СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школьный музей расширяет границы"(из опыта работы музея ОО)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт школьного музея по взаимодействию с социальными партнерами, показаны примеры совместных проектов.

Просмотр содержимого документа
«"Школьный музей расширяет границы"(из опыта работы музея ОО)»

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РАЗДВИГАЕТ ГРАНИЦЫ

Л.М.Добролюбова

МАОУ СШ № 4 г.Бор Нижегородской области

ljudmiladobroljubova@rambler.ru


Аннотация

Представлен опыт работы музея образовательной организации по взаимодействию с социальными партнерами, показаны примеры реализации совместных социальных проектов


Ключевые слова

Социальные партнеры, школьный музей, совместные проекты, новые формы работы



Федеральные государственные образовательные стандарты особое место отводят в деятельности образовательных организаций системе внеурочной деятельности. Определяя тематику программ дополнительного образования в школе, практически каждая школа может выбрать направление, связанное с краеведческой деятельностью. В любом населенном пункте вне зависимости от его размеров есть то, что мы называем историей малой родины. Вопрос лишь в том, насколько эта история записана, облечена в артефакты, сконцентрирована в печатных изданиях, музеях и т.п. Наличие в школе музея образовательного учреждения позволяет поднять такой пласт дополнительного образования, который работает на патриотическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся, их национальную и гражданскую идентификацию, развитие межпоколенных связей в семье и обществе.

Музей МАОУ СШ № 4 г. Бор площадью в 30 кв.м. существует с 5 января 1998 г. Концепция музея определяет его как музей-частную коллекцию. Уже тогда, в конце 90-х гг. прошлого века, мы не считали возможным изымать из привычной среды семейные реликвии. Музей работает по принципу получения семейных реликвий-экспонатов на временное хранение. Внутренними социальными партнерами музея стали семьи учеников, педагоги, ветераны педагогического труда, местные старожилы [4] . Понимая, что мы забираем семейные реликвии на время и обязательно их возвращаем, обеспечивая сохранность, нам предлагают такие экспонаты, которым могут позавидовать государственные музеи.

За годы существования музея мы убедились в правильности выбранного пути. 1–2 раза в год музей меняет временные экспозиции. Это позволяет расширить образовательные возможности музея, превратить музей из статичного в динамичный действующий, рассчитанный на разные интересы, одушевленный механизм сохранения исторической памяти.

«Заступница усердная» – о Богородичных иконах, «Власть и общество» – об организации крестьянского самоуправления в с. Бор, «Марьи – искусницы земли борской» – о местных женских промыслах, «Радость и горе в бумажном море» – о правоустанавливающих документах разных веков, «Игрушка – дело серьезное», «Я желаю Вам легкого сердца» – о рождественских и новогодних открытках, «Новогодняя игрушка» – вот не полный перечень экспозиций, которые были созданы совместными усилиями детей и взрослых.

Сообща была открыта в год 70-летия Победы на здании школы мемориальная доска, посвященная почину учащихся нашей школы по организации в Борском районе осенью 1941 г. сбора средств среди пионеров и школьников на пионерские танк и самолет, издана электронная книга «Маленькие памятники большой войне: семейные реликвии и истории о Великой Отечественной войне» [6] .

Школьный музей – особый музей. Обладая всеми чертами музея, он имеет особую аудиторию – детей, которые активны, непоседливы, не привыкли к долгим разговорам о музейных экспонатах, с младых ногтей на «ты» с современными информационно-коммуникационными средствами. Музей в школе – это не музей, в который надо собираться и идти, это музей, который рядом, где можно потрогать экспонаты, провести исследование по интересующей теме. Всю деятельность школьного музея, на наш взгляд, следует строить, исходя из интересов детской аудитории, с привлечением активных форм работы.

Ограниченные площади музея заставили нас выйти за его стены.

Интерактивные музейные уроки в классах, «чемоданы памяти», познавательно-развлекательные программы краеведческой тематики[2], краеведческие месячники, программы дополнительного образования [1], НОУ – уже опробованные формы работы нашего музея в стенах школы.

Однако особое место принадлежит нашим внешним социальным партнерам.

Сетевое взаимодействие музея МАОУ СШ № 4

с организациями, учреждениями, общественными организациями

городского округа город Бор Нижегородской области

п/п

Организации и учреждения

Содержание совместной работы.

Мероприятия, ставшие традиционными

1.

Городская детская библиотека


Обзор краеведческой литературы, познавательно-развлекательные программы, методическое обеспечение экскурсионных проектов

Квест «Память сильнее времени»

2.

Борский краеведческий музей

Экскурсии, мастер-классы по промыслам, экскурсионные и музейные проекты . Летняя школа «Юный музеевед» , акция «Музей и дети»

Музейный проект «Я поведу тебя в музей»

Квест «Память сильнее времени», конкурс семейных музеев

3.

Музей исторической фотографии

Экскурсии

4.

Архивный отдел администрации городского округа г.Бор

Привлечение архивных материалов для написания исследовательских работ по краеведению.

Экскурсии

5.

Борское благочиние

Участие в епархиальных конкурсах

«Земля наших предков», Сретенские чтения.

Детские Сергиевские чтения

Экскурсии по Сергиевской слободе


6.

Совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов

Участие в социальных проектах, акциях

7.

Борское информационное агентство: газета «Бор сегодня», БорТВ

Пропаганда краеведческих знаний по истории малой родины, информационное обеспечение музейной и краеведческой деятельности

Тематическая краеведческая страница «Вчерашний Бор», съемка авторских программ, видеорепортажи о краеведческих событиях

8.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Использование краеведческих материалов в мероприятиях с несовершеннолетними, состоящих на профилактическом учете в КДН.

Краеведческая экспедициия

9.

Борский бизнес-инкубатор

Школа молодого экскурсовода



10.

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Е.В.Лебедев

Финансовая поддержка краеведческих проектов, издательских проектов



Долгое и плодотворное сотрудничество связывает нас с Борским краеведческим музеем.

Учащиеся школы принимают участие в летней школе «Юный музеевед», акциях «Музей и дети», используют фонды музея для написания исследовательских работ на НОУ, областные Сретенские чтения, краеведческие олимпиады и конкурсы.

В год 100-летия Первой мировой войны школьный музей предоставил семейные реликвии: письма с фронта, бронежилет, иллюстрированные литературные журналы «Искры» 1914, 1915 гг., фотографии земляков–участников войны для экспозиции «Забытых войн не надо больше…», развернутой в Борском краеведческом музее.

Для учащихся начальной школы и их родителей совместно с краеведческим музеем реализован проект игры-путешествия «Я поведу тебя в музей» [5].

Дети и родители (бабушки, дедушки) встречаются в городском музее по воскресеньям. Главным принципом реализации проекта является совместное и поэтапное "вхождение" детей и взрослых в историю и культуру города, отраженную в музейных экспозициях и прямо под открытым небом, на обычной улице нашего города: один путеводитель –

одно воскресенье.

Особенность воскресных встреч в музее состоит в том, что участники посещают музей без экскурсовода. Их ведущими по музею становятся интерактивные путеводители, составленные от имени деда Борчоныча, известного борской детворе героя программ Борского телевидения.

Участникам предлагаются путеводители по следующим экспозициям: «Природа родного края», «Промыслы и ремесла родной земли», Город Бор в годы Великой Отечественной войны» и по улице Луначарского, первой улице по заселению на Бору.

Информацию о прошлом учащийся не получает в готовом виде, а учится приобретать сам вместе с родителями, которые предупреждены о том, что они не должны быть «передатчиком» информации. Их роль стать помощником в диалоге ребенка и исторического (музейного) объекта. Источником информации служит сам исторический или музейный объект, с которым семья выстраивает диалог.

Путеводители составлены с учетом возрастных особенностей детей, носят интерактивный характер, задания составлены таким образом, что вызывают интерес ребенка к обычным и необычным вещам, удивление, расширяют детский кругозор.

Для оценки эффективности игры–путешествия (обратной связи) участникам было предложено дополнительно выполнить домашнее задание, оценить себя и других: поставить оценке семье, организаторам игры, сфотографироваться с самыми интересными экспонатами и объектами, дать советы взрослым – руководителям городского округа.

Результатами игры–путешествия являются конкретные знания, полученные в ходе ее реализации и зафиксированные в ответах на вопросы путеводителей.

Но к знаниевому компоненту добавляется не менее значимое эмоционально-личностное восприятие музейного пространства, родного города.

После подведения жюри итогов игры были продуманы варианты поощрения участников, подобраны призы, привлечены спонсоры. Чтоб поднять значимость дела и семей–участников, привлечь новых знатоков истории края, награждение проводилось в рамках празднования Дня города, в концертной программе.

В последнее время весьма популярны у молодежи квесты по улицам родного города. Квест «Память сильнее времени» [3], был посвящен героическим страницам истории Великой Отечественной войны. Командам–участницам, вооруженным путеводителями, была предложена командно-групповая форма игры-путешествия с 3 разнообразными и разнохарактерными объектами – площадь Победы г.Бор, детская библиотека, краеведческий музей, объединенными одной темой «Память о подвиге народа в Великой Отечественной войне». Игра строилась на следующих принципах: соблюдение патриотических ритуалов и создание воспитывающей среды, движение (продолжительность маршрута – 1 км), смена объектов, открытие нового знания по путеводителям, самостоятельное получение нового знания по разнообразным источникам (ансамбль площади Победы г.Бор, книги о земляках – участниках войны, музейные экспонаты в залах по Великой Отечественной войне), педагогическое сопровождение команд, создание комфортных условий для участников.

При проведении игры были использованы элементы следующих технологий: деятельностного метода, мини-исследований и игровые технологии.

В 2004 г. Борское телевидение начало снимать на базе школьного музея фильмы-авторские программы из серии «Время и вещи». На сегодняшний момент отснято более 50 фильмов различных серий «Тропою памяти», «Следы времени на карте города», «Тайны земли борской», «Духовная обитель», «Жизнь замечательных земляков» – своеобразная видеоэнциклопедии по истории родного края. Не всякий провинциальный город имеет такие возможности, и не всякий школьный музей может похвастаться таким социальным партнером.

Программы рассказывают о людях, ярких событиях в истории борской земли, героическом прошлом, интересных памятниках истории и культуры, о храмах нашей малой родины. Временные рамки программ – от 16 до 21 вв.

Скомпонованные по рубрикам фильмы были перенесены с экранов телевидения в школьные классы. Краеведческие программы имеют широкий спектр применения в школе: от уроков истории, краеведения, обществознания, литературы до внеклассных мероприятий. Некоторые программы созданы по материалам ученических исследовательских работ («Четвертое рождение Сергиевского храма», о Герое Советского Союза Д.С.Калинине, о спецгоспитале для немецких военнопленных в пос. Линда и др.), проводимых в городском округе в рамках программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».

Каждый фильм посвящен либо одному земляку, либо одному памятнику, либо одному событию местной истории. Принцип монотемности, нетопоропливый темп изложения материала, имеющего отношения к истории родной земли, узнавание ее мест, людей, использование различных исторических источников, которые трудно в обычной жизни собрать в одном месте и сразу, продолжительность фильмов от 10 до 20 минут позволяют полностью усвоить материал в течение одного просмотра. Современные специальные эффекты, колористическое и звуковое решение фильмов помогают учащимся разобраться в сущности темы, делают данные фильмы современным образовательным ресурсом.

Несомненным достоинством фильмов является их духовно-нравственная и гражданско-патриотическая направленность, что позволяет связать незримой нитью нынешних школьников Борского округа и предшествующие поколения борчан. Это сказывается на учебной мотивации учащихся и особом эмоционально–чувственном восприятии ими истории малой родины, на земле которой они живут, продолжая традиции предков.

Открывая неизвестные страницы истории борской земли, фильмы способствуют дальнейшим краеведческим исследованиям учащихся по истории семьи, рода, родного края и страны. Их можно считать средством патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования таких понятий, как «подвиг», «патриотизм», «память», «гордость за предков».

Опыт социального партнерства школьного музея отмечен на разных уровнях. Проект семейной игры-путешествия «Я поведу тебя в музей» был участником Всероссийского грантового конкурса «Музей в меняющемся мире», призером областного этапа Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.

Работа по созданию цикла краеведческих программ удостоена диплома 3 степени в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Фильм «Забытых войн не надо больше…» к 100-летию Первой мировой войны занял 3 место в номинации «Неизвестная война» на XIV Всероссийском фестивале телевизионных фильмов и программ «Моя провинция».

Квест «Память сильнее времени» стал победителем областного конкурса методических разработок педагогов ОО «Великой Победе посвящается…» (НИРО) – в номинации «Методические разработки …для системы дополнительного образования детей».

За активную патриотическую работу школьный музей награжден знаком «Фронтовик 1941-1945 гг.».

Сегодня однозначно можно сказать, что у музея МАОУ СШ № 4 г.Бор складывается успешная практика социального партнёрства. С годами она наполняется новым содержанием, позволяя расширить образовательные возможности школьного музея. Социальные партнеры активно включены в воспитательный процесс, что позволило повысить его качество. Не удивительно, что одним из критериев, по которым родители будущих первоклассников выбирают нашу школу, является наличие в ней школьного музея и его активная музейно-краеведческая деятельность.


Использованная литература и источники:

  1. Добролюбова Л.М. Из опыта реализации программы внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Борская азбука» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 2, с.37-38.

  2. Добролюбова Л.М. Интеллектуально-познавательная игра «Семейная каша» (для учащихся 3-7 классов) // Проблемы школьного воспитания. – Н.Н.,2008, № 3, с.113-117

  3. Добролюбова Л.М. Память сильнее времени. – Электронный сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – http://www.niro.nnov.ru/?id=6061, с.560-568.

  4. Добролюбова Л.М. Семейное воспитание и школьный музей // Проблемы школьного воспитания. – Н.Н.,2008, № 1, с.62-65

  5. Добролюбова Л.М. Школьники ведут родителей в музей // Школа. – Н.Н., апрель 2012, № 7, с.5-6.

  6. Маленькие памятники большой войне: семейные реликвии и истории о Великой Отечественной войне», Бор, 2015. – Электронная книга. Размещена на сайте школы – www.school4-bor.ru.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!