СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа в школьном музее

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы можете познакомиться с работо школьного краеведческого музея

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа в школьном музее»

Музейно - краеведческая работа в МБОУ «Шаминская ООШ».

Школьные музеи - результат целенаправленной поисково-исследовательской деятельности учащихся, совершающих путешествия и походы по родному краю, изучающих памятники истории, культуры и природы, собирающих документы о своих славных земляках.


Музей – это место, где можно провести урок на тему, связанную с историей, природой, культурой родного татарского края, это и центр общественной жизни всего микрорайона школы. Особенно - это касается сельских школ.

Наш музей открылся 31 марта 1999 года под руководством Чугурова Анатолия Гавриловича, учителя истории. Экспонаты же музея собирались учащимися – кружковцами начиная с 1976 года.

Музей разделен на секции: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый век, железный век, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Геологическое описание края, образование села Шама-Егоркино, гражданская война, Великая Отечественная война, Служу Отчеству, колхоз, школа, письменность, кухонная утварь, изделия ремесленника, керамика, нумизматика, утюги, оружие, обувь, замки и колокола, забытые народные игры, лампы, фонари, самовары, маслобойки, прядильные станки, ткацкий станок, ниткомоталки, орудия труда, одежда, Великая дружба…

Сегодня в музее насчитывается более 2100 экспонатов. Много уникальных вещей: …..

Музей имеет статус: «Школьный краеведческий музей» .

За каждый раздел экспозиций отвечают один или несколько юных краеведов. Такое распределение дает возможность более плодотворно вести краеведческую работу. Несколько примеров: За секцию «Чувашский национальный костюм» и секцию 73-й годовщина победы в Великой Отечественной войне отвечает Никишова Оксана, секция «Нумизматика»- отвечает Ермолаев Алексей.

Каждый ответственный за секцию совместно с учителем истории Константиновой Ольгой Николаевной проводит экскурсии и с учениками, и с гостями школы. Есть экскурсоводы среди учащихся, которые проводят экскурсию на двух государственных языках.

Именно краеведы-экскурсоводы продолжают начатое дело – патриотическое воспитание через школьный музей.

Нужно отметить, что в каждой секции имеется описание происхождения названия экспонатов. Большое количество экспонатов по книге поступления основного фонда и вспомогательного фонда свидетельствуют о том, что имеется много путей поступления вещей:

1) сбор старинных вещей юными краеведами в своем селе, в соседних деревнях,

2) организация дней дарения;

3) изготовление экспонатов юными краеведами по рисункам;

4) изготовление вещей и предметов заинтересованными в музейном деле лицами – взрослыми;

5) поддерживаются связи с музеями города Чистополь, Тетюши, Булгар, села Билярск, и музеями Республики Чувашии. После поездки с активом музея в Нижнекондратинский краеведческий музей, наш музей пополнился фотодокументами о первых учителях нашей школы. Кроме того наш музей поддерживает связь не только с музеями республики но, также и с Казанским Федеральным университетом и Чувашской народной академией наук и искусств. Из этих учебных заведений в наш музей приезжают студенты для обмена опытом в исследовательской деятельности.

Кроме того на базе школьного краеведческого музея учащиеся готовят работы для участия в научно-практических конференциях.

Также в нашем музее работает отдел переписки, который начал работать под руководством учителя немецкого языка Чугуровой Валентины Михайловны, (в настоящее время переписка ведётся под руководством Константиновой О.Н.) вносит ощутимый вклад в дело патриотического воспитания.

Фамилии нескольких десятков ветеранов ВОВ установлены путем переписки, т.к. часть шаминцев за долго до Великой Отечественной войны уехали из села, или после войны. Так были увековечены имена Галиев Бари, Иванов, Корчагин, братья Галичевы, Холодилова – Пикшуева (Жительница блокадного Ленинграда) и многие другие. Миронова Пелагея Гавриловна – участник Великой Отечественной войны долгое время она не могла иметь даже удостоверение участника войны. После долгих и долгих поисков и хлопот совета музея во главе Чугуровой В.М. Пелагея Гавриловна в военкомате Алексеевского района получила удостоверение участника войны и медаль участника обороны города Москвы.

Очень большой объем работы проводится (по заранее составленному плану) с советом музея по празднованию 73 годовщины Победы в Великой Отечественной войне .

На сегодняшний день у нас имеется большой список, где перечислены имена 124 погибших односельчан и 125 -вернувшихся. Общее количество участников войны 249 человек.

Обновилась секция «Великая Отечественная война», оказывается посильная помощь детям войны и родственникам ветеранов войны и труда силами учащихся; проводятся конкурсы, викторины, выпуск боевых листов, стенгазет, экскурсии , также наши ученики участвуют в написании рассказов в газету «ЗАРЯ» Алексеевского района, об участниках Великой Отечественной войны, приуроченных к празднованию Дня победы.

Совет музея проводит наглядную агитацию о городах героях и городах - воинской славы используя Интернет ресурсы и виртуальные экскурсии.

В воинскую часть, где несут воинскую службу вчерашние выпускники нашей школы, пишут письма с просьбой командиру части прислать характеристику о прохождении службы нашего земляка. Характеристики читаем учащимся на часах общения.

Демобилизованных воинов из рядов Российской Армии приглашаем на встречу с нашими учениками, где они рассказывают о воинской службе сегодня. Это уже традиция.

Неоценимую роль играет такое мероприятие, как уход за памятником воину – освободителю в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Каждый учитель нашей школы в своей деятельности использует экспонаты и материалы музея.

Также базе нашего музея проводились Чугуровские чтения посвященные юбилейной дате Чугурова Анатолия Гавриловича. На эти чтения приезжали учащиеся Емелькинской средней школы Аксубаевского района.

В течение многих лет краеведы работали над сбором материала для книги «История Шамы-Егоркино». Очень богатый материал передал уроженец нашего села житель с. Билярск, Гайнуллин Александр Петрович.

К 250-летию нашего села по инициативе Чувашского национального – культурного центра и учителей Шаминской средней школы при финансовой поддержки администрации Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в 2012 году была издана книга «Повествование о Шаме». В книгу вошли архивные документы, исторические события, стихи сельской поэтессы Мироновой Л.А., а также обряды и традиции села.

Один из основных источников формирования чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть признак постыдное малодушие», - говорил А. С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении. Любовь к Родине всегда конкретна - это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.  

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!