СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий квест "Всему начало здесь - в краю моём родном..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий квест "Всему начало здесь - в краю моём родном"

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий квест "Всему начало здесь - в краю моём родном..."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»







Номинация: Лучшая игровая педагогическая практика





Краеведческий квест

«Всему начало здесь – в краю моём родном…»







Савенок Маргарита Игоревна

учитель ОРКСЭ, ОДНКНР














Пояснительная записка.

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.

Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения  родного края, родной земли. Занятия по краеведению являются богатым источником, дающим

возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.

Изучение истории родного края воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Вспомним замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Краеведческие занятия активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют разнообразить методику занятий, участвуют в патриотическом воспитании учащихся.

Методическая разработка «Краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном» предназначена в помощь педагогам, работающим с учащимися 5-8 классов. Конкурс может быть проведен педагогами (с привлечением помощников из числа учащихся старших классов) или силами Детского совета самоуправления учреждения, или (в том числе) с помощью родителей.

Материалы, представленные в разработке, помогут пошагово подготовить и провести мероприятие, которое вызовет положительный отклик обучающихся и будет им полезно.

Квест имеет краеведческую направленность и способствует актуализации имеющихся у обучающихся знаний по истории, географии, краеведению и современной жизни села Никольское, а также создает условия для развития наблюдательности и способности решать игровые задачи в коллективной деятельности, использовать различные способы получения информации.

Квест в данной методической разработке состоит из четырех активных соревновательных этапов, что связано с разбивкой детского коллектива на 4 команды, однако количество команд может быть уменьшено или увеличено за счет исключения или введения дополнительных этапов. Целесообразно команды, в соответствии с рекомендациями психологов, делать небольшими – от 4 до 8 человек.

Этапы квеста в представленной методической разработке:

1. Интерактивная командная викторина «Страницы географии и истории» о значимых фактах в истории села Никольское.

2. Квест с выполнением заданий в микрорайоне учреждения и ближайшей к нему общеобразовательной школы, в данной разработке - на примере МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» - «Фотоотчёт». (Этап, введен специально в преддверии празднования 75-летия Победы в великой Отечественной войне, 77-летия со дня освобождения г. Орла и области от немецко-фашистских захватчиков, связанный с важными историческими событиями не только в истории села Никольское, но и в Орловской области).

3. Игра-квест «Животный мир родного края». (Этап предполагает активизацию знаний о животном мире зоны лесостепи).

4. Интерактивная игра «Преданья старины далёкой». (Этап предполагает активизацию знаний обучающихся об экспонатах, находящихся в школьном краеведческом музее).

Методическая разработка содержит целевые установки конкурса, методические указания по его организации в целом и каждого из этапов, приложения с бланками и образцами необходимых документов, презентации и фото-приложения по содержанию конкурса. Организаторы конкурса могут использовать предложенное содержание 1, 3 и 4 этапа (викторин) полностью, содержание 2 этапа (квеста) могут изменить в соответствии с особенностями расположения школы-участницы.

Возможные темы для добавления этапов:

  • «Никольское – душа природы» (растительный мир села Никольское, современное состояние озеленения, история и деятели озеленения в селе, экология).

  • «Село Никольское – Родина героя» (этап посвящен жизни и деятельности Героя Советского Союза генерала Алексея Семеновича Жадова)

Опыт апробации данной разработки позволяет утверждать, что краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном» вызывает большой интерес участников, не трудоемок по организации, не затратен, эффективен во внеурочной деятельности и в воспитательном процессе.

















Введение

Целевая аудитория: 5-8 классы общеобразовательной школы

Образовательная область: краеведение, история, география

Цели и задачи квеста:

  • стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на расширение знаний о родном городе;

  • актуализировать имеющиеся знания по краеведению, географии и истории родного города;

  • воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться результата, взаимопомощь и взаимовыручку;

  • выявить и поощрить лучших «знатоков» города.

Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядный;

  • практический;

  • игровой;

  • проблемный;

  • рефлексия.

Используемые формы познавательной деятельности:

  • групповая.

