СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы школьного музея

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по внеурочной деятельности, по подготовке к исследовательской работе с использованием материалов школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы школьного музея»


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Формирование и развитие патриота – это государственная задача образовательных учреждений, социальный заказ общества. Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной деятельностью. Таким делом, на наш взгляд, становится школьный музей. Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспозиции или выставки, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, проведение лекций, экскурсий, уроков мужества и т.д. Широкий спектр работы превращает его в центр гражданско- патриотического воспитания.

Таким центром в нашей гимназии стал музей «История школы – история страны». Работа музея имеет чётко организованную линию: родная школа - родной город, область – родная страна. Исходя из названия, определили направления работы музея:

  • Школа – наш второй дом

  • Моя малая родина

  • Героическое прошлое и настоящее нашей Родины.

Мы накопили огромный опыт по использованию традиционных форм музейной педагогики:

тематические выставки, вахты памяти, конкурсы патриотической песни, фольклорные праздники и др. Но наряду с традиционными формами активно используем проектную, исследовательскую деятельность, игровые технологии.

Метод проектов является самым эффективным средством личностного развития школьника. Самыми результативными стали практико-ориентированные проекты «Нашей школе - 40 лет» и «Музей шахтёрской славы».

В создании проекта «Нашей школе - 40 лет» участвовали не только обучающиеся и педагоги гимназии, но и родители. План проекта предусматривал комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на изучение истории школы, поиск бывших выпускников, создание различных альбомов, рукописных журналов. Результатом совместной деятельности стали тематические выставки: « Путь в науку начинался в школе», «Спортивная слава школы», альбомы « Лучшие кабинеты школы», «Наши учителя – пример активной жизненной позиции», «Гордость школы» и др. В рукописном журнале « Школа №18 в жизни моей семьи» некоторые семьи рассказали о трёх-четырёх поколениях, для которых наша школа стала вторым домом. Здесь учатся уже правнуки первых её выпускников.

Результативным стал проект создания музея шахтёрской славы на шахте «Красноярская», которая является нашим социальным партнёром. По проекту музей должен соединить историческое прошлое ликвидированных шахт им. Е.Ярославского, «Егозовской», ш/у «Кольчугинское» и действующей шахты «Красноярской». У ликвидированных угольных предприятий богатое историческое прошлое. Трудовая биография людей, работающих на этих шахтах – фундамент становления отрасли и основные вехи развития города. Все традиции, достижения, рекорды – это новая ступень в развитии шахт, предприятий, города в целом. В основу работы положены материалы школьного музея, которые сохранили большой опыт шефского взаимодействия школы № 18 и шахты им. Е.Ярославского; нашли свою вторую жизнь фотодокументы, подборки статей городских и отраслевых газет. Богатый материал получили авторы проекта из многочисленных встреч с ветеранами шахтёрского труда. Он помог им погрузиться в те события и судьбы людей, с участием которых создавалась отрасль, получал развитие город. В результате поисково - исследовательской деятельности учащихся были подготовлены проекты пяти экспозиций:

  • «Славное прошлое угольных предприятий»

  • «Ветераны войны и труженики тыла»

  • «Умеем работать – умеем отдыхать»

  • «Поддерживая традиции – верим в успех»

  • «Шахта «Красноярская» - рекордное будущее»

В настоящее время школьный музей и музей шахты – единое целое. Лекторами и экскурсоводами

музея шахтёрской славы являются обучающиеся гимназии.




Занимаясь проектно-исследовательской работой, обучающиеся в первую очередь опираются на архив школьного музея. Внимательно изучив несколько экземпляров газеты « Советский горняк», которая издавалась на шахте им. Ярославского в советский период, решили выяснить , какую роль играла газета в жизни шахтёров. Так появился исследовательский проект «Влияние отраслевых газет на жизнь трудовых коллективов шахт». Встречались с ветеранами шахтёрского труда, познакомились со специальными корреспондентами газеты, с её внештатными сотрудниками. Систематизируя исследуемый материал, выделили шесть основных тем, которые раскрывались почти в каждом номере газеты:

  • Социалистическое соревнование трудовых коллективов

  • Передовой опыт

  • О тех, кто работает рядом ( Заметки рабочих корреспондентов)

  • Организация досуга

  • Воспитание детей

  • Недостатки в организации производства

Анализ основных рубрик позволил убедиться, как велико было влияние отраслевых газет на жизнь трудовых коллективов шахт. Газета была трибуной, с которой шахтёры делились опытом, открыто и резко выступали против недостатков. Газета жила жизнью шахтёров, всесторонне отражая их героический труд, организацию досуга, проблемы семейного воспитания.

Данный проект стал основой новой музейной экспозиции «Наша шахтёрская газета», размещённой в музее шахтёрской славы. Кроме того, собранный материал используется лекторской группой школьного музея , классными руководителями для проведения классных часов, встреч с ветеранами шахтёрского труда.

Работая над проектами, обучающиеся встречались с ветеранами шахтёрского труда, с молодыми шахтёрами, интересовались не только тем, как они трудились и трудятся, но и их увлечениями помимо работы. Оказалось, что среди горняков много людей талантливых, творческих. Появилась идея создать информационный проект «Шахтёры – народ творческий». В данном проекте ребята показали, что горняки не только добывают уголь, но и пишут стихи, рисуют картины, создают настоящие произведения искусства, со сцен Дворцов культуры доносят до нас красоту русской народной песни.

Самой богатой на таланты оказалась шахта им. С.М.Кирова. Авторы проекта познакомились здесь с настоящими любителями и ценителями русской народной песни, среди которых Винокурова А.М. и Овчинников В.Г. Более сорока лет проработали они на шахте и все эти годы не расставались с песней, занимаясь в народном хоре.

