6
МБОУ «Дубенская СОШ»
Дубенского муниципального района Республики Мордовия
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
(с использованием интерактивной доски)
Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы Айзятуллова Л.А.
Январь, 2020 г.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Внимание на экран ( репродукции художников на фоне музыки П.И Чайковского)
- Ребята, что общего объединяет репродукции картин? (пейзаж)
- Что художники хотели сказать своими творениями? ( через любовь к природе донести до зрителя любовь к Родине)
- А кто сможет ответить, на фоне чьей музыки демонстрировались слады? (П.И. Чайковский). Знаете, как называется его произведение? А что вы услышали в музыке? ( также красоту родных мест)
- Ребята, при помощи чего художники передают свою любовь к Родине? Композиторы? А словом можно ли донести эту любовь? (конечно)
Вы уже догадались, о чем пойдет речь. Итак, тема сегодняшнего урока?
(стихи поэтов 19 века о природе и о родном крае)
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
II. Итак, ребята, я вас приглашаю в наш «Цех поэтов» ( когда станете постарше, вы узнаете, как однажды в начале 20 века в первые годы революции, когда в стране голод, холод , разруха, все перевернуто, а вот в такой обстановке собираются молодые поэты, объединяются, пишут стихи, спорят, обсуждают, потом это назовется Серебряным веком русской поэзии. Одной и такой группировок и был «Цех поэтов».
Ребята, а где встречаются цеха? Что это такое? ( на фабриках, на заводах) В цехах идет работа. Какая работа нас сегодня ждет?
- выразительное чтение стихов
- определение основных тем, образов произведений
- анализ стихотворений, для работы понадобятся справочники, рабочие тетради и учебники
III.
Литература делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА
Как вы думаете, к какому роду литературы относятся стихотворения? (лирика)
Теперь вспомним, как мы называем стихотворения, в котором воспевается любовь к женщине? ( любовная)
- к Родине (патриотическая)
- к природе ( пейзажная)
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».
Чтение стихотворения. Демонстрация рисунков, открытие «галереи»: «Наша галерея»
(На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»? Что изобразили вы на своих рисунках? ( то есть по сути вы пересказали стихотворение прозой)
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
Ребята, а чем отличается проза от поэзии? ( ритм, рифма)
Какие способы рифмовки вы знаете? ( парная, кольцевая, опоясывающая)
Определите какая рифма в стихотворении В.Жуковского ( смешанная)
- Теперь займемся определением стихотворного размера. Для начала вспомним о некой ДАМЕ и когда она помогает? ( при определении трехсложного размера)
- А еще какие есть ( двусложные)
В « Цехе поэтов» того 20 века, руководитель Николай Гумилев предложил своим ученикам свою систему запоминания трехсложных размеров, взял для этого себя: НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ, свою жену АННА АХМАТОВА и поэта ГЕОРГИЯ ИВАНОВ ( слайд)
Попробуйте поработать со своим именем, может, у нас есть свои примеры?
( в это время записываю на доске строки из Жуковского, ученик определяет размер у доски, остальные в тетради)
2.а)– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
Чтение стихотворения, демонстрация рисунков.
Ребята обратимся к урокам русского язык.
Что мы изучаем?
Что обозначает наречие?
Как в литературоведении мы назовем наречие при глаголе?
А какие эпитеты встречаются в этом стихотворении? ( выпишите)
Б) Изобразительно-выразительные средства делятся на какие группы?
Повторим сегодня тропы (работа с электронным тестом)
3.
Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.
Словарная работа по стихотворению «Благовест» .
Возвращение к тексту стихотворения .
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
- Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)
4. Стихотворение И.А.Бунина «Родина»
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…»
- В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?
- Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: выразительное чтение наизусть,
написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».