Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Номинация: Лучшая игровая педагогическая практика
Краеведческий квест
«Всему начало здесь – в краю моём родном…»
Савенок Маргарита Игоревна
учитель ОРКСЭ, ОДНКНР
Пояснительная записка.
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Занятия по краеведению являются богатым источником, дающим
возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Изучение истории родного края воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Вспомним замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Краеведческие занятия активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют разнообразить методику занятий, участвуют в патриотическом воспитании учащихся.
Методическая разработка «Краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном» предназначена в помощь педагогам, работающим с учащимися 5-8 классов. Конкурс может быть проведен педагогами (с привлечением помощников из числа учащихся старших классов) или силами Детского совета самоуправления учреждения, или (в том числе) с помощью родителей.
Материалы, представленные в разработке, помогут пошагово подготовить и провести мероприятие, которое вызовет положительный отклик обучающихся и будет им полезно.
Квест имеет краеведческую направленность и способствует актуализации имеющихся у обучающихся знаний по истории, географии, краеведению и современной жизни села Никольское, а также создает условия для развития наблюдательности и способности решать игровые задачи в коллективной деятельности, использовать различные способы получения информации.
Квест в данной методической разработке состоит из четырех активных соревновательных этапов, что связано с разбивкой детского коллектива на 4 команды, однако количество команд может быть уменьшено или увеличено за счет исключения или введения дополнительных этапов. Целесообразно команды, в соответствии с рекомендациями психологов, делать небольшими – от 4 до 8 человек.
Этапы квеста в представленной методической разработке:
1. Интерактивная командная викторина «Страницы географии и истории» о значимых фактах в истории села Никольское.
2. Квест с выполнением заданий в микрорайоне учреждения и ближайшей к нему общеобразовательной школы, в данной разработке - на примере МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» - «Фотоотчёт». (Этап, введен специально в преддверии празднования 75-летия Победы в великой Отечественной войне, 77-летия со дня освобождения г. Орла и области от немецко-фашистских захватчиков, связанный с важными историческими событиями не только в истории села Никольское, но и в Орловской области).
3. Игра-квест «Животный мир родного края». (Этап предполагает активизацию знаний о животном мире зоны лесостепи).
4. Интерактивная игра «Преданья старины далёкой». (Этап предполагает активизацию знаний обучающихся об экспонатах, находящихся в школьном краеведческом музее).
Методическая разработка содержит целевые установки конкурса, методические указания по его организации в целом и каждого из этапов, приложения с бланками и образцами необходимых документов, презентации и фото-приложения по содержанию конкурса. Организаторы конкурса могут использовать предложенное содержание 1, 3 и 4 этапа (викторин) полностью, содержание 2 этапа (квеста) могут изменить в соответствии с особенностями расположения школы-участницы.
Возможные темы для добавления этапов:
«Никольское – душа природы» (растительный мир села Никольское, современное состояние озеленения, история и деятели озеленения в селе, экология).
«Село Никольское – Родина героя» (этап посвящен жизни и деятельности Героя Советского Союза генерала Алексея Семеновича Жадова)
Опыт апробации данной разработки позволяет утверждать, что краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном» вызывает большой интерес участников, не трудоемок по организации, не затратен, эффективен во внеурочной деятельности и в воспитательном процессе.
Введение
Целевая аудитория: 5-8 классы общеобразовательной школы
Образовательная область: краеведение, история, география
Цели и задачи квеста:
стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на расширение знаний о родном городе;
актуализировать имеющиеся знания по краеведению, географии и истории родного города;
воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться результата, взаимопомощь и взаимовыручку;
выявить и поощрить лучших «знатоков» города.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядный;
практический;
игровой;
проблемный;
рефлексия.
Используемые формы познавательной деятельности:
Формы организации этапов мероприятия:
интерактивная игра;
викторина;
квест;
фотоотчет
Межпредметные связи: география, краеведение, история.
