СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Край мой родной"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках проекта "Край мой родной" учащаяся 7 класса Михайлова Дарья  заняла 1 место в районной краеведческой конференции "Судьба России в судьбах земляков"в номиации  "Исследовательская  работа" на тему: "По следам боевой славы: история памятника". 

Просмотр содержимого документа
«"Край мой родной"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Канютинская основная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области











Исследовательская работа


«По следам боевой славы:

история Памятника».






Выполнила работу:

Михайлова Дарья Сергеевна

учащаяся 7 класса, 13 лет

Руководитель:

Жукова Людмила Павловна

учитель истории и

обществознания,

I квалификационная категория.




2020-2021 учебный год

Содержание.


Введение. 3

Основная часть. 4

Глава 1. 5

Выбор маршрута. 5

Глава 2. 7

О чем «рассказали» памятники. 7

Практическая часть. 10

Заключение. 11

Список источников……………………………………………………………………….......... 12

Приложения 13

Приложение 1. 13

Фотографии памятников. 13

Приложение 2. 17

Схема сотрудничества. 17

Приложение 3. 18

Результаты анкетирования обучающихся 5-9 классов и жителей деревни Канютино. 18


























Введение.


У каждого человека на Земле есть самое дорогое и родное место – это его Родина, там, где он родился, вырос, учился в школе, где живут близкие ему люди. Для меня это место - Канютино. Каждый день я иду в школу по знакомой улице, на которой, в тени сосенок, находится памятник, установленный «В знак памяти и скорби от благодарных потомков». Однажды, проходя мимо, я поняла, что памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Мне стало интересно, а какова судьба у этого памятника? Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить настоящим". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному месту, малой Родине.

Очень часто на уроках Мужества учитель истории рассказывает нам о Великой Отечественной войне, о подвигах солдат, идущих навстречу смерти, защищая свое Отечество; о подвигах тружеников тыла, работавших днями и ночами и в поле, и у станков; о подвиге детей, которые наравне со взрослыми трудились, забросив детские игры. Мы до сих пор не перестаем удивляться мужеству, стойкости и героизму, проявленных советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, все меньше остается с нами людей, которые были очевидцами военных событий, и могут нам о них рассказать. Мы никогда не должны забывать о грозных тех годах, о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу нашей Родины.

В каждом городе, в каждой деревни нашей необъятной страны есть свой маршрут «Боевой славы». И я задалась вопросом: «А есть ли такой маршрут в моей деревне?», «Откуда он начинается?», «О чем он может рассказать?», «Как по нему пройти?». Эта мысль и натолкнула меня провести исследовательскую работу. Посоветовавшись с учителем истории, я решила начать «поход по следам боевой славы», с недавно открывшегося памятника, который расположен рядом с нашей школой.

Памятник - это не просто память, это история нашей страны, история жизни моих односельчан, это нить, связывающая прошлое, настоящее и будущее.

В ходе работы попыталась узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе был создан памятник, какую роль он играет в жизни нашего села, о чем он может рассказать? И чем больше я узнавала о нем, тем мне становилось интереснее, а от некоторых фактов даже страшно.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний момент в нашем селе не осталось в живых ветеранов - участников Великой Отечественной войны, которые могли бы рассказать нам об исторических событиях 1941-1945 годов. Остаются лишь Памятники и Память, которой не будет конца. И, несмотря на то, что они являются немыми свидетелями прошлого: они не просто увековечили события военных лет и подвиги героев Великой Отечественной войны, они хранят в себе эту память, и многое могут «рассказать». Мы обязаны их «выслушать», запомнить и хранить память о них, передавать из поколения в поколение.

Объект исследования: Великая Отечественная война в моем селе.

Предмет исследования: исторические события 1941 – 1945 гг., увековеченные в памятнике, посвящённом жителям деревни Канютино, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Гипотеза: предположила, что наш памятник, как символ мужества и героизма воинов, символ памяти, способствует объединению людей разных поколений.

Цель исследования:

- исследовать историю создания памятника и событий, с которыми он связан.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Организовать сбор иллюстративного материала по теме (материалы музея, воспоминания жителей, родственников).

2.Выяснить, по чьей инициативе был воздвигнут памятник.

3.Определить дату создания памятника, узнать, о ком он хранит память.

4. Посетить места захоронения погибших односельчан.

