СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа Изотеева Максима ученика 11 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа заняла II место в областном конкурсе "Музей - школа - музей" в номинации "Уникальная фотография". Научный руководитель: Сонина Наталья Сергеевна. Цель: Собрать материал о моём прадедушке, малолетнем узнике фашистского трудового лагеря в местечке Кельсау Австрия.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа Изотеева Максима ученика 11 класса»

Введение

Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Каждый день войны это кровь и смерть, боль и горечь утрат. А ещё война, это ужасы лагерной жизни, которые пришлось испытать на себе несовершеннолетним.

Цель:

Собрать материал о моём прадедушке, малолетнем узнике фашистского трудового лагеря в местечке Кельсау Австрия.

Задачи:

Записать воспоминания Гуменюк Анатолия Захаровича, провести интервью и анализ письменных источников, хранящихся в семейном архиве.

Актуальность:

Людей, которые прошли через ад лагерной жизни, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Долгие годы о них не принято было говорить, да и они не хотели об этом рассказывать, поэтому нам нужно узнать всю правду, успеть записать их воспоминания, чтобы в будущем не было различных недоразумений.

От учителя истории я узнал о конкурсе «Музей – дети - музей». Решил принять участие в номинации «Уникальная фотография». Для того чтобы начать беседу с прадедушкой, я познакомился с Советским энциклопедическим словарём под редакцией А.М. Прохорова, где узнал что означает термин трудовой лагерь, затем познакомился с газетной вырезкой «Детство под дулами автоматов» Сергея Меняйлова, бывшего несовершеннолетнего узника немецких концлагерей. В своей статье он пишет об городищенских ребятах, которые на себе испытали издевательства фашистов. Статья в районной газете «Вперёд», «Нас угоняли насильно» Надежды Шевченко, в своей статье она приводит выдержки из книги «…и горела Волга» - письма воспоминания узников лагерей, а также в этой книге есть воспоминания бывшего сталинградца - « остарбайтера», жителя г. Фролово В.Х. Забазнова. В процессе работы мне помог архив семьи Гуменюк, в котором хранятся фотографии, справки, выписки того далёкого периода времени.

Основная часть

В архиве у прадедушки имеются две фотографии, привезённые им из Австрии. (См.приложение № 1) Первая фотография была сделана 20 февраля 1942 года. Бывший узник вспоминает: « Родился я, 18 июля 1925 года в с. Забородницы Новоунгенцкого района Хмельницкой области. В 1941 – 1942 гг. жил на оккупированной территории. В мае 1942 года насильно был угнан из родного села на станцию Бар – Там, где погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестном направлении. Ни кто не знал, куда и зачем везут. Уже потом узнали, что находятся в Австрии. До трудового лагеря Кельсау перевозили в тракторных тележках. Когда привезли в лагерь, разрешили сфотографироваться. На данной фотографии у нас нет ещё специального знака. Я во втором ряду слева второй. В первом ряду слева находится самый взрослый человек в отряде Трофим, он был руководителем отряда. С 1942 года до окончания войны работал на лесозаготовках, строительстве дорог, водопровода, в карьере добывал соль, четыре месяца пришлось работать на хозяина в семье, где было 150 голов крупного рогатого скота, а взрослых мужчин не было, их забрали на войну. У меня был свой собственный номер. Сейчас уже не помню его, а раньше знал и быстро произносил на немецком языке, в столовой давали еду, только если называл номер на немецком языке. За работу давали 200 граммов хлеба, 150 утром и 50 вечером, чтобы всё не съели утром. Есть хотелось всегда. За любую провинность наказывали, могли посадить в бункер или расстрелять».

Вторая сохранившаяся фотография была сделана весной 1945 года. На одежде молодых людей есть специальные знаки, на которых была буква R. Их крепили обычно на булавку, пуговицу или кнопку. Они были не только спереди на одежде, но обязательно и сзади. Когда выходили в город, номер снимали, но преимуществом его ношения было то, что некоторые кондукторы не спрашивали деньги на билет. Они уважали русских за то, что они, будучи в плену работали. За самовольное снятие знака могли даже расстрелять, если поступит донос командиру лагеря. Мой прадед на фотографии находится в первом ряду слева.

Освобождали трудовой лагерь весной 1945 года воскресным утром, советские войска с одной стороны, а американские с другой. Прадед попал к американцам. Немцы, бывшие в лагере, разошлись по домам. Военные переодевались в гражданскую одежду, так как не хотели, чтобы видели их в форме, их могли захватить в плен. Форму бросали на улице. Бывшие узники лагеря, выдавали только тех, кто жестоко обращался с ними.

После освобождения американцы привезли в большой лагерь в г. Галь, где продержали около двух месяцев, затем передали русским. После долгих допросов перевели в Венгрию, где направили служить в ветеринарный лазарет. Демобилизовался в 1949 году, через 7 долгих лет вернулся в свою страну. Работал слесарем, милиционером. В ноябре 1968 года приехал с семьёй в посёлок Образцы, в котором продолжает жить до настоящего времени.

Заключение

В результате работы, я собрал материал о своём прадедушке, малолетнем узнике фашистского трудового лагеря Кельсау в Австрии, записал его воспоминания, провёл интервью. Анатолий Захарович, не любит говорить о военном времени, о годах, проведённых в трудовом лагере, когда я просил его рассказать об этом, он умело переводил разговор на другую тему. Но благодаря двум фотографиям, через семнадцать лет своей жизни, я узнал о событиях, которыми прадед не хотел делиться. Может быть, он посчитал меня уже достаточно взрослым, чтобы поведать об этих годах своей жизни, а может быть эти две фотографии действительно уникальные, глядя на которые ему ещё раз захотелось вспомнить тот период жизни и поделиться своими воспоминаниями со мной.

Наша краеведческая комната пополнилась новой работой, которую можно использовать на уроках истории, краеведения, на мероприятиях 11 апреля, в день освобождения узников лагерей.

























Список источников и использованной литературы

Неопубликованные источники

1.Личный архив А.З. Гуменюк

2.Интервью с бывшим узником трудового лагеря// записанное 20.11. 2014 года, Изотеевым Максимом

Опубликованные источники

1.«Детство под дулами автоматов»//Новая газета

2. «Нас угоняли насильно»//Вперёд

Справочная литература

Советский энциклопедический словарь, главный редактор А.М. Прохоров, М., из-во «Советская энциклопедия», 1985 г. С.545