СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Языковая адаптация мигрантов через участие в работе школьного музея"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  проект участник 10 - го конкурса проектов "Диалог - путь к пониманию". Содержится описание опыта работы по вопросам адаптации на базе школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Языковая адаптация мигрантов через участие в работе школьного музея"»

Конец XX – начало XXI века некоторые политологи и социологи определяют как новое великое переселение народов, время миграции.

Миграция населения - перемещение населения, связанные с переменой мест жительства. Это сложный общественный процесс, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.

Историческая роль миграции населения связана с процессами заселения земли, образования и смешения рас и народов; экономическая - с хозяйственным освоением земли, развитием производительных сил, соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; социальная - связана с более полной реализацией потребностей населения в жилье, работе, социально-профессиональном продвижении и т. д.

Миграции населения могут быть постоянными (перемещение на постоянное или длительное местожительство) и временными, сезонными (переезд на относительно короткий срок). По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев. По форме миграции населения бывают: внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние.

Среди причин миграции преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам. Однако в отдельные периоды в разных странах выдвигаются на первое место политические, национальные, религиозные факторы. Во время войн (мировых и локальных) основными контингентами мигрантов становятся беженцы и перемещенные лица.

Пути – дороги многих переселенцев лежат в другие страны и территории, где их порой совсем не ждут, и где они не нужны, и как следствие этого – постоянные конфликты.

Но наша Ростовская область, и Семикаракорский район в частности, – исключение.

Национальный состав современной Ростовской области, и Области Войска Донского всегда был пёстрым и разнообразным. Это начиналось в далёкие времена (первое упоминание 1380 год – Куликовская битва), когда шло формирование казачества как сословия: человек любой веры и национальности мог жить среди казаков.

Второй крупный всплеск этнической миграции на Дон – время Екатерины Великой, которая своим указам давала добро чтобы «переселить живущих в Крыму греков, грузин и армян, которые добровольно на это согласятся, в Новороссийскую и Азовскую губернии»1. Впоследствии миграции продолжались, но в незначительных размерах. Этому способствовал уклад жизни донских казаков, которые не признавали «русаков»2 и не пускали жить в хутора, определяя им для места жительства места на окраинах, которые назывались «кукуевками». После революции 1917 года и политики расказачивания ситуация изменилась. Последний крупный наплыв мигрантов – 1989 – начало 1990-х годов, после резни в Узбекистане. В начале XXI века этнический состав жителей Ростовской области имел следующий состав3:


Численность населения, чел.

2002 г.

2010 г.

Все население

4404013

4277976

русские

3934835

3795607

казаки

87492

29682

украинцы

118486

77802

армяне

109994

110727

турки

28285

35902

белорусы

26604

16493

азербайджанцы

16498

17961

чеченцы

15469

11449

цыгане

15138

16657

татары

17866

13948

корейцы

11669

11597

даргинцы

7635

8304

грузины

10636

8296

молдаване

7599

6664

аварцы

4038

4595

немцы

6840

4234

лезгины

3659

3902

евреи

4984

3231

Другие национальности (не перечисленные выше)

57171

53872

Лица, не указавшие нац. принадлежность

7507

76735


Последняя перепись (2010 год) показала следующий состав, который говорит о том, что национальный состав региона медленно, но верно меняется:

Миграции народов привели к изменению положения в регионе, смешению культур, обычаев, нравов. Переселенцы продолжали вести свой привычный образ жизни, не меняя веками устоявшийся порядок.

Большие изменения в национальном составе произошли и на территории Кузнецовского сельского поселения, которое находится в Семикаракорском районе Ростовской области Южного Федерального округа. В конце 1980 – начале 1990-х годов в хутора Кузнецовка и Балабинка приезжает семьи турок – месхетинцев, беженцев из Узбекистана. Местное население встретило их радушно, помогали, чем могли: жилье, одежда и обувь, продукты питания. Власти района и поселения так же помогали чем могли: помощь в приобретении формы, школьных принадлежностей, субсидии и адресная помощь.

С 2014 года на территории поселения стали жить семьи беженцев из Украины4.

В последнее наблюдается время приток представителей цыганской национальности.

В наши дни на территории Кузнецовского сельского поселения постепенно начинает преобладать в процентном соотношении турки - месхетинцы, что влияет и на национальный состав учащихся школы.

Анализ данных национального состава обучающихся в МБОУ Кузнецовская СОШ показал следующее:

Класс

Количество детей

Всего

Русские

Турки

цыгане

украинцы

азербайджанцы

армяне

дагестанцы

Кол - во

%%

Кол - во

%%

Кол - во

%%

Кол - во

%%

Кол - во

%%

Кол - во

%%

Кол - во

%%

1

9

47

9

47

1

6









19

2

4

25

12

75











16

3

7

47

7

47

1

6









15

4

4

50

2

24

1

13

1

13







8

5

8

57

6

43











14

6

7

47

4

27



1

7

3

20





15

7

7

50

5

36

1

7





1

7



14

8

7

44

7

44

2

13









16

9

3

33

6

67











9

10

2

33

3

50



1

17







6

11

6

55

3

27









2

18

11

 

64


64


6


3


3


1


2


143


Мигранты живут в хуторах уже четверть века, они укоренились и, как принято говорить, обрусели, но некоторые проблемы остались. Казалось, какие могут быть проблемы? Но, к сожалению, для большинства детей турецкой национальности, которые поступают в 1 класс, русский язык не является родным, хотя и они, и их родители, родились и выросли в России. Для них русский язык так и не стал родным, его используют только при общении с русским населением, следовательно возникают проблемы в процессе обучения. Эта проблема актуальна в тех школах Семикаракорского района, Ростовской области, Южного Федерального округа, да и пожалуй всей страны, в которых обучаются представители различных народов. Не является исключением и МБОУ Кузнецовская СОШ. Для преподавательского состава школы очень остро стоит «языковая проблема», так как это вызывает дополнительные сложности в работе.

Педагогический коллектив постоянно оказывает учащимся, индивидуально или в группе, содействие и помощь в изучении русского языка, что позволяет избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии в школе и социуме.

Перед учителями встаёт проблема: с чего начинать и как обучать детей – билингвистов русскому языку, если некоторые не разговаривают и не понимают по-русски, не знают значение многих слов, а, следовательно, не умеют высказать свою мысль, ответить на вопрос учителя, поэтому говорить о качественном усвоении материала не приходится.

Чтобы помочь детям, учитель должен постоянно привлекать учащихся к работе на уроках, вовлекать в массовые мероприятия различных уровней. Большую помощь могут оказать кружки объединения дополнительного образования. Большую роль во внеурочной деятельности в нашей школе играет школьный историко – краеведческий музей. Дети стали приходить в музей сначала ради интереса, чтобы посмотреть экспонаты, постепенно интерес усиливался, учащиеся стали участвовать в проектах и мероприятиях, уровень владения языком повысился.

В результате возник проект: «Языковая адаптация мигрантов путём привлечения учащихся к работе в школьном краеведческом музее», срок реализации которого 10 лет с 2007 по 2017 год. Для осуществления проекта финансовых и технических затрат не требуется.

Цели проекта были определены как:

  1. всемерное содействие развитию языковых и коммуникативных компетенций;

  2. формирование интереса к истории и культуре народа, страны, области, района, поселения;

  3. уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений различных наций и вероисповеданий;

  4. Воспитание толерантного, бесконфликтного общения детей разных национальностей, культур и вероисповеданий.

Задачи проекта:

  1. Развитие языковой компетенции;

  2. Углубление знаний русского языка, совершенствование письменной и разговорной речи;

  3. Укрепление взаимодействия всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) для обеспечения успешного обучения;

  4. Формирование у учащихся нравственных и патриотических качеств, национального самосознания, толерантного отношения к представителям другой национальности.

В работе музея могут участвовать все желающие5, никаких ограничений не существует.

В плане работы школьного музея можно проследить самые различные направления, что позволяет ребёнку выбрать работу по интересам, причём учащийся может участвовать в работе по нескольким направлениям. В начале года выбирается актив6, ребята определяются с направлением, в котором хотят работать. В числе активистов - дети разных национальностей, что наглядно демонстрируют приведённые ниже таблица и график.

Одной из целей деятельности школьного музея является воспитание толерантности и терпимости к людям другой национальности и веры, помощь в овладении русским языком. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Работа школьного музея ведётся по следующим направлениям:


Участники проекта: учащиеся школы, руководитель музея, педагоги школы.

Работа музея реализуется в пространстве:


Таким образом мы видим, что к работе в музее активно привлекается окружающий ребёнка социум, формируется умение вести себя в обществе, совершенствуется навык владения языком, умение вести себя в различных ситуациях.

В разные годы на базе музея действовали кружки краеведческий7 и «Экскурсовод»8. Для работы кружков составлялись программы работы, разрабатывались планы занятий, учащиеся активно участвовали в жизни школы и района.

На каждом занятии обязательны упражнения: скороговорки, поговорки, работа над ошибками. Дети читают, анализируют, сопоставляют, делятся наработанным и найденным, ищут ответы на вопросы и сами задают вопросы. Совместными усилиями был разработан герб музея9.

Обращал на себя внимание тот факт, что ребята разных национальностей активно помогали друг другу в написании исследовательской работы, подбора материала для экскурсии или для оформления стенда. Подсказывали, советовали, искали материал. И ни разу никто никому не указал на национальность и религиозную принадлежность.

Как следствие – ребята – участники мероприятий разного уровня. В приведённой ниже таблице я указываю только районные, областные и всероссийские конкурсы и проекты, в которых активное участие принимали дети различных национальностей. К мероприятиям активисты готовились самостоятельно. В приложениях представлены исследовательские работы, презентации, выполненные ребятами. А видеосъёмка подтверждают высокий уровень овладения языком.

Учебный год

Мероприятие, итоги

Участники

Русские

Турки

Дагестанцы

Грузины

2009 - 2010

5 фестиваль школьных музеев, посвящённых 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне:

  1. «Помним всех поимённо, работа Яшкина Сергея (1 место в номинации «Имена на обелиске»);

  2. «Хутора Балабинка и Кузнецовка в годы Великой Отечественной войны», работа Арабидзе Натальи и Паршиной Ксении заняла 2 место в номинации «История одной фотографии»;

2



1

Межшкольная научно – практическая конференция «Новое поколение» на базе МОУ Слободская СОШ

  1. Лащёнова Наталья «Дневник моей прабабушки»

  2. Казимагомедова Оксана «Три исхода турок - месхетинцев»

1

1



Конкурс – выставка ДДТ «Моя Донщина».

Стенды – раскладушки:

  1. «Донские казаки в первую мировую войну»

  2. «Быт кузнецовских казаков»

  3. «Откуда есть пошла земля казачья».

  4. «Мы казачьего рода»

1

1


1

Всего участников

4

2


1

2010 - 2011

Vмеждународный конкурс проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования

1

1



Районный фестиваль ДДТ «Казачий Дон – наш общий дом»

  1. «Как мы живём на новой Родине», работа Арипова Мустафы и Давришевой Диана – 1 место

  2. «Я родом из Табасарана»10, работа Исабекова Руслана

  1. 2

  1. 1

  1. Школьная и межшкольная научно – познавательные конференции «Шаг в будущее» на базе МОУ Кузнецовская СОШ

  1. Арабидзе Наталья «Происхождение имён и фамилий»

  2. Баталова Любовь, Чебанова Оксана «Игры казачат»

  3. Давришова Диана «Жизнь турок – месхетинцев в России»11

  4. Исабеков Руслан «Я родом из Табасарана»

  5. Казимагомедов Рамазан «Винтовка Мосина»

  6. Лащёнов Евгений «Слава Богу, что мы казаки!»