5.Выяснить, что знают представители разных поколений о создании памятника.

5.Выяснить, какую роль играет памятник в жизни нашего села.

6.Познакомить обучающихся школы и жителей села с результатами моей деятельности.

Методы исследования: использованы метод поисковой работы, метод тестирования, проектный метод. Определены следующие формы и приёмы: сотрудничества, анализ фотографий и документов семейного архива, анализ исторических источников (материалов музея, школьной библиотеки, материалов сайтов сети Интернет), чтение и анализ периодических изданий, беседы с жителями, анкетирование, фотографирование.

Теоретическая и практическая значимость проекта:

Созданные материалы могут быть использованы на классных часах, уроках Мужества, мероприятиях, тематика которых приурочена к событиям Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты: Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, защитить проект.

Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые был применен метод - тестирования в форме сотрудничества. Выбранная тема еще не рассматривалась с применением данной формы–сотрудничества: выявление исторических фактов с привлечением как можно большего количества односельчан, и на этой основе воссоздание реальной картины.








Основная часть.

Глава 1.

Выбор маршрута.


На плитах мраморных застыли

Бойцов погибших имена.

Как они молоды все были,

Когда нагрянула война!

Не залечить годам воронок

В душе у вдов и матерей

От чёрной вести похоронок

На сыновей, отцов, мужей…

Они Россию защищали,

Жизнь, отдавая за неё,

И нам, потомкам, завещали

Беречь Отечество своё.

Л.Сергеева.

История оставила нам память о погибших в виде памятников, обелисков. Памятник... значение этого слова говорит само за себя - хранить память, память о тех, кто не вернулся в родное село, домой....

Есть такая память и у нас, жителей деревни Канютино - Памятник, посвящённый жителям, погибшим во время Великой Отечественной войны. История этого памятника (несмотря на то, что он воздвигнут совсем недавно) начинается очень давно, в те далекие военные годы.

Канютино - это небольшая частица Смоленщины, с числом жителей чуть более четырехсот человек. Здесь живут и работают добрые и отзывчивые люди, чьи деды и прадеды защищали нашу родную землю, наших родителей, сестер, братьев, нас с вами от фашизма. Многие из них и погибли недалеко от родного порога.

Многие жители станции Канютино помнят подвиг своих земляков. Хочется в очередной раз пройти по следам боевой славы: посетить памятные места, и рассказать нынешнему поколению о них.

На первом этапе своего исследования, планируя маршрут «По местам боевой славы», я долго думала, откуда начать, какой памятник «важнее?» Ознакомившись с некоторыми материалами школьной библиотеки, была удивлена, что история каждого памятника - это не отдельная история. Это целая цепочка страшных событий, связанных между собой. Собрала информацию из музея, школьной библиотеки, сельского Дома культуры, сельской Администрации, жители поделились фотографиями памятников военного времени.

Итак, свой маршрут я начинаю от памятника, который был открыт в 2015году, расположенный на улице Школьная.(см. Фото №1). Памятник был воздвигнут на средства и по инициативе нашего односельчанина, подполковника в отставке Городецкого Александра Антоновича. Открытие памятника состоялось 9 мая 2015 года.(см. Фото №2). Из материалов музея и школьной библиотеки, я узнала, что в Канютино, до 2010 года находилось пять воинских захоронений, на которых были воздвигнуты памятники. Некоторые из них требовали ремонта:

1. Воинское захоронение в д. Канютино, где захоронен лейтенант Сельдеренок Г.С.- сбитый летчик. (см. Фото №3), ул. Школьная.

2. Братское захоронение партизан, расстрелянных в годы Великой Отечественной войны. (см. Фото №4)

3. Захоронение мирных жителей, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. (см. Фото №5)

4. Воинское захоронение заживо-погребенной связной партизанского отряда. (см. Фото №6).

5. Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, расположенное на гражданском кладбище. (см. Фото №7, был воздвигнут новый памятник в 2010 году, на месте бывшего госпиталя см. Фото №8).

К сожалению, не по всем памятникам удалось найти подробную информацию.

Опыт показывает, что происходящие события через некоторое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями и нам надо успеть сохранить все ценное и достойное. События, о которых я расскажу во второй главе своей работы, не фиксировались «по горячим следам» поэтому изучение их сегодня требует много сил и времени. Но мне повезло: некоторые материалы были сохранены в районном музее, школьной библиотеке, у жителей. Поработав над ними, вот что я узнала.




