Оборудование и материалы: оборудование для показа мультимедийной презентации, презентации, карточки-задания, раздаточные материалы («бегунки», маршрутные листы-задания), наградные материалы.
Основные источники информации: учебная и научно-популярная литература, сеть Интернет, эмпирические данные, личный опыт участников.
Прогнозируемые результаты:
Личностностные:
эмоционально-положительное отношение к изучению истории и географии родного города; чувство гордости за свой город;
готовность и умения сотрудничать, работать в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе учебно-игровой и соревновательной деятельности;
готовность и мотивация к организации самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные:
актуализация учащимися знаний о родном городе;
закрепление навыка ориентирования в городе.
Метапредметные:
умение ориентироваться на местности и в ситуации;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение составить отчет о деятельности.
Методические указания
«Краеведческий квест «Всему начало здесь – в краю моём родном…» представляет собой комплексное игровое соревнование с краеведческими заданиями. Алгоритм подготовки и проведения предлагаем следующий:
Этап | Проводимая работа |
1. | Для проведения квеста необходимо определиться с составом участников и уровнем проведения мероприятия. Возможные варианты: Класс, объединение (с разбивкой всего состава на команды) Несколько классов (с формированием команд от каждого класса, объединения) Школа (с формированием команд от каждого класса) |
2. | Исходя из состава участников, необходимо определиться с оргкомитетом, т.е. ответить на вопрос «Кто будет проводить конкурс?» Возможны следующие варианты: совет старшеклассников, свет самоуправления, актив; классный руководитель или педагог дополнительного образования с родителями; вожатый ; заместитель директора по ВР + педагог-организатор |
3. | Распечатать и распространить информационный буклет о квесте (Приложение 5) среди заинтересованных педагогов, руководителей команд, активистов классов или среди участников. |
4. | За 1,5 - 2 недели до мероприятия организовать совещание с представителями команд (классов, объединений), желающих участвовать в конкурсе, объявить дату проведения, раздать Положение о квесте. Это достаточное время для формирования и подготовки команд. |
5. | Подготовить и провести первый этап конкурса - интерактивную викторину «Страницы географии и истории» (Приложение 1). Для этого найти аудиторию, зал, способный вместить всех участников, расположить их удобно для командной работы, обеспечить клип-бордом (папкой и т.п.), ручками и бланками ответов («бегунками»). Объяснить правила участия в викторине: Команды учащихся в течение отведенного времени отвечают на вопросы викторины, выполненной в форме мультимедийной презентации, которую озвучивает ведущий. Ответы сдаются представителями команд на судейский стол в письменной форме («бегунок») и фиксируются судьей в протоколе. По окончании викторины объявить результат первого этапа (количество баллов, набранных командой за правильные ответы) и пригласить участников на второй тур. Четко проинформировать о времени и месте сбора участников для подведения итогов второго этапа и квеста в целом. |
6. | Подготовить и провести второй этап конкурса - квестовую игру на улицах села, как правило, в пределах квартала от школы. Квест (англ.) – поиск, в литературе и мифологии – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Каждая команда получает листок с квестом (Приложение 2), решая который, составляет фотоотчет. Квесты составлены таким образом, что каждая команда (при участии до 5 команд) следует своему маршруту, не пересекаясь. Если команд больше – маршруты могут дублироваться. У всех участников есть возможность получить подсказку судьи по указанному в маршрутном листе телефону в ходе выполнения заданий квеста. По истечении указанного времени команды предоставляют судье фотоотчеты, результаты которых фиксируются судьей в протоколе. |
7. | Игра-квест «Животный мир родного края». Квест (Приложение 3), проводится в условиях учебного кабинета или зала с возможностью размещения 10 точек (например, 10 столов). Столы или точки нужно пронумеровать. На каждом столе лежат две карточки – карточка ответ и карточка-вопрос. Команды заходят на этап по одной. При входе получают задание № 0. Правильный ответ на это задание команда найдет на столе 8. В маршрутный лист команда вписывает эту цифру. На этом же столе участники прочитают вопрос, ответ на который будет на столе 9. Далее задания и ответы размещаются так, чтобы в итоге в маршрутном листе команды получился номер сотового телефона. Участникам сообщается об этом (что этот именно номер, а не случайный набор цифр) только после прохождения последней точки. Они должны позвонить на получившийся номер, если команда делала все правильно, то в этом кабинете или зале зазвонит телефон куратора этапа. |
