СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая исследовательская работа.Фронт милосердия …» Школьница в военном госпитале. Номинация «Великая Отечественная война»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня многие дети-войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.  Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

 Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Фронт милосердия…". Школьница в военном госпитале.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая исследовательская работа.Фронт милосердия …» Школьница в военном госпитале. Номинация «Великая Отечественная война»»

МКОУ Татарскогоренская основная общеобразовательная школа

Карсунского района, Ульяновской области





Краеведческая исследовательская работа



«Фронт милосердия …»

Школьница в военном госпитале.



Номинация «Великая Отечественная война»



Автор: Бурлакова Анастасия

Ученица 7класса

Контакты: 89279807038

Руководитель:

Абдулина Гальфия Ханяфиевна

Контакты:89297906804

2016 год-2017 учебный год.


Оглавление



1. Введение – 3 - 5 стр.

2. Основная часть – 7- 12 стр.

3. Выводы – 12 стр.

4. Заключение – 13 стр.

5. Источники - 14 стр.

6. Приложения 15 – 19 стр.
















I. Введение.

Актуальность работы.

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие дети-войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Фронт милосердия…". Школьница в военном госпитале.







Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель проекта:

1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Задачи проекта:

  • ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;

  • военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига детей-героев, детей-участников военных действий, членов семей;

  • приобщение к истории и культуре своего народа;

  • воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы работы над проектом:

  • сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование и др);

  • подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий;

  • беседы с детьми -войны

  • опрос одноклассников, односельчан

  • обработка результатов

  • соответствующие выводы.





























Предполагаемые результаты:

- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости в отдельности за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;

- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;

- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;

- понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире;

- формирование высокой ответственности, осознание гражданского и патриотического долга, воспитание и развитие чувства неравнодушия у ребят;

- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

- создание условий для преемственности поколений.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в музей школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.












II. Основная часть

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века. Во время сбора информации были выделены основные темы исследовательской работы. Из воспоминаний ребёнка-войны я узнала, какая тяжелая учесть легла в военные годы не только на плечи взрослого населения, но и детей. Дети войны совмещали учебу с работой на полях, элеваторах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки, помогали в госпиталях. Перед тем ,как провести исследовательскую работу мы разработали план.

План работы

Этапы

Сроки

Задачи и содержание деятельности

Организационно-диагностический

Сентябрь – октябрь 2015

– выбор темы и разработка социально-нравственного проекта;
составление перспективного плана по реализации проекта


Практический

Ноябрь 2015 –

май 2016

– поисковая деятельность;
– организация встреч с участниками ВОВ, с детьми войны, экскурсии в музей, поздравления с праздниками.


Обобщающий

Сентябрь-октябрь 2016

– обобщение итогов работы;
– подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов;

Свою работу мы начали с поисковой деятельности. Мы обратились к ветерану педогогического труда Салахетдиновой Наталье Ивановне . Она много лет создавала школьный музей и, конечно же, у неё был список детей войны, проживающих в с. Татарские Горенки. Получив этот список, мы организовывали встречи с людьми, о которых говорят: «Детство, опалённое войной».

Я хочу рассказать о женщине ,которая еще была маленькой девочкой в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на это, она побывала в госпитале, где встретилась с настоящими бойцами. Эту женщину зовут Алеева Рашида Хасановна. Она родилась 20 ноября 1930 года в селе Татарские Горенки. Семья её была большая, у них было 8 детей. Жили очень тяжело, бедно. В 1938 году поступила в 1 класс. Несмотря на трудную жизнь, она училась хорошо.

Когда началась война , Рашида Хасановна была в 3 классе, ей было 11 лет. Во время войны в санатории, в селе Сосновка Карсунского района Ульяновской области , был военный госпиталь .Они ходили в госпиталь пешком во время зимних каникул. С ними была классный руководитель Сафина Равза апа. Рашиду Хасановну не хотела отпустить в госпиталь её мама, потому что она была, очень маленького роста и не было у неё валенок. Учительница обещала ,если устанет ,везти на санках. Потом нашлись худые валенки и её отпустили. Односельчане собрали гостинцы бойцам. Дали кто что мог: носки, табак, кисет, сахар. Шли пешком через лес . Остановку сделали в селе Нагаево, там переночевали и через лес –до села Уразовка. В госпитале всех распределили по палатам. Она попала в 11 палату. Там ,узнав что она татарка, её позвал башкир по имени Раис. Он был ранен и вся его голова была перевязана ,были видны одни глаза. У него дома тоже осталась сестра ,такого же возраста как и Рашида Хасановна. Раис абый дал ей 6 комочков сахара. Потом после войны ,он поздравлял её ,посылал открытки. «Жаль, что не сохранила эти открытки»-,говорит Рашида апа.

Они помогали кормить раненых. Некоторых кормили с ложечки. В госпитале было много раненых. Кто без ноги, кто без руки .Раненые падали с коек, они звали медсестер, кричали. «Вспоминаю, и до сих пор сердце кровью обливается.»-,говорит Рашида Хасановна.

Обратно тоже шли пешком.

В настоящее время в санатории 11 палата сделана как раздевалка. Рашида Хасановна находилась на лечении в этой санатории.

В 1945 году Рашида Хасановна закончила 7 классов. Два года нигде не училась. Она работала в колхозе. Приходилось выполнять все тяжелые работы. Директор школы Шайдулина Кевсер апа попросила, маму Рашиды Хасановны, отправить её учиться в педагогическое училище. И она поехала учиться в Куйбышевскую область Камышлинский район в село Камышла. Училась 4 года, было трудно.

После окончания педучилища, её направили работать в село Нагаево. Там проработала 9 лет. Там же встретилась со своим будущим мужем Алеевым Файзрахманом Абубякировичем. Он тоже работал в школе учителем русского языка .Он заочно закончил Казанский пединститут.Является участником войны.. Вышла за него замуж в 1954 году. Там же родились трое её детей. Потом переехали в село Татарские Горенки

В школе работы не было и пришлось работать в селе Тат.Голышевка. Там проработала 2 года. Приходилось ходить пешком. Затем работала в Тат.Горенской средней школе. Преподавала в начальных классах. Рашида Хасановна пользуется авторитетом среди коллег и родителей

Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, я узнал, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Я не могу себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.

А что мы можем сделать для них? Мы поздравляем их с праздниками, оказываем им посильную помощь, слушаем их, учимся у них любить Родину.

К 70-летию Великой Победы в Ульяновске был открыт памятник детям войны. Мы заинтересовались, а сколько же уже открыто подобных памятников? И узнали, что таких памятников много! И это радует. События военных лет все дальше уходят в историю, все меньше остается живых свидетелей тех событий, поэтому сегодня важен каждый факт того страшного времени, необходимо сохранить память и о тех, кто из-за войны раньше времени расстался с детством.

Архивные материалы.

Из архивных источников, находящихся в школьном музее, я узнала, когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, ребята района в нём приняли самое активное участие. Нетрудно представить, какую радость подарки доставляли воинам – фронтовикам. Как правило, каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Так же я узнала, что в первые дни войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали– не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Все эти примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

Интервью учащихся

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

«О войне я знаю в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни».

«О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Неслужебное здание», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть и первую, и вторую часть этого кино. В нём настолько по-настоящему показывается жизнь того времени, что иной раз бросает в дрожь. К тому же. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и заставляет любить то место, где мы живём - Нашу Родину».

«Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже немало лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

Исходя из данных опроса можно сделать вывод, что мои сверстники владеют некоторой фактической информацией но, мало знают о чувствах, эмоциях детей войны, которые пережили эту страшную пору.

Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждена: необходимо.

IV.Выводы

Через исследовательскую работу я понял, что:

1. Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы войны в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.

2. Дети, подростки несли все тяготы жизни не ради славы или награды, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по нашей земле, т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.

3. Выслушав рассказ ребёнка войны о тяжелых годах ВОв, я как будто соприкоснулись с живой историей. Я почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, я убедилась в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время Вов характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.





V.Заключение

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения. В выполнении работы мне помогали: учительница Абдулина Гальфия Ханяфиевна ,мои одноклассники и, конечно же, мои земляки – дети войны.

Эту работу я намерена продолжать дальше, потому что в наследство нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.








Источники

  1. Материалы школьного краеведческого музея МКОУ Татарскогоренской школы

  2. «Аргументы и факты». «Связь времён. Зачем нашим детям уроки истории?»ОльгаШевченко http://www.vlad.aif.ru/society/persona/1483416 

  3. Каталог памятников детям Великой Отечественной войны. Копылова Н.В.

http://wiki.iteach.ru/images     

  1. Википедия «Памятники детям войны» https://ru.wikipedia.org/wiki 

5   Обобщенный банк данных «Мемориал»  https://obd-memorial.ru/html/default.htm 

             

























































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!