Глава 2.

О чем «рассказали» памятники.

В годы Великой Отечественной войны деревня Канютино была оккупирована гитлеровскими войсками в октябре 1941 года, освобождена в марте 1943 года.

Прямо на окраине поселка, на живописной полянке, среди жилых домов появились три Памятника, хранившие память тех ужасных событий. Жители, близко расположенных домов, идя на работу, с работы, по своим делам, проходя мимо захоронений, всегда вспоминали о том зимнем ужасном дне, когда зверски были оборваны жизни четырнадцати человек.

Из материалов музея:

[В начале войны в деревне Канютино был создан истребительный батальон. Позже, когда фашисты окончательно оккупировали район, из истребительного отряда была создана подпольная организация. К ней примкнули некоторые «окруженцы», в том числе и политрук Дрыгалов И.Д. Но костяк подпольщиков составляли железнодорожники: путевые обходчики, стрелочники, дежурные по станции и другие.]

Казаков Анатолий Васильевич, местный житель, отец, которого был одним из арестованных подпольщиков, вспоминая, рассказывал, что точно неизвестно как была раскрыта фашистами Канютинская подпольная организация. Было две версии. Первая – в организацию вкрался провокатор-предатель, вторая – кто-то из подпольщиков, не выдержав пыток, выдал товарищей. Во всяком случае, арест всех подпольщиков был произведен очень быстро. Руководитель подпольной организации Латушко тоже был схвачен, но его отправили в гестапо.

Очевидцы-жители соседних домов, наблюдавшие через незаметные щели в домах и заборах жуткую картину расправы с подпольщиками, рассказывали:

«Могилы никто не рыл. Накануне расстрела фашисты толом взорвали две воронки. Вот к этим воронкам полураздетых подпольщиков из бани (рядом с комендатурой), где их содержали под охраной полицая и немца, которые и водили их под руки с двух сторон, ставили лицом к этим воронкам и расстреливали в затылок из пистолета. Все это происходило 5 января 1943 года. Когда всех убили, полицаи присыпали погибших мерзлыми комьями и снегом. Подходить к расстрелянным никому не разрешалось. Полицаи зорко охраняли».

Позднее семья Казаковых, как и другие семьи подпольщиков, оказались в узниках и были отправлены в вагонах товарного поезда из родных мест. И только в 1944 году, сразу после возвращения в Канютино родственники побывали на месте расстрела подпольщиков.

Из воспоминаний:

[Воронки были заполнены водой. Из воды торчит валенок с разгрызенной собаками или лисами пяткой. Там белела кость. Кругом нестерпимая вонь. Потом, когда вода ушла, жители ближайших домов засыпали воронки землей. Так образовалась могила: 6 мужчин и 2 подростка в одной воронке и 6 женщин в другой. Общее количество погибших составляло 14 человек].

Сразу после освобождения Смоленщины семья расстрелянного политрука Дрыгалова И.Д. – жена Зоя и сын Юра, приезжали на место расстрела подпольщиков.

Из воспоминаний:

[Воронки были залиты водой, трупы уже разложились. Они планировали забрать останки мужа и отца Дрыгалова И.Д. и похоронить по месту жительства в г. Москве и еще они хотели проверить карманы убитых, нет ли там весточки – записки. Родственникам не удалось провести перезахоронение].

В 1958 г. жена и сын на месте гибели установили мемориальную доску: «Дрыгалов И.Д. родился в 1897 г. Расстрелян фашистами с группой товарищей 14 человек 5 января 1943г. От жены и детей.1958г». (см. Фото №9).

В первой воронке захоронены – Чуриков П., Дрыгалов И., Смирнов И., Алешкин А., Старичков И., Казаков В., Аксентьев (пионер), Иванов (пионер);

во второй – Полякова Г., Пузырева П., Байкова Н., Казулина М., Михайловская П., Морякова К.,

При установке мемориальной доски в 1958 году, отдать дань памяти, сказать спасибо за свободу, рассказать о мужестве, стойкости, страшной смерти пришли все жители деревни Канютино. (см. Фото №10, Открытие памятника).

Каждый год в День Победы 9 Мая, в День Освобождения Смоленщины 25 сентября, в праздники и будни к могилам приходили жители, чтобы почтить память своих героев. Сказать спасибо за свободу шли школьники, учителя. Кто бы ни подошел к могилам, сразу из близлежащих домов выходили люди и начинались воспоминания о страшной гибели, о том, что об этом ужасе жители Канютино будут помнить всегда.

