СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая конференция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для конференции был собран с целью сохранения памяти и распространения сведений о знаменитом земляке.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая конференция»

Отдел по образованию и молодежной политике администрации Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Карайчевская основная общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области


Областная краеведческая конференция обучающихся

«Край родной»


Номинация: «Художественное творчество»

Жизнь и творчество художника-земляка

Шабанова Николая Константиновича


Подготовил:

Русин Роман Сергеевич,

обучающийся 9 класса

МКОУ Карайчевская ООШ,

397533, Воронежская обл.,

Бутурлиновский р-н, с. Карайчевка,

ул. 50 лет Октября, 4;

397533, Воронежская обл.,

Бутурлиновский р-н, с. Карайчевка,

ул. Ворошилова, 25

Конт.телефон: 952 951 63 87;

E-mail: [email protected]

Руководитель:

Бодякина Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Карайчевская ООШ

397533, Воронежская обл.,

Бутурлиновский р-н, с. Карайчевка,

ул. 50 лет Октября, 4;

Конт.телефон: (47361) 5 51 92;

E-mail: [email protected]



с. Карайчевка 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение……………………………………………………………..3


Основная часть………………………………………………………6


Биографические сведения…………………………………....6


Творческие заслуги………………………………………….10


Заключение…………………………………………………………12


Литература………………………………………………………….14


Приложение ………………………………………………………..15















ВВЕДЕНИЕ



О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

А. Чепуров

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах - долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:  

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится моё село – заслуженном художнике, Николае Константиновиче Шабанове.

Актуальность темы исследования

В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательская работа «Жизнь и творчество художника-земляка Николая Константиновича Шабанова» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, посвятивших свою жизнь служению Родине, о людях, совершивших трудовые подвиги.

Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг каждого из нас - знание истории малой родины, сохранение памяти о своих земляках, их делах. Мне интересна история моего села и его жителей. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

Цель исследования

Рассказать о художнике интересной судьбы, который прославляет своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования

1. Анализ различных видов источников информации о судьбе земляка, доктора педагогических наук, профессора, члена Союза художников России, члена Союза историков искусств и художественных критиков, академика Международной академии наук педагогического образования, заведующего кафедрой художественного образования и истории искусств Курского государственного университета, о его роли в развитии современной жизни.

2. Побуждение сверстников к изучению своих исторических корней, ближе познакомиться с трудовой деятельностью земляков, имеющих большие заслуги перед страной на современном этапе.

3. Проведение исследовательской работы по имеющейся информации в сети Интернет.

4. Воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к заслуженным людям труда, искусства своей малой Родины.

5. Повышение интереса и приобщение обучающихся нашей школы к истории родного края.

Гипотеза исследования

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка, Шабанова Н.К. может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования

Земляк, заслуженный художник Шабанов Н.К., его личный пример, вклад в развитие села, района, области, России.

Предмет исследования

Биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.

Методы исследования:

1. Анализ источников информации;

2. Наблюдение;

3. Интервью;

4. Обработка полученных результатов.







БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ



Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Николай Константинович Шабанов родился 27 апреля 1952 года в селе Карайчевка Бутурлиновского района. (Прил.1) В семье Шабановых Константина Кирилловича (1908 г.р.) и Матрены Ивановны(1909 г.р.) было пятеро детей: Иван (1931 г.р.), Алексей (1936 г.р.), Варвара (1942 г.р.),Василий (1944 г.р.) и Николай (1952 г.р.). Художников в роду не было, тем не менее, родители с пониманием относились к увлечениям младшего сына Коли, поощряли его занятия рисованием. Время пребывания в родительском доме (Прил.2) и учеба в школе – это время познания жизни, общения с замечательными людьми. Окружающая природа позволила не только полюбить ее, но и способствовала развитию воображения и наблюдательности. В детстве Коля не только много копировал репродукции картин известных художников, но и делал первые попытки работы с натуры, пользуясь при этом советами школьного учителя изобразительного искусства. (Прил.3) Но, конечно, настоящую школу Н.К. Шабанов прошел уже в Курском государственном педагогическом институте, куда он поступил в 1973 году после окончания Козловской средней школы. Дипломную работу выполнял по живописи. Защитился на «отлично». По завершении обучения в вузе Н.К. Шабанову предложили выбрать место распределения. Среди прочего была (впервые в истории худграфа!) Москва. Устоять перед соблазном столичных возможностей было сложно. Правда, на поверку Москва–400 оказалась военным городком с ракетодромом в Астраханской области. Но о проведенных там годах Шабановы (поехала-то туда уже семейная пара, которая, кстати, именно там обзавелась двумя дочками) нисколько не жалеют. Они были молоды, полны энтузиазма, охотно изучали азы профессии в качестве школьных учителей и преподавателей детской художественной школы. Но когда судьба предоставила возможность вернуться в Курск, ею воспользовались. И с тех пор прикипели и к вузу, и к городу. Доказательства? Пожалуйста! Чета Шабановых не раз получала приглашения переехать на новое место жительства, причем на условиях весьма выгодных. Оно и понятно: какой вуз не оценит возможности получить сразу двух профессоров?! (Ольга Петровна тоже профессор, доктор наук. Защищались они с мужем почти в одно время, стараясь развести во времени поездки в Белокаменную так, чтобы было кому присмотреть за Машей и Катей). Не так давно Шабановых в Белгород звали, подкрепив для убедительности слова ключами от роскошной трехкомнатной квартиры. Отказались. Да и в столицу работать приглашали: предлагали Николаю Константиновичу должность декана художественно-графического факультета в МПГУ. Не соблазнился. Потому что Курск стал по-настоящему родным, а худграф, на котором он проработал более четверти века, – делом жизни.

