УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«Земля моя – земля Чурапчинская»
Степан Анатольевич Саргыдаев – глава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «Земля моя – земля Чурапчинская»
Краеведческое интегрированное учебное пособие разработано для учащихся 5 класса общеобразовательных школ улуса. методическим объединением учителей географии Чурапчинского улуса (района) под научным руководством Л.С. Пахомовой, к. п. н., доцента СВФУ имени М.К. Аммосова.
Цель краеведческого курса:
Формирование личности ученика, будущего хозяина и патриота Чурапчинской земли.
Задачи:
- формировать личность ученика общеобразовательной школы на краеведческом материале - своего родного края, знакомой и близкой территории;
- воспитать патриотизм и любовь, интерес и бережное отношение к своей малой Родине;
- комплексное развитие личности учащегося 5 класса.
Принципы обучения:
- Научность и доступность;
- преемственность и непрерывность обучения;
- краеведение и регионализация; гуманизация и гуманитаризация;
- экологизация и гуманизация;
- практическая и профориентационная и направленность;
- этнопедагогика и этнопсихология.
Структура учебного пособия включает:
- VII разделов, включающих 35 параграфов.
- Практические, самостоятельные и творческие работы.
- Словарь незнакомых слов
- Важнейшие события
- Русско – якутский словарь растений и животных
- Топонимический словарь
- Статистические таблицы.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, предназначена для проведения элективного и факультативного курсов в естественнонаучных, социально-экономических, технических профилях общеобразовательных школ Чурапчинского улуса.
Содержание пособия
Из содержания программы
§ 2. Географическое положение, территория и границы Чурапчинского улуса
Содержание: физико-географическое и экономико-географическое положение Чурапчинского улуса на территории Якутии в составе Заречной группы улусов и Центрального экономического района. Крайние точки района. Границы и соседние улусы. Один из центральных улусов. Близость к центру – городу Якутску: столице Республики Саха (Якутия). Село Чурапча - центр Чурапчинского улуса.
Знать: Крайние точки и их географическую привязку на территории Чурапчинского улуса. Характеристику географического положения района: его преимущества и недостатки. Понятие «центральные улусы» и соседние улусы.
Уметь: определять географические координаты. Определять физико-географическое и экономико-географическое положение; выделять его особенности.
Практическая работа № 1. Географическое положение Чурапчинского улуса на карте мира, России и Якутии.
Из содержания программы
§7. Геологическое и тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Чурапчинского улуса
Содержание: Основные тектонические структуры Якутии - Сибирская платформа, Анабарский щит Вилюйская синеклиза. Основные этапы формирования поверхности территории Чурапчинского улуса на Лено-Амгинском междуречье. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Равнинность рельефа улуса и причины ее развития. Формы рельефа и процессы рельефообразования. Основные формы рельефа: долинные и аласно-эрозионные формы. Мерзлота и рельеф. Таежно-мерлотные ландшафты.
Полезные ископаемые осадочного происхождения на территории улуса. Геологические изыскания партией ЯЦГСЭ и Ленской ГРЭ в Чурапчинском улусе с 1957 - 1987 гг. - поисковые работы стройматериалов на кирпичный суглинок. Основные месторождения полезных ископаемых Чурапчинского улуса: песок, суглинки, песчано - гравийная смесь. Глина кирпичная. Глина керамическая, известняк в Бологурском, Хатылинском, Соловьевском наслегах. Повсеместное распространение почти во всех наслегах. Бологурском наслеге (Нуучча урэ5э), Хатылынском наслега (р. Туолума). Проявления строительных песков (Дирин Туой, Лазаревское, Хонду, и Хара Хомустаах) в Чакырском наслеге.
Знать: Основные формы рельефа. Самая высокая отметка - 383 м. Чурапчинского улуса.
Уметь: работать с тектонической, геологической картой и физической картами. Различать горные породы и полезные ископаемые по образцам.
Практическая работа: Определение видов и свойств осадочных горных пород.
Словарная работа: платформенный чехол, щиты, геосинклинали, рельеф, осадочные породы, долинные и аласно - эрозионные поверхности.
Авторский коллектив:
- Пахомова Л.С. – к.п.н., доцент кафедры географии СВФУ им. М.К. Аммосова
- Борисова А.Г. – учитель географии МОУ «Диринская СОШ», руководитель улусного МО учителей географии
- Колесова М.Д. – учитель географии МОУ «Чурапчинская улусная гимназия им. С.К. Макарова»
- Софронова Е.Д. - учитель географии МОУ «Ожулунская СОШ»
- Илларионова Л.П. – учитель истории МОУ «ЧСОШ им. С. А. Новгородова»
- Макарова Л.С. - учитель географии МОУ «ЧСОШ им. С. А. Новгородова»
- Монастырева М.А. - учитель географии МОУ «ЧСОШ им. С. А. Новгородова»
- Лазарева Т.В. - учитель географии МОУ «Кытанахская СОШ»
- Дагданча Н.М. - учитель географии МОУ «Арылахская СОШ»
Использованы материалы следующих организаций и учреждений:
- Администрация МО «Чурапчинский улус (район)»,
- МКУ Управления образования
- Материалы отчета ЦУБ им. П.Н. Сокольникова
- Материалы официального издания «Экономика районов и городов Республики 1990, 2000,2005-2011 - 2022гг»
- Программы «Социально – экономическое развитие муниципального образования Чурапчинский улус (район) на 2012 – 2030 гг»
- Материалы фонда Чурапчинского музея истории и этнографии им. А.А. Саввина и мн.др.
Использованы фото:
Из личного архива Аржаковой А.А., Борисовой А.Г., Васильевой М.С., Гоголевой Ю., Дагданча Н.М., Дьяконовой С., Катакинова Д.П., Колесовой М.Д., Коркиной А., Макаровой В.В., Макарова В.С., Максимовой В.Г., Назарова Н.Г., Оконешникова П.С., Пахомовой Л.С., Петровой А.Н., Софроновой Е.Д., Турантаева Г.Г., Шеломова А., Федорова А.Н., из архива РЦНВС им. В. Манчаары