СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий подход в преподавании дисциплин «Биология» и «Экология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий подход в преподавании дисциплин «Биология» и «Экология»»

«Краеведческий подход в преподавании дисциплин «Биология» и «Экология»


Понятие "краеведческий подход" представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении. Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи учения по жизнью и практикой.

Педагогическое значение краеведения заключается в том, чтобы привлекать студентов ко всестороннему изучению своей местности, обеспечение необходимой связи глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы и накопление эколого-краеведческого материала; использование этого материала в преподавании, которое помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию студентов, формирует у них экологическую культуру, умение и привычки природоохранной деятельности.

Формы и методы использования местного материала в процессе изучения дисциплин «Биология» и «Экология» могут быть разнообразными. Это и заслушивание докладов по определенной тематике, проведение научно-теоретических и научно-практических конференций. Использование краеведческого материала на семинарских занятиях, который, может быть иллюстрацией того или иного теоретического положения, событий, конкретизацией и подтверждением теоретического материала.

При подготовке к семинарскому занятию можно:

- внести в план семинара несколько вопросов, которые касаются сугубо местных проблем и рассмотреть их в общем контексте. Например, к теме "Экологические проблемы Донбасса и его регионов"; прибавить вопрос "Экологическая ситуация в родном городе"; к теме "Заповедное дело" - вопрос "Заповедные территории Донбасса и Шахтерского района".

- рекомендовать студентам вместе с обязательной литературой заранее подобранный местный материал к теме. По индивидуальным заданим студенты сами могут подбирать соответствующие источники, пользоваться фондами библиотеки , а также местной печатью;

- поручить нескольким студентам подготовить сообщение на семинарском занятии об экологических проблемах местного характера. Они могут быть информативного характера (на 5-6 мин.), в форме презентаций, статистических данных, фотодокументов и т.п.

В техникуме изучения местных экологических проблем возможно с помощью организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование в первую очередь краеведческих материалов. В процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение педагогических и воспитательных итогов).

Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение студентов к окружающей природной среде на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного обращения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, оказывает содействие выработке основ экологически целесообразного обращения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового обращения.

Использование краеведческих материалов направлено на решение таких задач, как:

1) формирование у студентов целостного представления о природе;

2) представление знаний всех исследуемых предметов во взаимосвязи, осознание общей связи явлений;

3) развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий, явлений и закономерностей, рассмотренных в естественно-научных областях знаний;

4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде;

5) формирование условий для развития краеведческих знаний.

Еще одним важным направлением эколого-краеведческой работы есть - исследовательское.

Суть эколого-краеведческой работы заключается в том, чтобы отыскать, изучить и раскрыть всю совокупность особенностей, сосредоточенных на определенной территории и таким образом дать комплексную характеристику определенной территории. Объектом эколого-краеведческих исследований является совокупность географических, биологических, археологических, геологических и других объектов.

Объединяя краеведческие материалы с теоретическими знаниями о естественных компонентах и закономерностях развития , студенты имеют возможность написать исследовательские работы. Наиболее удачными за последние годы были такие работы: "Развитие лесоводства в Донбассе", "Природно-территориальные комплексы твоей местности", "Заповедные территории Шахтерского района", "Туристическо-рекреационный потенциал Донецкой области", "Определение видового состава лишайников и составление коллекции", "Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны "; " Проект «Балка Грабовская -заказник орхидей " и др.

Выполняя исследовательские работы, студенты стараются не только описать природу родного края, а и указать на экологические проблемы и предложить пути их решения.

Одна из наиболее доступных и эффективных форм - это экскурсия. Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий. Собранные и обработанные материалы используются на занятиях экологии. Они помогают усвоению экологических понятий и закономерностей.

Главными целями таких поездок и экскурсий есть: определение местоположений памяток природы и проведение наблюдений за ними; наблюдение явлений и процессов природы; изучение состояния объектов природы, которые охраняются с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории края и экологических последствий деятельности человека. Собранные и обработанные материалы используются на занятиях. Студентами техникума были сняты видеоролики «Заповедные территории Шахтерского района», «Экологические проблемы города», «Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж»».

Таким образом, в каждом регионе существует довольно большая и разнообразная экологическая информация краеведческого характера. Эту информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях.

В Шахтерском техникуме Дон НУЭТ уже традиционными стали экскурсии в национальный природный парк "Святые горы", Донецкий ботанический сад и региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж", расположенный в Шахтерском районе. Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий.

Другой формой краеведческой работы есть подготовка презентаций на тематику родного края. Например "Охраняемые растения и животные, Донбасса», "Заповедные территории родного края" и т.п..

Изучение местных экологических проблем возможно с помощью организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможное использование в первую очередь краеведческих материалов. Такая ролевая игра проводится по теме "Экологические проблемы Донбасса и его регионов".

Краеведение - не только наука, а и деятельность. Это деятельность направлена на сохранение окружающей среды. Для этого в техникуме каждый год проводятся натуралистические компании - "День окружающей среды", "День Земли", практические работы по очищению берегов городского пруда и парка, озеленению территории техникума, конкурсы студенческого плаката ко Всемирному дню охраны окружающей среды. Каждый год студенты техникума принимают участие в региональном экологическом фестивале, где занимают призовые места .

Использование краеведческого материала является важной составляющей формирования экологической культуры студентов, которая сыграет важную роль у необходимых убеждений и практических привычек, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны, сохранение и приумножение природных ресурсов родного края.

Таким образом, краеведческий подход в преподавании биологии и экологии подводит студентов к глубокому пониманию окружающей среды и оказывает содействие пробуждению уважения и любви к тому месту, где они родились и выросли, укрепляет и расширяет познавательные интересы студентов, готовит их к будущей профессии, формирует экологическую культуру молодого гражданина нашей республики.

Список литературы


  1. Трайтак Д.И. Отражение природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники // Природоохранительное образование в средней школе. (по материалам издания 1978 г.).-С.57-63. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.

  2. Будаков В.П., Симонов И.С. Вопросы краеведения в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926.-54с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.

  3. Гринкевич В.К. Краеведение в школе. - Л.: ГубОНО, 1925.-38с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.

  4. Деев А.Ф. Краеведение в школе: Методическое пособие. - Мурманск.: МИУУ, 2011. - 96с.

  5. Донченко Г.Я. Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся. (п изданию 1976 г.) - Ставрополь.: СГПИ, 2012.-162 с.

  6. Махов С.И., Махова И.П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования / В сб. Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

  7. Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров // Школьные технологии.- 2012.-№ 6.-С.93-99.