Надо отметить, что Николай Константинович один из самых востребованных председателей государственных аттестационных комиссий. Объясняется это просто: вдобавок к необходимым в этом случае ученым званиям он имеет очень широкий художественный кругозор, и можно без преувеличения назвать его специалистом практически во всех видах художественного творчества. Диплом ведь мало просто оценить, надо уметь провести «разбор полета», снабдив свое мнение грамотными аргументами. А зачастую и провести некий мастер-класс, подкрепляя теорию практикой. А Николай Константинович в своей области просто мастер-универсал! (Прил.4) Рисунок, живопись, композиция – это, понятно, дала вузовская подготовка. Но он уверенно чувствует себя в вопросах теории и практики декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Отдавший многие годы подготовке преподавателей изобразительного искусства, он все методики, которые рекомендует студентам, апробировал сам на практике, проводя занятия по изобразительному искусству на разных экспериментальных площадках вуза (детский сад № 9, школы № 27, № 44, школа-лицей № 21). После того, как Шабанов поработал в 21-м лицее, немало его выпускников пришли учиться на худграф. А это – лучшее свидетельство того, что педагог сам увлечен делом, предан ему.

Многочисленные союзы, советы, правления, куда он входит, не сулят никакой материальной выгоды, а его авторитет в педагогической, научной, художественной сферах и без того велик. Зачем, казалось бы, отдавать этой работе бесценное время? А ему интересно. Интересно узнавать новое, общаться с коллегами, передавать накопленное. (Прил.5)

Живопись бросить – тоже не получается. Потому что тоскует он без этого занятия. Участник многих выставок различного уровня Н.К. Шабанов в своих работах стремится запечатлеть красоту и своеобразие окружающей природы. (Прил.6) Его привлекает игра света и тени, стремление передать впечатление световоздушной среды. Мотивы, которые выбирает для своих произведений Николай Константинович, как правило, предельно просты. Он не стремится к эффектности или внешней романтичности. Его цель – показать жизнь природы, наполнить ее внутренней одухотворенностью. Николай Константинович не просто фиксирует то, что видит, а творчески преобразует, создавая определенное настроение, вводя зрителей в мир природы, созвучной человеческим качествам. (Прил.7)

Когда удается выбраться на отдых, этюдник с собой не берет. Зато непременно привозит альбом с натурными рисунками. А маршрут для отдыха выбирается такой, который позволит увидеть давно знакомый заочно музей или неповторимые пейзажи.(Прил.8) Любит Италию – Венеция, Флоренция, Рим. Восхищается музеями Европы и древностями Египта. А вот в Турцию, где отдых связан преимущественно с лежанием на пляже, его не заманишь.

О судьбе своих картин Николай Шабанов особо не заботится, продает крайне редко (только уж если покупатель очень настойчивый попадется). Зато охотно дарит. Но вот что удивительно: при таком легкомысленном отношении к своему творчеству пожаловаться на безвестность не может. Его работы чрезвычайно часто репродуцируются в разного рода, в том числе изданных в Москве, книгах. Иногда даже без ведома автора.

Стоит ли удивляться, что такая увлеченность профессией не оставила равнодушными дочерей? По следам родителей пошли Маша и Катя. Обеих уже давно уважительно величают по имени-отчеству, обе давно защитили кандидатские диссертации и работают над докторскими. А внучка Катя, ученица гимназии, охотно занимается в детской художественной школе. Даже Алиса, которой только что исполнился годик, уже пытается «творить», оставляя следы на обоях. Куда денешься от наследственности и традиций семьи?!

ВЫВОД

Изучая жизненный путь нашего земляка, я понял, что именно такие люди, как Шабанов Николай Константинович, являются маяками, учат, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, помнить и знать историю малой родины.

















ТВОРЧЕСКИЕ ЗАСЛУГИ



Даже простое перечисление должностей Николая Константиновича Шабанова требует так много места и времени, что абсолютно непонятно: как один человек может справиться с таким количеством нагрузок. Член трех докторских диссертационных советов, учебно-методического совета по изобразительному искусству, ученый секретарь отделения Международной академии наук педагогического образования Центрально-Черноземного региона, член правления Курского отделения Союза художников России, руководитель научной школы по художественной педагогике. (Прил.9)

Николай Константинович автор более 170 научных работ и учебных пособий, монографий, сборников. Его дело продолжают многочисленные ученики: 20 кандидатов наук из различных городов России защитили диссертацию под его руководством.

В 2006 году Шабанов за участие во Всероссийской художественной выставке, посвященной 100-летию М.А. Шолохова, награжден медалью «К 100-летию М.А. Шолохова». А в 2012 году – серебряной медалью творческого Союза художников России.(Прил.10) В 2016 году Золотую медаль имени Ивана Шувалова за вклад в отечественную культуру и искусство нашему земляку Николаю Константиновичу Шабанову вручил лично Народный художник СССР и России Зураб Церетели. (Прил.11)

Николай Константинович – участник многих выставок, одна из которых под названием «Акварельная элегия» была открыта в начале апреля нынешнего года в Курском литературном музее. (Прил.12) А 20 апреля в здании администрации города Курска была открыта ещё одна выставка нашего земляка. В экспозиции было представлено более 50 живописных полотен в излюбленных жанрах художника – пейзаже и натюрморте. (Прил.13) Здесь и лирические мотивы родной природы (Прил.14) , и размышления о вечном (Прил.15) , и любование дарами природы в натюрмортах (Прил.16) .

Глядя на картины, можно увидеть, как менялись подход и техника художника. Неизменным остаётся желание творить. Как на холсте, так и в аудитории. Николай Шабанов плодотворно совмещает творческую жизнь с научной и педагогической. На каждую выставку приглашает своих студентов – одних из самых честных критиков.

ВЫВОД

Творчество Николая Константиновича заставляет задуматься об искусстве в современном мире и о том влиянии, которое оно может оказывать на формирование эстетических взглядов зрителя.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Размышляя о судьбе Н.К. Шабанова, о том времени, в котором он жил, понимаешь, что себя он делал сам. Нелегкий жизненный путь, но цель нести в мир прекрасное была им достигнута. Задумываешься о судьбе живописи в целом в современном мире – мире прогматиков, рыночников. Ценителей настоящего искусства стало мало, но хочется верить, что это пройдёт. Потребность писать картины, как и потребность в поэтическом слове любого человека, понимает он это или нет, являются определяющими в человеческой сути. Мы часто говорим, что у этого человека «музыкальный слух». А взгляд художественный может быть? И то и другое нужно воспитывать, развивать. Хочется верить, что произведения и работа Николая Константиновича с молодёжью этому способствуют.

Сложная штука - жизнь. Странные вещи она делает с человеком: постоянно ставит ему какие-то преграды на пути к цели, роняет лицом о землю, мы спотыкаемся, падаем, а после кто-то изо всех сил старается подняться и пойти дальше, а кто-то бессильно остаётся лежать на земле: первых мы называем сильными, последних - слабыми. Она дарит нам минуты счастья и минуты горя, которые мы помним всю жизнь. Она учит нас, как её прожить, только кто-то учится, а кто-то игнорирует её уроки. Жизнь предоставляет нам на выбор несколько путей, а по которому из них идти, мы выбираем сами. Она знакомит нас с людьми: одних мы пытаемся забыть и забываем, другие становятся нам дороги, третьих мы запоминаем навсегда.


ВЫВОД

Собирая материал для исследовательской работы, я открыл для себя много нового: познакомился с судьбой знаменитого земляка-художника, с интересом посетил виртуальные выставки его работ.

Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей.

Спасибо моему земляку, замечательному труженику, который по-своему делает историю, внося свой посильный труд в «трудовую славу, творческое наследие моей большой страны». Я очень рад, что в ходе своей работы смог пообщаться в сети Интернет с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться, понять то, что для его поколения на первом месте было ответственное отношение к труду. В нашем селе много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще не открыто, поэтому мне есть, над чем работать.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Баутин Ю.С. Дорогие мои земляки. Книга 1.- Борисоглебск, 2015 г.

  2. Баутин Ю.С. Дорогие мои земляки. Книга 2.- Борисоглебск, 2016 г.

  3. Баутин Ю.С. Дорогие мои земляки. Книга 1.- Борисоглебск, 2017 г.

  4. http://www.vipvkurske.com/articles/576/

  5. http://seyminfo.ru/v-kurskom-literaturnom-muzee-otkry-las-personal-naya-vy-stavka-nikolaya-shabanova.html

  6. https://vrnguide.ru/bio-dic/sh/shabanov-nikolaj-konstantinovich.html

  7. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA&stype=image&lr=193&noreask=1&family=yes&source=wiz
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3




















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5


















ПРИЛОЖЕНИЕ 6
















ПРИЛОЖЕНИЕ 7
















ПРИЛОЖЕНИЕ 8
















ПРИЛОЖЕНИЕ 9
















ПРИЛОЖЕНИЕ 10
















ПРИЛОЖЕНИЕ 11
















ПРИЛОЖЕНИЕ 12


















ПРИЛОЖЕНИЕ 13















ПРИЛОЖЕНИЕ 14














ПРИЛОЖЕНИЕ 15















ПРИЛОЖЕНИЕ 16