На этой же шахте работает ещё один чудо-мастер. Молодой горняк Кирилин А.К. прославился не только своим трудолюбием, но и необычным увлечением. В свободное от работы время он создаёт коллекцию кукол. КузнецоваВ.Ф., проработавший на шахте им. Е.Ярославского 34 года, каждую минуту свободного времени тоже отдавал любимому увлечению – создавал копии картин известных художников. В его коллекции около 50 копий великих полотен.

Систематизируя собранный материал, авторы проекта выделили четыре основных раздела:

  • Песня и труд – рядом идут

  • Да будет карнавал!

  • В соавторстве с великими художниками

  • Стихи рождаются и под землёй

Надеемся, что и этот проект найдёт своё применение в музеях шахтёрской славы города. (Приложение 4)

«История развития спорта на угольных предприятиях города» – ещё один информационный проект, выполненный нашими гимназистами. Ребята проследили, как развивался спорт на шахте им. Ярославского с 60-х годов прошлого века до закрытия и как он развивается сегодня на шахте им. Рубана, ставшей правопреемником ш. им. Ярославского.


Этот проект рассказывает об участии шахтёров в спортивной жизни города, области в разные периоды. В 50-60-е годы прошлого века на каждой шахте была своя футбольная команда. Авторы проекта познакомились с лучшим игроком команды шахты им. Ярославского Вихровым Н.Ф.(60-е годы прошлого века), со спортивным инструктором шахты Катком Б.М. (80-е годы), Колеватых В. – членом сборной шахты по лыжам, и отметили, что во все времена для горняков «спорт и труд рядом идут» (Приложение 5). Данный проект станет основой экспозиции музея шахтёрской славы.

Кроме создания проектов экспозиций для музеев шахт, обучающиеся гимназии работают над проектом энциклопедии «Жизнь замечательных людей нашего города». Город Ленинск –Кузнецкий всегда славился и славится шахтёрами, учителями, врачами, известными спортсменами, людьми других профессий. Мы считаем, что об этих людях следует рассказывать в каждом образовательном учреждении , чтобы дети могли гордиться своим городом, своими замечательными земляками..

Первый раздел энциклопедии будет посвящён учителям, так как без учителя не было бы ни шахтёра, ни строителя. Профессия учителя имеет социальное значение, потому что учителя не могут работать изолированно от общества, и профессиональная деятельность педагога рассматривается в совокупности со всеми субъектами образования: детьми, родителями, представителями различных общественных структур. Одна часть раздела уже готова. Она посвящена педагогам, которые внесли огромный вклад в развитие города. Авторы проекта рассказали о педагогической деятельности Елсукова В.М., который оставил след в истории школ №18 и №20 и городского отдела народного образования, о Голянской Н.М., усилиями которой в городе был открыт Кузбасский областной педагогический институт, о Сидоренко А.А, создавшей в городе школу - интернат спортивно-оздоровительного профиля, о Михальченко М.С., который очень много сделал для развития музыкального образования в городе. (Приложение 6)

Управление образования города поддержало нашу идею и предложило другим школам участвовать в этом проекте. Думаем, что совместными усилиями нам удастся создать очень важный и нужный проект.

Материалы и документы школьного музея помогают нашим ребятам находить интересные темы для новых проектов. Особый интерес вызывает история детско-юношеских организаций. Авторы проекта « Роль комсомольской организации города в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи» выделили следующие разделы:

  • Этапы развития комсомольского движения в нашем городе

  • Школьный комсомол – важнейшая ступень гражданско-патриотического воспитания молодёжи

  • Комсомол – влиятельная сила на каждом предприятии города

  • Роль комсомола в руководстве пионерской организацией

Изучив историю комсомольской организации города, познакомившись с разнообразными формами работы как ученических, так и организаций, действовавших на предприятиях города, побеседовав с бывшими комсомольцами, пришли к выводу, что комсомол был влиятельной силой, сплотившей в своих рядах молодёжь всей огромной страны, имя которой было Советский Союз.

Авторы проекта отметили, что комсомольцы сделали много для развития страны, Кузбасса, города. Это не может быть подвергнуто переоценке, потому что делалось для лучшего будущего новых поколений.

Материалы данного проекта используются лекторами школьного музея, классными руководителями для проведения внеклассных мероприятий. В этом году в рамках школьного музея был проведён устный журнал, посвящённый 95-летию комсомола «Славные страницы истории ленинского комсомола». (Приложение 7)

Проект «История пионерской организации имени З.А.Космодемьянской» помог его авторам окунуться в атмосферу тех лет, узнать, чем занимались их сверстники, какую роль в жизни детей сыграла пионерская организация. Особенно заинтересовала их работа пионерских дружин по маршрутам Всесоюзного марша юных ленинцев. В школьном музее сохранился «Трудовой паспорт» пионерской дружины. Ребята с интересом знакомились с квитанциями о сданной пионерами макулатуре, металлоломе. Авторам проекта было интересно узнать, как проводились пионерские сборы, и поэтому было решено провести ролевую игру «Сбор дружины, посвящённый 90-летию пионерской организации»



Ребята с удовольствием разучивали пионерские песни, учились горнить, барабанить, маршировать. И вот 19 мая, в день рождения пионерской организации, ребята, исполняющие роль пионеров, замерли в строю. Знамённая тройка торжественно внесла знамя дружины. Председатели советов отрядов сдали рапорт председателю совета дружины. Всё, как в те, далёкие для наших детей, времена. Ролевая игра – это самая эффективная форма, помогающая прочувствовать атмосферу тех лет. (Приложение 8)

Таким образом, школьный музей даёт возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Познание многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процесс познания – эти основные принципы школьных музеев позволяют относить их к наиболее перспективным формам образовательной деятельности.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!