Позднее в 2002 году, жители станции Канютино на месте мемориальной доски установили памятник, поставили ограду, разбили цветники (см.Фото №11).

На этой лесной полянке, которая соединяла три времени: 1 – довоенную мирную жизнь, когда люди строили дома, держали скот, через эту полянку дети бегали в лес по ягоды, 2 – ужасное военное время, когда здесь же приняли страшную смерть от рук фашизма наши односельчане, 3 – послевоенное время, когда снова на эту же полянку шли люди со своей скорбью, чтобы ни одно поколение Канютинцев не забыли трагедию, чтобы не допустили никогда больше такого ужаса.

Здесь же находилась еще одна могила, в которой была заживо погребена связная партизанского отряда. (К сожалению, мне не удалось о ней узнать подробности). По воспоминаниям очевидцев: за связь с партизанами ее закопали живьем.

Из воспоминаний:

[Земля на могиле еще долго шевелилась. Жители, наблюдавшие этот ужас, ничем не могли помочь. Вокруг шевелящегося холмика стояли немецкие солдаты с автоматами, готовые в любую секунду расстрелять всех, кто посмеет подойти].

Опасаясь, что некоторые факты, события из истории полянки, на которой происходили эти страшные события, могут быть со временем утеряны, так как очевидцы этих событий уходят из жизни, а молодежь попросту может не знать, на данном этапе исследования я применила метод анкетирования в форме сотрудничества. (описание см. в практической части). Результаты (см.Приложение 2).

В 2011 году Останки шестнадцати героев из четырех захоронений, перенесли в одно, (перезахоронили) (см. Фото №12): Воинское захоронение в деревне Канютино, где был захоронен летчик лейтенант Сельдеренок Г.С., братское захоронение партизан, расстрелянных в годы Великой Отечественной войны, захоронение мирных жителей, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, воинское захоронение заживо-погребенной связной партизанского отряда. Так появилось братское захоронение №11 с мемориальным знаком (название памятника из документов администрации сельского поселения), в котором захоронены останки односельчан из четырех могил.

На месте перезахоронения в 2015 году установили новый памятник, территорию благоустроили, мы - школьники, вместе с педагогами ухаживаем за захоронением. (см. Фото №13). И снова в памятные для нас даты, дети, взрослые, пожилые жители приходят сюда, чтобы отдать дань памяти и уважения. (см. Фото №14,15).

Памятник в нашем селе является священным местом, который не дает забывать ту страшную войну, тех славных сыновей и дочерей, отдавших свои жизни за наше мирное небо. Свой «маршрут по местам боевой славы» я начинала и заканчиваю возле Памятника-мемориала «В знак памяти и скорби от благодарных потомков».

Данную часть исследования хочу закончить словами писателя В.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и стране подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».

Мы - жители Канютино, знаем о Вас, дорогие наши герои, мы - помним, мы - гордимся!












Практическая часть.

Практическая часть моей работы состоит из двух этап: на первом этапе наряду с другими методами исследования апробировала метод анкетирования в форме сотрудничества. Опасаясь, что некоторые факты, события из истории Памятника, могут быть со временем утеряны, важно, чтобы жители поделились своими воспоминаниями, а молодежь сохранила их и передала будущим поколениям. Поэтому было решено вовлечь как можно больше учащихся и жителей в исследование. Я долго думала, как это сделать? В итоге разработала схему сотрудничества (см. Приложение 2), которая помогла мне организовать работу с жителями. Разработав вопросы анкеты, (см. Приложение 3) предложила на них ответить учащимся 5- 9 классов, затем они пригласили к сотрудничеству в анкетировании соседей, родственников, друзей, родителей, которые ответили на эти же вопросы и поделились интересными фактами из истории памятников села. Почему я назвала эту схему – сотрудничество? Очень хотела, чтобы жители не просто отвечали на вопросы анкеты, а знали, что любая их информация имеет большое значение.

Вывод: Благодаря работе по схеме мне удалось за короткий срок опросить достаточное количество людей разных поколений и получить дополнительную информацию. Полученные результаты нашли свое отражение в таблице (см. Приложение 3). Несмотря на то, что примененный метод оказался трудоемким (пришлось обрабатывать огромное количество информации), но он дал более четкое представление, подтверждающее гипотезу. Благодаря методу-сотрудничества, учащиеся очень серьезно, вдумчиво отнеслись к собранной информации и внимательно к старшему поколению.