  7. Лащёнова Елена «Обед в казачьей семье»

  8. Лащёнова Наталья «Холокост»

  9. Маркина Анна «Костюм донских казаков 17 – 18 веков»

  10. Паршина Ксения «Что в имени тебе моём…»

  1. 7

  1. 1

  1. 2

  1. 1

  1. Всего участников

  1. 7

  1. 1

  1. 2

  1. 1

  1. 2011 - 2012

  1. Всероссийский детско – юношеский литературно – художественный конкурс «Я – помню! Я - горжусь», посвящённого 70 – летию Победы в Московской битвы

  1. «На трудовом фронте столицы», работа Давришевой Дианы

  2. «Зоя Космодемьянская – подвиг, шагнувшая в вечность», работа Макаровой Анастасии

  1. «С Красной площади – в бой!» (Парад 7 ноября 1941 года), работа Чебановой Оксаны

  1. 2

  1. 1

  1. VI районном фестивале школьных краеведческих музеев «Хранитель памяти»12

  1. 6

  1. 2

  1. 1

  1. 1

  1. Всего участников

  1. 8

  1. 3

  1. 1

  1. 1

  1. 2012-2013

  1. Районный фестиваль детского творчества «казачий Дон», посвящённый 105 - летию В. А. Закруткина.

  1. 2

  1. 1

  1. Всего участников

  1. 2

  1. 1

  1. 2014 - 2015

  1. Районный фестиваль детского творчества «Венок дружбы»

  1. 1

  1. 1

  1. Всего участников

  1. 1

  1. 1

  1. 1

  1. Таким образом, из диаграммы и таблицы видно, что в мероприятиях участвуют представители разных национальностей. А эффект от участия в работе музея большой: глубокое овладение языком, умение выступать перед разнообразной публикой.

  2. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, т.к. реализация проекта завершается в 2017 году

  3. На 2015 – 2016 учебный год запланировано участие детей в работе музея, активное участие в мероприятиях самых разных уровней13.

  4. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость:

  1. Уважение к разнообразию культур;

  2. Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

  3. Воспитание духа толерантности;

  4. Развивать умение понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни;

  5. Умение предупреждать конфликты.

  1. Оценка результатов участия в проекте:

  1. Высокий уровень овладения русским языком

  2. Уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа и народов проживающих на территории хутора, района, области, страны;

  3. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации на русском языке;

  4. компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

  1. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

1http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/235_let_pereseleniya_armyan_s_krima_na_don/pereselenie_armyan_s_krima_na_don/.

2 Так на Дону называли всех пришлых.

3 Таблица составлена по: Распределение населения Ростовской области по национальности. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Стат. сб. /Ростовстат/. Ростов-на-Дону, 2005. СС. 9-  19; Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Ростовской области. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн.1: Статистический сборник /Ростовстат/ – Ростов н/Д, 2013. СС. 4-20.



4 На 01.09.2015 года в хуторе Кузнецовка приживает одна семья

5 Учащиеся 5 – 10 классов, приложение №1.

6 Приложение № 2. Актив музея

7 Приложение № 3. Программа краеведческого кружка

8 Приложение №4. Программа кружка «Юный экскурсовод»

9 Приложение № 5. Герб музея.

10 Приложение № 6. Исследовательская работа «Я родом из Табасарана» Исабекова Руслана

11 Приложение № 7. Исследовательская работа «Жизнь турок – месхетинцев в России» Давришовой Дианы

12 Приложение №8. Фотографии и видео выступления актива школьного музея

13 Приложение № 9. План работы школьного музея на 2015-2016 учебный год

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!