Формы организации этапов мероприятия:

  • интерактивная игра;

  • викторина;

  • квест;

  • фотоотчет

Межпредметные связи: география, краеведение, история.

Оборудование и материалы: оборудование для показа мультимедийной презентации, презентации, карточки-задания, раздаточные материалы («бегунки», маршрутные листы-задания), наградные материалы.

Основные источники информации: учебная и научно-популярная литература, сеть Интернет, эмпирические данные, личный опыт участников.

Прогнозируемые результаты:

Личностностные:

  • эмоционально-положительное отношение к изучению истории и географии родного города; чувство гордости за свой город;

  • готовность и умения сотрудничать, работать в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе учебно-игровой и соревновательной деятельности;

  • готовность и мотивация к организации самостоятельной познавательной деятельности.

Предметные:

  • актуализация учащимися знаний о родном городе;

  • закрепление навыка ориентирования в городе.

Метапредметные:

  • умение ориентироваться на местности и в ситуации;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели;

  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение составить отчет о деятельности.






Методические указания

«Краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном…» представляет собой комплексное игровое соревнование с краеведческими заданиями. Алгоритм подготовки и проведения предлагаем следующий:

Этап

Проводимая работа

1.

Для проведения квеста необходимо определиться с составом участников и уровнем проведения мероприятия. Возможные варианты:

  • Класс, объединение (с разбивкой всего состава на команды)

  • Несколько классов (с формированием команд от каждого класса, объединения)

  • Школа (с формированием команд от каждого класса)

2.

Исходя из состава участников, необходимо определиться с оргкомитетом, т.е. ответить на вопрос «Кто будет проводить конкурс?» Возможны следующие варианты:

  • совет старшеклассников, свет самоуправления, актив;

  • классный руководитель или педагог дополнительного образования с родителями;

  • вожатый ;

  • заместитель директора по ВР + педагог-организатор

3.

Распечатать и распространить информационный буклет о квесте (Приложение 5) среди заинтересованных педагогов, руководителей команд, активистов классов или среди участников.

4.

За 1,5 - 2 недели до мероприятия организовать совещание с представителями команд (классов, объединений), желающих участвовать в конкурсе, объявить дату проведения, раздать Положение о квесте. Это достаточное время для формирования и подготовки команд.

5.

Подготовить и провести первый этап конкурса - интерактивную викторину «Страницы географии и истории» (Приложение 1). Для этого найти аудиторию, зал, способный вместить всех участников, расположить их удобно для командной работы, обеспечить клип-бордом (папкой и т.п.), ручками и бланками ответов («бегунками»). Объяснить правила участия в викторине: Команды учащихся в течение отведенного времени отвечают на вопросы викторины, выполненной в форме мультимедийной презентации, которую озвучивает ведущий. Ответы сдаются представителями команд на судейский стол в письменной форме («бегунок») и фиксируются судьей в протоколе.

По окончании викторины объявить результат первого этапа (количество баллов, набранных командой за правильные ответы) и пригласить участников на второй тур. Четко проинформировать о времени и месте сбора участников для подведения итогов второго этапа и квеста в целом.

6.

Подготовить и провести второй этап конкурса - квестовую игру на улицах села, как правило, в пределах квартала от школы. Квест (англ.) – поиск, в литературе и мифологии – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Каждая команда получает листок с квестом (Приложение 2), решая который, составляет фотоотчет. Квесты составлены таким образом, что каждая команда (при участии до 5 команд) следует своему маршруту, не пересекаясь. Если команд больше – маршруты могут дублироваться. У всех участников есть возможность получить подсказку судьи по указанному в маршрутном листе телефону в ходе выполнения заданий квеста. По истечении указанного времени команды предоставляют судье фотоотчеты, результаты которых фиксируются судьей в протоколе.

7.