8. | Провести интерактивную игру с элементами творческой деятельности «Предметы старины далёкой» (Приложение 4). (Этап, связанный со знанием экспонатов школьного краеведческого музея МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа »). |
9. | Общий результат команды в квесте определяется по сумме баллов, набранных по итогам всех этапов. Судейская коллегия (оргкомитет) фиксирует результаты в итоговом протоколе. Участникам в это время демонстрируют видеоролик об истории школы села Никольское. |
10. | Подготовить и провести подведение итогов и награждение участников. |
Заключение
По итогам участия команды в конкурсе капитанам, руководителям команд, педагогам необходимо сделать «разбор полетов». Выяснить, какие вопросы и задания вызвали наибольшие затруднения, спланировать экскурсию по селу или проектную работу с целью расширения и уточнения знаний детей о своей малой родине. Можно познакомить школьников с печатными и другими краеведческими источниками, посетить краеведческий музей в пгт. Змиёвка Свердловского района Орловской области. Отличным продолжением мероприятия может стать конкурс будущих заданий (квестов), объявленный среди участников. А организаторы, собрав новые квесты, смогут использовать их в следующем году с указанием авторов.
Если хорошо подготовить данное мероприятие, оно проходит динамично и на эмоциональном подъеме. Общая продолжительность квеста (без церемонии награждения) – 2- 2,5 часа (зависит от числа команд и уровня подготовки).
Источники информации
Летопись села Никольское. Подготовил учитель истории Петрунин А.А.
Материалы школьного краеведческого музея МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Материалы школьного сайта http://school-nikolskoe.ru
Интернет-источники:
https://yandex.ru/images/search?text
Сценарий проведения краеведческого квеста.
1. Организационный этап игры.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие по родному селу. Мы определим в ходе игры лучших знатоков родного края.
Ведущий: Начать игру мы сможем только тогда, когда каждая команда представится и получит от жюри маршрутный лист следования по станциям. (Представление команд)
№ | Название станции | Задание | Необходимые материалы | Критерии оценки |
1. | «Страницы географии и истории» | Вопросы викторины. (Смотреть приложение 1). | Вопросы викторины с правильными ответами для ведущего на станции. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
2. | «Фотоотчёт» | Необходимо соотнести задание с фотографией. Доказать свой выбор. (Смотреть приложение 2). | Карточки с заданиями | Балл ставится за соотнесение задания с фотографией. |
3. | «Животный мир родного края» | Викторина (смотреть приложение 3). | Вопросы, задания и ребусы для ведущего | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов |
4. | «Предметы старины далёкой» | Игра викторина (смотреть приложение 4 и на диске презентация) | Презентация | Балл за правильный ответ. |
Ведущий: А сейчас внимательно послушайте правила игры. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. У каждой команды есть маршрутный лист со схемой передвижения по станциям.
Командам на выполнение задания на каждой станции отводится 8 минут. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся на месте до момента истечения времени. Если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, то работа прекращается и определяется количество заработанных баллов в соответствии с объёмом выполненной работы.
Сигналом к началу и окончанию служит школьный звонок.
Сигнал к началу даётся после того, как все команды благополучно добрались до своей «станции».
Ведущий: Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды. Вы получили маршрутные листы, маршрут каждой команде понятен, к испытаниям готовы! В добрый путь! (Участники игры отправляются по указанному маршруту в маршрутном листе).
3. Итоги игры. Награждение.
Пройдя все испытания, участники игры возвращаются к финишу. Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов.
Жюри награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая».