СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Из опыта работы школьного музея"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация школьного эколого - краеведческого музея. Формы работы в музее.

Просмотр содержимого документа
«"Из опыта работы школьного музея"»

Школьный музей как культурно – образовательная ниша

Картина мироздания строится в детстве благодаря способности ребёнка самостоятельно чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира. Способность ребёнка оценивать его, разумно жить, творчески преобразовывать, бережно сохранять и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря педагогическим усилиям взрослых людей.

Всматриваясь в прошлое нашей Родины, ясно понимаешь, насколько богата и увлекательна её история. Об этом прошлом следует помнить всегда и не стесняться рассказывать молодёжи. Для этого надо иметь не только время, но и место. Таким местом для нас стал школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса силами дополнительного образования. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребёнка не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст духовного кода, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний отражённый в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний личностный мир человека.

История основания музея

Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.

Я с большим удовлетворением замечала как работа по созданию музея всё более и более увлекала и сплачивала ребят. С самого начала работа в музее оказывала на ребят глубокое эмоциональное, информационное воздействие, приобщала их к материальным, культурным, духовным ценностям родного края. Собрать материал для музея – дело не простое. Началась кропотливая работа, надо было систематизировать имеющийся материал, реставрировать экспонаты, оформлять стенды, собрать фотодокументы. Музей является действующим. Здесь всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии. Всё это помогает мне в моей профессиональной деятельности.

Поисково-собирательская деятельность

Занимаясь поисково-собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации, материалы музея, встречаются с ветеранами и старожилами села. Основное направление военно-патриотической экспозиции «Мы помним ваши имена», это пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Данная экспозиция помогает расширять знания ребят об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории. При этом используются подлинные документы. Всё это оживляет учебный процесс, наполняет его конкретным содержанием.

Неоценимый вклад в победу над врагом в Великой Отечественной войне внесли жители нашего села. Большая часть экспозиции, посвящена воинам – участникам Великой Отечественной войны. Сотрудничество со спонсорами, принесло свои результаты, оказана помощь в приобретении баннера «Курская дуга», который помогает экскурсантам окунуться в те далёкие военные годы. Музей хранит воспоминания фронтовиков, имеет видеотеку, где отражены так же рассказы ветеранов о войне. Мы неоднократно навещали ветеранов, вели беседы об их боевых заслугах. Ребята с особым вниманием и трепетом относятся к таким встречам, смотришь их и души «переворачиваются» от сострадания, сочувствия и гордости за наших солдат – победителей. В нашем музее особое место отведено нашему соотечественнику-Герою Советского Союза Папелю Арнольду Оскаровичу. Рассказ о подвиге этого героя во время войны вызывает у ребят положительные эмоции. Ребята, слушая рассказ экскурсовода, понимают, ради чего стоит рисковать своей жизнью. Именно на таких экскурсиях у школьников начинают пробиваться ростки нравственности, мужества, заполняется душевная пустота.

Недавно состоялась встреча выпускников и трудармейцев, жертв политических репрессий. Встреча прошла в тёплой непринуждённой обстановке в форме «круглого стола». Гости поделились воспоминаниями, рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.

Не так давно страна отметила 30ю годовщину взрыва на Чернобыльской АЭС. В качестве приглашённого гостя был непосредственный участник тех далёких событий Виктор Васильевич Сахнов. Ребята со вниманием выслушали рассказ ликвидатора аварии, задавали множество вопросов. Проявляли неподдельный интерес к личности самого Виктора Васильевича. Дети восторгались мужеством и героизмом наших соотечественников, ценой своих жизней спасавших советский народ от радиационной катастрофы. Такие рассказы воспитывают патриотизм в душах ребят, готовность прийти на помощь Родине, если она в этом нуждается. Как результат этой встречи - авторская работа Волковой Дарьи заняла 3 место на областном конкурсе в номинации «Долг и мужество» (посвящённая памяти героям-ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС). Умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг - это самый трудно фиксируемый результат музейно-педагогической деятельности, но в то же время и самый значимый.

В нашем музее была создана экспозиция «Русская изба». Имеющиеся в ней экспонаты предметов русского быта, позволяют использовать их как наглядный материал при проведении экскурсий. Современные дети слишком мало знают о быте и культуре своих предков, предоставить им эту информацию ненавязчиво, в интересной для них форме – вот та задача, которую я ставила перед собой. Экспозиция, посвящённая русскому быту, составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путём зрительного восприятия посетителями композиционных материалов, а так же путём вовлечения их в некое специфическое театральное действо со своим сюжетом, языком, художественной выразительностью замысла. Театрализованная экскурсия «В гостях у травницы Лизаветы» знакомит посетителей с увлекательным миром народных поверий, заговоров, лечения травами. Лечебные заговоры не допускали импровизации, произносились в особой манере, чаще всего три раза. Частые помощники в заговорах были именно растения: рябина, берёза, дуб, тополь. Русский человек настолько был влюблён в природу, что нежность заметна в самих названиях растений: петрушка, касатик. Праздник «Масленицы» так любим русским народом. В христианской Руси масленица праздновалась с языческим размахом, каждый день масленой недели имел своё название. Мы решили разыграть целый спектакль, рассказывающий об этом празднике. Дети наряжаются в народные костюмы, и разыгрывается целое представление, причём в него активно вовлекаются и зрители. В заключение раздаётся угощение - блины. Зачастую ребята сами изготавливают народные костюмы, ищут информацию, сценарии праздников иногда пишем сами.

Значительное место в нашем музее уделено теме изучения родного края, являющейся необходимым компонентом образовательного процесса. Актуальность этого направления я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, ответственных за свою Малую родину стремящихся к созиданию на ней. Ребят всегда интересовала история нашего родного края. Они с увлечением занимаются изучением истории села, людей, проживающих в нашей местности. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у ребят гражданские чувства – любовь к своей Родине, её природе, истории, культуры родного края. У ребят прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. В нашем музее собраны материалы о почётных людях села, об их трудовом прошлом, составлен альбом фотографий с кратким описанием жизненного пути каждого.

Накопленный опыт позволил нам совершенно под другим углом посмотреть на школьный музей. Это не хранилище экспонатов, а центр воспитания гражданско-патриотических качеств личности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего родного села. Подлинные материалы, представленные в нашем музее, помогают расширить знания современных школьников об истории нашей страны, в освещении важнейших периодов его жизни.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!