Игра-квест «Животный мир родного края». Квест (Приложение 3), проводится в условиях учебного кабинета или зала с возможностью размещения 10 точек (например, 10 столов). Столы или точки нужно пронумеровать. На каждом столе лежат две карточки – карточка ответ и карточка-вопрос. Команды заходят на этап по одной. При входе получают задание № 0. Правильный ответ на это задание команда найдет на столе 8. В маршрутный лист команда вписывает эту цифру. На этом же столе участники прочитают вопрос, ответ на который будет на столе 9. Далее задания и ответы размещаются так, чтобы в итоге в маршрутном листе команды получился номер сотового телефона. Участникам сообщается об этом (что этот именно номер, а не случайный набор цифр) только после прохождения последней точки. Они должны позвонить на получившийся номер, если команда делала все правильно, то в этом кабинете или зале зазвонит телефон куратора этапа.

8.

Провести интерактивную игру с элементами творческой деятельности «Предметы старины далёкой» (Приложение 4). (Этап, связанный со знанием экспонатов школьного краеведческого музея МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа »).

9.

Общий результат команды в квесте определяется по сумме баллов, набранных по итогам всех этапов. Судейская коллегия (оргкомитет) фиксирует результаты в итоговом протоколе. Участникам в это время демонстрируют видеоролик об истории школы села Никольское.

10.

Подготовить и провести подведение итогов и награждение участников.













Заключение

По итогам участия команды в конкурсе капитанам, руководителям команд, педагогам необходимо сделать «разбор полетов». Выяснить, какие вопросы и задания вызвали наибольшие затруднения, спланировать экскурсию по селу или проектную работу с целью расширения и уточнения знаний детей о своей малой родине. Можно познакомить школьников с печатными и другими краеведческими источниками, посетить краеведческий музей в пгт. Змиёвка Свердловского района Орловской области. Отличным продолжением мероприятия может стать конкурс будущих заданий (квестов), объявленный среди участников. А организаторы, собрав новые квесты, смогут использовать их в следующем году с указанием авторов.

Если хорошо подготовить данное мероприятие, оно проходит динамично и на эмоциональном подъеме. Общая продолжительность квеста (без церемонии награждения) – 2- 2,5 часа (зависит от числа команд и уровня подготовки).























Источники информации

  1. Летопись села Никольское. Подготовил учитель истории Петрунин А.А.

  2. Материалы школьного краеведческого музея МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».

  3. Материалы школьного сайта http://school-nikolskoe.ru

  4. Интернет-источники:

https://yandex.ru/images/search?text
























Сценарий проведения краеведческого квеста.

1. Организационный этап игры.

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие по родному селу. Мы определим в ходе игры лучших знатоков родного края.

Ведущий: Начать игру мы сможем только тогда, когда каждая команда представится и получит от жюри маршрутный лист следования по станциям. (Представление команд)

Название станции

Задание

Необходимые материалы

Критерии оценки

1.

«Страницы географии и истории»

Вопросы викторины. (Смотреть приложение 1).

Вопросы викторины с правильными ответами для ведущего на станции.

Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.

2.

«Фотоотчёт»

Необходимо соотнести задание с фотографией. Доказать свой выбор. (Смотреть приложение 2).

Карточки с заданиями

Балл ставится за соотнесение задания с фотографией.

3.

«Животный мир родного края»

Викторина (смотреть приложение 3).

Вопросы, задания и ребусы для ведущего

Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов

4.

«Предметы старины далёкой»

Игра викторина

(смотреть приложение 4 и на диске презентация)

Презентация

Балл за правильный ответ.


Ведущий: А сейчас внимательно послушайте правила игры. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. У каждой команды есть маршрутный лист со схемой передвижения по станциям.

Командам на выполнение задания на каждой станции отводится 8 минут. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся на месте до момента истечения времени. Если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, то работа прекращается и определяется количество заработанных баллов в соответствии с объёмом выполненной работы.

Сигналом к началу и окончанию служит школьный звонок.

Сигнал к началу даётся после того, как все команды благополучно добрались до своей «станции».

Ведущий: Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды. Вы получили маршрутные листы, маршрут каждой команде понятен, к испытаниям готовы! В добрый путь! (Участники игры отправляются по указанному маршруту в маршрутном листе).

3. Итоги игры. Награждение.

Пройдя все испытания, участники игры возвращаются к финишу. Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов.

Жюри награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!