«Путешествие по городу Рыльск» Краеведческая игра для учащихся среднего возраста
«Любить свой край,
знать его особенности,
его богатства,
его историю – на этих лучших
чувствах к родным местам
и воспитывается подлинный патриотизм…»
М. Калинин
Цель:
• создание условий для формирования у подрастающего поколения интереса к истории и культуре родного края.
Задачи:
• расширение кругозора учащихся;
• приобщение к великому духовному наследию русского народа;
• развитие интереса детей к истории малой родины;
• развитие творческих способностей учащихся;
• воспитание у учащихся умение работать в коллективе с учетом личностных качеств, психологических и возрастных особенностей (помощь, взаимопомощь);
Оборудование: фотографии с достопримечательностями г. Рыльска, карта города, раздаточный материал, экран, ноутбуки -3, проектор.
• Подготовительный этап: готовятся жетоны – красного – три балла, зеленого – два балла, желтого – один балл.
• Перед началом мероприятия звучат инструментальные мелодии.
Ход:
• Сигнал внимания.
• Звучит фонограмма песни «Как не любить мне эту землю…», на ее фоне демонстрируется ролик «Мой город – моя гордость».
Педагог: Добрый день, дорогие друзья!
Здравствуйте, жители замечательного города Рыльска.
Что может быть милей бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, там радостней земля златая.
Родина! Родной край! Родной город! Как много мы вкладываем в эти простые, знакомые слова, как много они для каждого из нас значат!
По улицам родного города мы ходим в школу, гуляем с друзьями. Здесь живут родные и близкие нам люди. Здесь наша жизнь! Вы просмотрела вначале занятия ролик. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Все верно. Тема нашего занятия – «Наш город Рыльск». Поэтому у нас сегодня не простое занятие. Мы отправимся в путешествие по родному городу. Мы с вами уже много знаем о нашем городе. И сегодня вам предстоит пройти много сложных, но интересных испытаний для того, чтобы стать настоящими экскурсоводами и достойными гражданами нашего родного города. Готовы ли команды отправиться в краеведческое путешествие?
Тогда в путь.
Заданий будет 6.
Каждый конкурс оценивается по трех бальной системе.
Командам будут вручаться жетоны:
красный – три балла
зеленый – два балла
желтый – 1 балл
Посмотрим, сколько светофорчиков соберут наши команды.
«Земля любимая родная,
Ты мне как целый белый свет,
Тебя сполна я не познаю –
На это мало кратких лет».
Педагог: Приходилось ли вам когда-нибудь путешествовать по Курской области? Дорога бежит среди хлебных полей, и, кажется, нет ей конца. Огромные желтеющие нивы ржи и пшеницы сменяются яркой зеленью посевов свеклы, а там кукуруза, уже вставшая в рост человека. Дорога то спускается с холма, то вновь поднимается к горизонту.
Мы любим места, где родились, здесь проходят наши детские годы, а порой и вся жизнь. Мы живем с вами в Курской области, кто с рождения, а кто и недавно. Но хорошо ли мы знаем все то, чем богато и славно ее прошлое и настоящее? Представляем ли себе во всей полноте, насколько увлекательно знакомство с давно минувшим, сколь много необыкновенно интересного можно увидеть в привычной действительности.
А сейчас ребята давайте проверим, как вы знаете историю родного края.
Внимание на экран.
Задание №1 «Историческая летопись»
Условия конкурса: перед вами лежат карточки с номерами. Я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Необходимо поднять карточку с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ – один балл.
Год основания нашего города?
А) 1885;
Б) 1285;
В) 1152.
Когда наш город отметит 870-летие?
А) в 2020 году;
Б) в 2022 году;
В) в 2032 году.
В честь кого назван наш город?
А)Cвоё название Рыльск получил по реке Рыло (ранее Рыла).
Б)По одной из версий Рыльск обязан своим именем преподобному Иоанну Рыльскому.
Г)По ещё одной древней легенде своё название река получила так: дикая свинья с поросятами, роя себелоговище, разрыла источник, который и явился началом реки.
Какая венценосная особа и в каком году посетила наш город?
А) в 1796 году (Екатерина Великая);
Б) в 1699 году (Петр I);
В) в 1709 году (Петр I).
Во время Полтавской битвы город помогал армии Петра I продовольствием, фуражом и одеждой. В 1709 году, возвращаясь в столицу с блестящей победой, император заехал в Рыльск. Дом, где он останавливался, сохранился и сегодня. Каменное строение гордо именуется «Дом Петра I». Туристам об этом историческом факте повествует мраморная доска меж белых колонн с местами потрескавшейся штукатуркой. А тарелка спутниковой антенны, выглядывающая из-за угла, намекает, что дом обитаем до сих пор.
Глава городского самоуправления?
А) Губернатор;
Б) Мэр;
В) Председатель.
Главная улица нашего города?
А) Ленина;
Б) Володарского;
В) Советская площадь.
На берегу, какой реки стоит наш город?
А) Рыло;
Б) Сейм;
В) Дублянка.
Как называется музей в нашем городе?
А) музей им.Г.Шелехова;
Б) музей Боевой Славы;
В) краеведческий музей.
Как называется монастырь в нашем городе?
А) Успенский мужской монастырь;
Б) Свято Николаевский мужской монастырь;
В) Свято Никольский мужской монастырь.
10. Назовите самую древнюю постройку на территории г. Рыльска?
А) Успенский собор; 1518г.
Б) Покровский храм; 1882г.
В) Свято- Николаевский мужской монастырь;1505г.
Г) Вознесенский храм. 1867г.
Внимание на экран. Немного истории. Успенский собор
История прихода ведётся с 1518 года, когда по повелению московского царя Василия III Иоанновича в честь победы Новгород-Северского и Рыльского князя Василия Ивановича Шемякина над татарами, пришедшими грабить рыльские и путивльские земли, на левом берегу реки Дублянки был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который был разобран по мере обветшания здания и примерно к началу XIX века заменён небольшой деревянной часовней. Восстановленная надгробие над местом погребения купца И. Ф. фон Филимонова в правом приделе собора. 2016 год
В 1797 году на этом месте начали возводить новый каменный храм на средства рыльского купца первой гильдии Ивана Федотовича фон Филимонова, который вёл торговлю с Австрией и занимался церковной благотворительностью.
Настоятель – о.Александр
Покровский кафедральный собор
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена в Рыльске в 1822 году на средства купцов Севастьяна и Федора Шелеховых. Церковь расположена в центральной части города, на углу улиц Выходцевской и Преображенской (К.Либкнехта и Ленина). Священник Покровской церкви протоиерей Константин Бокадоров в «Историческом очерке г. Рыльска к 100-летию Рыльского полка» в 1907 году писал: «Покровская церковь построена рыльскими купцами Севастианом и Феодором, детьми Шелиховыми».
Настоятель- о.Николай
Вознесенский храм
Вознесенская церковь находится в центре Рыльска на углу улиц Луначарского и Ленина. Здание церкви интересно не только с точки зрения архитектуры - оно возведено на пожертвования почетных граждан города, а также на проценты от акций Российско-Американской торговой компании, пожертвованные Г.И.Шелеховым.
По своей выразительности Вознесенская церковь уступает Успенскому и Покровскому соборам, но при этом имеет свои достоинства в градостроительном отношении. Пятикупольный храм, стоящий среди невысокой, преимущественно одноэтажной застройки в южной части центра города на вершине склона, как бы парит над городом. Колокольня церкви, стоящая на красной линии улицы Ленина, объединяет собой перекресток и близлежащую городскую постройку.
Церковь была построена и освящена в 1866 году. Автором постройки в псевдовизантийском стиле был Никифор Гаврилович Каменев - почетный гражданин города. К западному рукаву креста примыкает трапезная с колокольней. Как снаружи, так и внутри углы храма скошены, что характерно для построек данного периода. Четыре угловых и центральный подкупольный барабаны четырехгранные со скошенными углами. Это создает впечатление восьмигранников. Купола также четырехгранные и также имеют скошенные углы. По такому же принципу построены формы главок. Купола покрыты в «шапку». Ребра выделены железными полосами.
Настоятель- о.Владимир, протоиерей Рыльского церковного округа.
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой "прежних государей и великих князей жалованные грамоты" для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли. Настоятель монастыря – о.Роман
Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Ну а мы продолжаем наше путешествие по родному городу.
Задание №2 «Путешествие по памятным местам города»
Ведущий 1: Каждой команде предлагается угадать и написать название памятного места, которое вы увидите на предложенных вам слайдах.
Внимание на экран:
1. Памятник М.Горькому;
2. Памятник Г.И.Шелхову; 3. Обелиск воинам 112 стрелковой дивизии;
4. Памятник В.И.Ленину;
5. Памятник 121 стрелковой дивизии;
6. Поклонный крест;
7. Памятник неизвестному солдату;
8. Обелиск воинам-афганцам;
9. Памятник городам-побратимам.
Задание №3 «Юный архитектор».
Педагог: В нашем городе много памятников и памятных мест, связанных с именами известнейших людей России, и я предлагаю вам принять участие в создании памятника, который по вашему мнению, может украсить наш город.
Вам нужно придумать:
1. название памятнику;
2. его внешний облик;
3. материал, из которого он будет изготовлен;
4. место, где будет располагаться памятник.
Педагог: Просим жюри огласить итоги конкурса.
Задание №4 «Прогулка по городским улицам».
Педагог: Каждая команда называет по представленным слайдам название улиц города. Внимание на экран.
1. Красная площадь;
2. ул.Р.Люксембург;
3. Ул. Фрунзе;
4. Ул. К. Маркса;
5. Ул. Куйбышева;
6. Ул. Дзержинского;
7. Ул. Ленина
Педагог: Предлагаю вам за 2 минуты вспомнить и написать все памятные места и административные, расположенные на улице Ленина.
Покровский храм, Вознесенский храм, Рыльский совхоз-техникум, городской Дом культуры, кинотеатр Сейм», Администрация г.Рыльска.
Назовите улицы, которые носят фамилию писателя или поэта.
Маяковского
Лермонтова
Пушкина
Гоголя
Горького
Островского
Задание №5 «Выдающиеся земляки».
Педагог: Славится наша рыльская земля своими людьми - героями труда, войны. Люди, живущие на ней, гордятся тем, что здесь родились известные всему миру писатели и поэты, строители, ученые, врачи, учителя.
Перед вами находятся карточки, на которых написаны фамилии выдающихся земляков, вторая половина карточек оставлена пустой, вам следует написать, кем они были? писателями и поэтами, учеными и революционерами, путешественниками и видными деятелями искусств.
Г.И. Шелехов
И. Ладыгин
О.Сторьев
А.В.Домбровский
Задание № 6 «Экскурсовод»
Педагог:
Мы с вами встречаем гостей из других городов. Куда бы вы повели их? что бы вы показали им в нашем городе?
К сожалению, у нас очень мало мест, куда можно с удовольствием отправиться в выходной день, а уж, тем более, пригласить туда гостей. Если бы вам представилась уникальная возможность одним росчерком пера подарить городу новый музей, театр, концертный зал, то что именно вы бы открыли и почему?
Представьте, что вы повстречались в 4000 году с «братьями по разуму» из космоса. Вы, конечно, очень любите свой город, поэтому расхваливаете его перед инопланетянами. Как бы вы могли это сделать?
2017 год-год 75-летия партизанского движения в Курской области. В Рыльском районе были два партизанских отряда им.Чапаева и им.Фрунзе. Марченко Анастасия сейчас расскажет нам о партизанском отряде им.Чапаева.
Экскурсия «Партизанский отряд им.Чапаева» - Марченко Анастасия
Педагог: Без прошлого нет будущего. Наши предки оставили нам много интересного и самобытного. И наша с вами задача постараться сберечь и передать все нашим потомкам. О том, как жили наши предки, о предметах быта и обихода расскажет Михина Алена. Приглашаем всех в этнографическую комнату.
Экскурсию в этнографической комнате проведет Михина Алена.
Педагог: Наше путешествие подошло к концу, и я думаю, пришло время наградить самых лучших знатоков.
Каждая команда, а их у нас было 2, подсчитывает баллы, которые она заработала сегодня. Напоминаю:
красный – три балла
зеленый – два балла
желтый – 1 балл.
Награждение.
Педагог: Мы сегодня попутешествовали по нашему родному городу. Он небольшой, но очень древний. Много достопримечательностей. Вы молодцы! Можете провести экскурсию для гостей, которые посещают Рыльск.
В завершении хочу спросить вас. Вот вам конвертики. В них смайлы.
Если вам понравилось наше путешествие - поднимите красный смайл.
Если было скучно - желтый.
Если вы хотите продолжить путешествие - голубой.
Спасибо! Я увидела ваши ответы. Мы продолжим путешествие по нашему древнему городу.
11