СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьного музея в организации учебной и воспитательной работы в школе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал,раскрывающий роль школьного музея в организации учебной и внеклассной работы учителем истории с учениками среднего и старшего звена.Автор рассказывает о своем опыте работы музея от истоков создания и называет конкретные направления работы.

Просмотр содержимого документа
«Роль школьного музея в организации учебной и воспитательной работы в школе.»

Роль школьного музея

в организации учебной и воспитательной работы в школе.

ПОЛИНА М.Ю.

Первые школьные музеи в России появились в конце 19 века. В этот период бурно развивается отечественное краеведение, которое и стало главной формой приобщения людей к наследию родного края. За время своего существования музеи были и предметными кабинетами и копиями "взрослых" государственных музеев. Сегодня музей является результатом сотворчества детей и взрослых. Специфика музейной деятельности заключается в ее разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности: поисково-исследовательской, учетно - хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской, оформительской, просветительской. Школьном музее учащиеся могут получить хорошую допрофессиональную подготовку. Музейная работа помогает развить у обучающихся умение культурно-социального взаимодействия и общения через проведение экскурсий, организацию классных часов и мероприятий, встреч с интересными людьми. В процессе музейной деятельности ученики развивают творческие способности, Но, конечно, бесспорно, главным является привитие любви к своей "малой Родине". Музееведение - развивающаяся наука и по многим вопросам нет однозначных ответов. И сегодня на повестке дня много спорных тем:"Нужен ли музей в школе?","Можно ли трогать экспонаты руками?","Что можно, а что нельзя хранить в музее?", "Музей - это живое дело или нет?", "Музей - это прошлое или будущее?". Проведение дискуссий, обсуждений, организация диспутов и споров - неотъемлемое условие плодотворного развития школьного музея, залог его долголетия. Феномен школьного музея заключается в том, что его влияние эффективно проявляется в процессе участия детей в деятельности, которая способствует«воспитанию души и пробуждению сердца».

Школьный музей МОУ СОШ № 33 был организован пять лет назад силами учителей, родителей и учеников. Было оборудовано помещение: зал, архив, библиотека. Были созданы тематические экспозиции: «Наш край в древности», «Царицын: эпоха революций», «Сталинград в годы войны», «Советская эпоха», «История школы», «Костюм эпохи», «Фотолетопись». Из старшеклассников, педагогов, ветеранов, жителей микрорайона был сформирован Совет музея и Актив музея. Руководитель музея организовал работу в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами, а в процессе практических занятий и экскурсий реализуется и региональный компонент. Не менее важно, что учащиеся на музейных занятиях овладевают основами научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом: генеалогия, археология, этнография, топонимика, геральдика. Кроме того учащиеся овладевают навыками исследовательской работы: выбор и формулирование темы, историографический анализ, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формулирование гипотез, оформление выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязи и выстраивать логические цепочки.

Работа проводится, охватывая все ступени школьного образования. Учеников начальной школы знакомят с деятельностью музея через проведение экскурсий и организацию классных часов к важным памятным датам. Ученики 5-6 классов переходят от ознакомительного этапа к самостоятельной работе: составление родословной своей семьи, изучение истории района, поиск информации по "малой Родине" (памятники, улицы, места памяти). Учащиеся 7-8 классов организуют работу с ветеранами: встречи, интервью, запись воспоминаний. Старшеклассники проводят экскурсии, работают в фонде музея: изучают архивные материалы, описывают экспонаты, участвуют в создании экспозиций. Большая помощь оказывается классным руководителям в подготовке и проведении классных часов и мероприятий патриотической тематики. Также проводятся методические семинары, "круглые столы", консультации для учителей - предметников с предоставлением дополнительных материалов для уроков.

Одним из важных направлений в работе музея является представление музея общественности. Создана страница музея на школьном портале, сайт школьного музея отличается высокой посещаемостью выпускников. Ежегодный день открытых дверей проводится с приглашением ветеранов и жителей микрорайона. Активное участие мы принимаем в проведении юбилеев школы. Активисты музея принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и турнирах на всех уровнях, включая всероссийский. В музее, в рамках научно-исследовательской работы, разрабатываются такие темы, как "История Дзержинского района", "Царицын – Сталинград - Волгоград", «Крестьянские промыслы", "20 век - век техники". Ежегодно проводятся и уже стали традиционными акции "К юбилею школы", "Я - патриот школы", "Ветеран живет в твоем дворе". Разработаны и проводятся экскурсии: "История нашего музея", "Непобедимая и легендарная", "Наша гордость - наши выпускники", "Вехи школьной жизни", которые сопровождаются фотолетописями, видеохроникой и презентациями. Сегодня продолжается работа по накоплению и обработке материалов, комплектуются фонды, реставрируются экспонаты, регистрируются новые поступления и оформляются новые экспозиции по следующим направлениям: "Дети Сталинграда", "Ветераны труда", "Советский период в истории страны","Русский быт 20 века", "Наш край: настоящее и будущее". Активисты музея и учащиеся школы участвуют в акции "Руки сердечное тепло", оказывая шефскую помощь ветеранам и пожилым людям, поздравляя с праздниками. Продолжается сотрудничество с музеями города, поисковыми группами, МОУ Центром "Пост№1". Налаживаются связи с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Кисловодска, городов Золотого Кольца, куда осуществляются поездки в каникулы.

Музей "Родник истории" и актив музея "Юный патриот" продолжают свою работу и летом на базе пришкольного лагеря в рамках профильного краеведческого отряда"Орлята".Достойно выступают на историческом этапе в районных и городских играх "Орленок","Вперед, Дзержинец!", "Парад младших войск". Организуется благоустройство территории памятника Т-34. В этом году планируется развернуть работу по организации встреч с ветеранами по теме: "Афганистан - наша память и боль". Продолжится работа по православной тематике "Святые заступники Руси".

Школьные музеи возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от населения. Воспитание патриотизма подвергается сегодня серьезным испытаниям. Существенно изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее... Как видится автору: за музеями будущее! Музейная работа предоставляет огромные перспективы для воспитания патриотического сознания нового поколения. Музей помогает осуществлять связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас и живет рядом с нами, воспользоваться их жизненным опытом. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, помогает его осмыслить и спрогнозировать будущее, которое уже не кажется неопределенным, оно уже не страшит и не пугает, а вдохновляет на новые свершения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!