2 этап-создание продукта исследования – презентации. На данном этапе трудностей не было. Односельчане поделились фотографиями из личных архивов и подробно о них рассказали.






Заключение.


В результате проделанной работы выяснила следующее:

1. Инициатором создания Памятника в селе стал уважаемый всеми односельчанин, подполковник в отставке Городецкий Александр Антонович.

2. Открытие Памятника – мемориала состоялось 9 мая 2015 года.

3. Памятник объединяет сразу историю четырех Памятников.

4. Моя гипотеза, что наш Памятник способствует объединению людей разных поколений, подтвердилась.

Закончилось исследование. Я узнала много нового из истории своей малой Родины. Я словно перелистала страницы огромной книги, в которой наша история и судьба односельчан. Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину не жалея себя.

Было выяснено, что опрошенные обучающиеся нашей школы, некоторые жители не в полной мере имеют представление о данных памятниках и героях Великой Отечественной войны. Некоторые жители запутались, какие захоронения перенесены в новое место. Поэтому собрав и систематизировав всю информацию о наших памятниках, я выступила с проектом перед ребятами. Я думаю, что подготовленный материал, будет полезен для дальнейшей просветительской работы.

Данная работа имеет продолжение. Я планирую исследовать еще один памятник. Его история тоже заслуживает особого внимания. Памятник находится на гражданском кладбище, на месте военного госпиталя, который вместе с ранеными был полностью уничтожен немецкими летчиками. Исследование будет продолжено.



Список источников:


  1. Алешко Н.М. Во имя Победы. М., «Просвещение» 1985г., с.160

  2. Архивный материал. Воспоминания Казакова Анатолия Васильевича.

  3. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976г., с.223.

  4. Книга для учащихся старших классов и студентов под редакцией Г.Ф.Кривошеева «Великая Отечественная война. Цифры и факты». М., «Просвещение» 1995г., с.411.

5. Материалы из воспоминаний жительницы ст.Канютино Козловой З.Ф.

  1. Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа».

http Podvignaroda.mil.ru























Приложения

Приложение 1.

Фотографии памятников.



Фото №1 Фото №2



Фото №3 Фото №4










Фото №5 Фото №6



Фото №7 Фот №8


Фото №9 Фото №10




Фото №11



Фото №12









Фото №13 Фото №14




Фото №15






Приложение 2.

Схема сотрудничества.


Учащиеся школы





соседи

друзья

родственники

родители






Сбор анкет, обработка информации





Примечание: Для сбора информации эта схема оказалась удобной тем, что каждый участвующий в анкетировании школьник, вовлекал в этот процесс еще несколько человек.
















Приложение 3.

Результаты анкетирования обучающихся 5-9 классов и жителей деревни Канютино.


Вопросы анкеты.

  1. Сколько памятников Великой Отечественной войны у нас в деревне?

  2. Что вы о них знаете?

  3. Кого из участников Великой Отечественной войны нашего села вы знаете?

Обучающиеся МБОУ «Канютинская ОШ», участвовавшие в опросе

Класс

Число опрошенных

На 1 вопрос ответили правильно

2 вопрос

3 вопрос

5

4

2

знают не много

знают

6

6

4

знают не много

знают

7

7

5

2 человека не знают

знают

8

1

0

не знает

не знает

9

3

2

1 человек не знает

знают

Жители деревни Канютино, участвовавшие в опросе.

Возраст

Число опрошенных

На 1 вопрос ответили правильно

2 вопрос

3 вопрос

35-50 лет

20

18

знают

знают

50-70 лет

25

25

знают

знают


Вывод: Из таблицы видно, что в опросе участвовало учащихся – 21, на первый вопрос правильно ответили 13 человек, по второму вопросу 10 человек о памятниках знают совсем мало, 4 человека не знают ничего и только 7 человек обладает достаточным количеством информации, по третьему вопросу не знает только 1 человек.

Жителей участвовало в опросе 45 человек. На первый вопрос правильно ответили 18, по второму вопросу жители не только знают информацию, но многие смогли поделиться интересными фактами, по третьему вопросу все ответили правильно.





20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей