Краеведческая игра "Путешествуем по Крыму"
Цели:
· расширить и углубить знания учащихся о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
· прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
· воспитывать у детей чувство гордости за свой край, уважение к труду и традициям предков, любовь к Родине.
Оформление и оборудование:
карта Крыма, иллюстрации по теме, пейзажи Крыма, фотографии городов Крыма, семейные фотографии путешествий по Крыму, костюмы народов Крыма, детские рисунки родного края, ноутбук, материалы для заданий,
экран ( работает согласно презентации).
Пояснительная записка
Краеведение-это разнообразные знания о природе, коренном населении, хозяйстве, истории, традициях и культуре родного края. Подростковый возраст - активный период вовлечения детей в краеведческую работу. Использование местного материала в процессе обучения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у учащихся интерес к краеведческим знаниям, стремление к самостоятельному творчеству, помогает в выборе профессии. Это объясняется возрастанием всеобщего интереса к краеведению, признанием его роли в воспитании всесторонне развитой личности. В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся при непосредственном руководстве педагога.
Обучающая краеведческая игра - форма деятельности, имитирующая познавательную ситуацию, создающая положительную установку на изучение и решение краеведческой проблемы, способствующая активному творчеству.
Популярным среди подростков (как и среди младших школьников) мероприятием является «Игра-путешествие по родному краю».
Игра включает следующие этапы:
предлагается тема и разрабатывается маршрут путешествия (реального или по книжным страницам);
подбирается соответствующая литература, рекомендуется для прочтения;
происходит подбор участников игры, с ними проводятся информационные беседы, обзоры, викторины, конкурсы;
организуются выступления участников с рассказами осемейных путешествиях.
Ход мероприятия:
Ведущий:
- Добрый день! Ребята, вы любите путешествовать? А почему?
Конечно! Интересно, весело, возможны приключения, тайны, загадки. Сегодня я приглашаю всех в большое путешествие по замечательному и прекрасному месту на нашей планете. По какому? Догадайтесь!
Его называют «Зелёный полуостров»,
Прекрасный полуостров,
Чудесный полуостров.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
(ответы детей )
-Да, вы правы . Мы живём в удивительно красивом уголке Земли под названием Крым. Посмотрите на карту. С чем можно сравнить Крым на карте? Поэт увидел в нём летящую птицу.
(ответы детей )
В древности полуостров Крым имел несколько названий. Каких?
(Таврида, Таврия, Кырым)
Ведущий:
-Итак, начинается большое путешествие по Крыму! А как можно путешествовать по Крыму?
(ответы детей )
И мы будем плыть на теплоходе, ехать на автобусе, идти пешком , а по дороге будем выполнять задания, разгадывать загадки и узнаем много нового и интересного о нашем родном Крыме.
Ведущий:
– Итак, в путь! Отправляемся на теплоходе. А как же называется наш теплоход?
( предложения детей )
-Очень хорошо! Название есть. Теперь нам нужен юнга. У него будет очень ответственное задание!
( выбрали юнгу, желательно самого маленького ученика)
Юнга:
-Отдать швартовы! Полный вперёд!
Учитель:
Мы выходим в открытое море !Давайте послушаем его!
1 ряд говорит : Плюх! Плюх!
2 ряд говори т: Хлюп! Хлюп!
Все остальные говорят: Ш-ш-ш-ш!
-Итак! 1 ряд!2 ряд! Все! ( 2-3 раза)
Красота! Так и хочется стихотворение о море написать!
А вот и первое задание:
Морская вода размыла текст и его нужно восстановить.
Море… (Чёрное) шумит,
Край наш …(морем )знаменит.
Славен…( солнцем ) южным
И народом…( дружным).
( участник читает стих)
Ведущий:
– Попрошу уточнить :
Какие моря омывают Крым?
(ответы детей )
Какие народы населяют Крым?
(ответы детей )
Во время нашего путешествия мы будем отгадывать загадки народов Крыма.
Ведущий:
-Мы приближаемся к берегу. Уже виднеется город. Название этого города Крыма переводится с греческого как «Богом данная».
В этом городе много замечательных мест. Интересны и музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Какой это город?
(ответы детей )
-Феодосия – это город-порт, город-курорт.
Ведущий:
А вот и следующее задание-блиц.(Быстрый вопрос- быстрый ответ)
1.Самая знаменитая картина Айвазовского ( «Девятый вал»)
2.Где она находится? ( в Русском музее в Петербурге )
3. Как называется самый сильный шторм на море? ( Буря)
4.Как называется художник рисующий море?(Маринист)
Молодцы!
Ведущий:
– Наше путешествие продолжается. Юнга !
Юнга:
-Отдать швартовы! Полный вперёд!
Ведущий:
Мы отправляемся в город …
А город называется как?
Да как рыба!
(ответы детей) (Судак)
А как в древности назывался Судак?
(ответы детей) (Сугдея, Сагдея, Сурож)
«Судак »- в переводе с иранского « чистый, священный».
Город был основан племенем сугдов в 212 году. В Средние века население города росло за счет прибытия торговцев, купцов и ремесленников из разных стран, в том числе греков и итальянцев. В VI веке, по приказу византийского императора Юстиниана I, в Судаке была сооружена Генуэзская крепость. Сейчас Судак —известный климатический приморский курорт. Судак — единственный город в Крыму, в котором есть пляжи из кварцевого песка. Каждый год в Судак и Судакский регион приезжает на отдых более 180 тысяч человек.
Ведущий:
-Обратите внимание- вдали виднеются горы. Как они называются?
(Крымские горы)
Следующее задание- экологическое:
-какие деревья растут в Крымских горах?
- какие животные водятся?
( ответы детей)
Ведущий:
– Погостили в Судаке, отправляемся дальше, а по дороге будем отгадывать загадки.
В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.
В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)
Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)
Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)
Ведущий:
– А на горизонте земля. Мы приближаемся к городу имя которого в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в нём во время Великой Отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. Нас встречает…
( ответы детей)
В Севастополе находится Черноморский флот Российской Федерации. Сегодня мы выясним кто из нас достоин звания « Лучший моряк Черноморского флота »
Итак - « Перетягивание каната», кто больше назовёт слов связанных с флотом.
( ответы детей )
( Последний ученик получает памятный знак)
Поздравляю! Поприветствуем Лучшего моряка Черноморского флота.
Ведущий:
-А мы –в путь! На горизонте санатории, реабилитационные центры и очень много детей. Как вы считаете где мы? Да, мы в Евпатории– известной детской здравнице.
Кто был в Евпатории , особенно в старом городе ,никогда не забудет эти маленькие уютные дворики ,полные воспоминаний о седой старине. Как в древности называлась Евпатория?
( Керкенитида, Гёзлёв)
– В Евпатории с давних пор живёт много разных народов. В одно время она была центром караимов. Давайте разгадаем караимские народные загадки:
Дверь с разбегу распахнул, а сам дальше махнул. (Ветер)
Как не хитри – голова снаружи, а тело внутри. (Гвоздь)
Сложена слоями, полна муравьями.(Книга)
Ведущий:
А теперь садимся в автобус на евпаторийском автовокзале и продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма. Отгадайте загадку и узнаете название города, в который мы направляемся.
Как называется поле, где выращивают дыни, арбузы? (Бахча)
Куда складывают дрова, уголь, домашнюю утварь? (Сарай)
– Это город Бахчисарай -бывшая столица Крымского ханства. Название переводится с крымскотатарского как «сад-дворец» . Старый город расположен в узкой долине реки Чурук-Су, там сохранились со средних веков узкие кривые улочки и традиционные крымскотатарские дома. Главным историческим памятником Бахчисарая является дворец крымских ханов — Хансарай. Вблизи города находится средневековая крепость Чуфут-Кале. Бахчисарай-город тайн и легенд истории.
Наше следующее задание: « Найди ошибку».
– Бахчисарай – это бывшая столица Османской империи.
( Крымского ханства.)
-Расположен в живописном месте в100км от моря.
( 15-20 км от моря)
-Самый известный памятник города Соколиная башня.
( Ханский дворец).
-Молодцы!
Ведущий:
– А сейчас мы направляемся в столицу Крыма.
Как называется этот город?(Симферополь)
Какое название он носил в древности? (Неаполис). В Средневековье это было небольшое поселение Керменчик, позже –небольшой город Ак-Мечеть. Симферополь- крупный промышленный ,транспортный, культурный центр. В Симферополе есть много достопримечательностей. Это город- труженик. Не зря на гербе Симферополя – трудолюбивая пчелка . В переводе с греческого Симферополь -« Город пользы», «Город — собиратель».
– Сразу же отправляемся на симферопольский вокзал и продолжим путешествие по железной дороге в город очень значимый для Крыма.
Следующее задание- « Узнай город по подсказке»
1. Это ворота Крыма.
2.Это узловая станция, через неё проходят все поезда, идущие в Крым и из Крыма.
3. Город находится на севере Крыма. (Джанкой).
Правильно!
« Джанкой» -в переводе с тюркского - "милая деревня". Первые письменные упоминания о Джанкое встречаются в документах за 1855 год .И если бы не строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, начатое в 1871 году, Джанкой еще долго оставался бы незаметной деревушкой. Сейчас Джанкой - промышленный центр, крупный железнодорожный и транспортный узел.
Ведущий:
– Мы продолжаем наше путешествие. Ребята, хотите рассказать о местах в Крыму где вы бывали с родителями?
( сообщения детей )
Ведущий:
Мы направляемся на юг Крыма к красавице-Ялте. Давайте составим « Ялтинский дайджест» для тех ,кто еще не был в Ялте, но обязательно приедет!
Древнее название Ялты?
(Джалита)
Где расположена Ялта?
(На берегу моря, на высоких холмах)
Роль гор в климате Ялты?
(Горы защищают Ялту от холодных ветров)
Морской и лесной воздух полезны для здоровья людей и поэтому -
( Ялта – всемирно-известный курорт)
Замечательные места Ялты:
Никитский ботанический сад ,
Медведь-гора,
Дворцы,
Музеи…
(видео, подготовленное обучающимися 11 класса)
Ведущий:
Молодцы ,ребята! Очень интересно вы рассказали о нашем Крыме. Но все путешествия рано или поздно заканчиваются и наше подходит к концу. Нам пора возвращаться! Нас ждет родная Алексеевка!
Ведущий:
– Обратите внимание - мы дома. Мы крымчане, мы не должны терять свои корни- исторические, культурные, родственные. Все мы, и взрослые и дети , люди, которых объединяют настроение, эмоции, желание сохранить свою культуру, язык, познакомиться с достоянием других народов. Очень важны в нашей жизни патриотизм, гражданственность, толерантность, уважение к людям других культур, языков.
(выходят дети в национальных костюмах)
Малая родина – это место, где ты родился и вырос. Для нас - это Крым, неповторимое и любимое, самое прекрасное место на земле. Так давайте же будем ценить, любить и беречь свой край!
1 уч. Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен.
2 уч. И русский, и грек, армянин, караим,
3 уч. Еврей, украинец, болгарин, татарин,
4 уч. Да здравствует добрый и щедрый наш Крым.
Все:
Мы за процветание в единстве!
Ведущий : Ребята, к сожалению, наш праздник подходит к концу. А, какой праздник без угощения? Сегодня мы приготовили традиционные национальные блюда народов Крыма и приглашаем всех к столу .