проживание школьниками красоты уральских гор, природы погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своих земляков. Реализация основных задач раздела осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности учащихся , передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонационального и трудового города.

Задача раздела "Современный Златоуст" – создать условия для формирования этнической позиции, обеспечивающей ему ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общеобразовательных ценностей.

Каждый раздел программы поделен на темы, каждая из которых расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы


Класс

I. Листая странички прошлого

II. Моя малая родина


III. Наша горная страна

IV. Современный Златоуст

1

Вводное занятие. С чего все начиналось?

Моя семья

Растения нашего края

Воспетый в песнях и стихах

Его имя носит город

Семейные династии

Животные нашего края

Сверстники о Златоусте

Я рисую тебя, Златоуст!

Наши бабушки и дедушки



2

Наречь сей град – Златоуст

Моя родословная

Водоемы Златоуста

Все время на посту!

Тайны знакомых названий

Моя улица

Это нас волнует!

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Крылатый конь на гербе города

Быт горожан вчера и сегодня

У природы нет плохой погоды.


Исторический центр города




3

У истоков ремесла. Иван Бушуев

Старые улочки города

Тур на Косотур

Их именами гордится Златоуст

Павел Петрович Аносов – великий русский металлург

Моя школа

Уральские самоцветы

Златоуст театральный


Их именами гордится школа


Златоуст литературный и художественный




Златоуст спортивный




Город – сердцу дорогой

4

Заграничные мастеровые

Те, кто с нами рядом

Природа Таганая

Образование и наука

Обуховские пушки

Героические страницы прошлого

«Русская Швейцария»

Промышленность города


Златоустовцы – Герои Советского Союза и России

Географическое положение Златоуста на карте

Современные мастера и умельцы


Герои нашего времени


Я – Златоустовец!

Реализация программы осуществляется через различные формы деятельности младших школьников: урочную, экскурсии, творческие и поисково-исследовательские работы, игры, викторины, соревнования, различные проекты.

Программа курса «Я - Златоустовец» обеспечена рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителей.

По итогам года на протяжении уже 10 лет среди учащихся начальной школы проводятся школьные викторины, интеллектуальные игры, творческие конкурсы для детей и педагогов, реализующих данный курс, конкурсы проектов.

Активность участия в конкурсах по городу составила более 80 процентов от численности школьников младших классов города. Это доказывает, что детям нравится данный курс, они с удовольствием занимаются познанием родного края. Значит, они не останутся равнодушными к проблемам малой родины и нашей России.

Таким образом, реализация программы «Я – Златоустовец» помогает учащимся узнавать основы становления и развития социокультурного пространства своей родины, закладывает основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа, родного края, раскрывает значимость смысла жизни для самореализации и саморазвития человека.

А чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. [3, с.78-80]


1.Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2012. – с.115-120.

2. Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 2015. – с.23-31.

3.Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно- практической конференции. г.Волгоград, — Волгоград: Перемена, 2019.-с.78-80.