СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческое лингвистическое исследование по теме "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  пробудить  интерес обучающихся к такому сложному разделу языкознания, как словообразование? Одним из методов работы в этом направлении, по моему мнению, является лингвистическое  исследование на основе краеведения, например,  изучение школьниками названий местных праздников и  классификация их по способу образования.  

Просмотр содержимого документа
«Краеведческое лингвистическое исследование по теме "Словообразование"»

Краеведческое лингвистическое исследование

по теме «Словообразование»

Как пробудить интерес обучающихся к такому сложному разделу языкознания, как словообразование?

Одним из методов работы в этом направлении, по моему мнению, является лингвистическое исследование на основе краеведения, например, изучение школьниками названий местных праздников и классификация их по способу образования. В тех сёлах, где часть населения разговаривает на диалекте, интерес учащихся вызывает сравнительный семантический анализ образования диалектных и общеупотребительных слов. Перед юными исследователями учитель может поставить проблему: действуют ли законы образования слов в именах собственных – названиях праздников? Отвечая на данный проблемный вопрос, мы с учениками доказали, что названия праздников села Щучье образовывались по определённым моделям, существующим в русском языке; в названиях щученских праздников преобладает морфолого-синтаксический способ словообразования.

Исследовательская работа «Способы образования названий праздников села Щучье» (победитель регионального и призёр заключительного этапа XXIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского)  даёт возможность узнать о местных народных традиционных праздниках, самобытных обрядах, обычаях, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа. Обучающиеся узнают и новые лингвистические термины, связанные с именами собственными: «онимы – наименования людей, географических и космических объектов, животных, различных предметов материальной и духовной культуры», «геортонимы – наименования праздников, торжеств, фестивалей», «эллиптирование – процесс сокращения многословного имени собственного до одного слова».

Материалом для исследования послужили 46 названий праздников, полученных путём опроса местных жителей. Учащиеся выяснили, что один и тот же праздник может иметь несколько названий: официальное (Рождество Пресвятой Богородицы), обиходное (Наш праздник), региональное (Престольный праздник), местное (Престол). Онимы – наименования людей (имена собственные Алексей, Егорий, Иван, Пётр, Павел, Илья, Пантелеймон, Митрофаний, Тихон, Никола) составляют 21,73% исследуемых щученских геортонимов. Имя Иван повторяется в названиях праздников два раза: Иван Купала (языческий праздник) и Иван Богослов (христианский). Из женских имён употребляется одно – Явдока, один раз и только во множественном числе: Явдоки. Диалектное произношение сохранилось в названиях четырёх праздников: Масляна, Сдвиженье, Стреченье, Явдоки. Геортонимы Выпускной, Престол, Сдвиженье и Казанская образовались способом эллиптирования от словосочетаний Выпускной бал, Престольный праздник, Воздвижение животворящего креста Господня, Казанская икона Божьей Матери. Наименования праздников, образованные на основе заимствований из церковнославянского языка (Благовещение, Вознесение, Успение), составили 26,04% исследуемых онимов. Систематизировав геортонимы по пространственно-временным признакам, учащиеся выделили 24 христианских праздника (52, 08%), 15 современных (32,55%), 4 языческих (8,68%) и 3 (6,51%) местных, которые отмечают только в данном населённом пункте: День освобождения села Щучье, Престольный праздник, фестиваль «По щучьему велению». По языковой модели «день + родительный падеж» (День школы, День молодёжи ) образовано 28,21 % анализируемых геортонимов, по модели «прилагательное + существительное» ( Щедрый вечер, Последний звонок ) – 17,36. %. В названиях праздников села Щучье использованы следующие способы образования слов:

1. Морфологический способ словообразования:

а) префиксальный (Сдвиженье ← Воздвижение );

б) суффиксальный способ словообразования (Масляна ←Масленица);

в) безаффиксный способ словообразования – усечение (Престол ←

Престольный праздник);

г) словосложение (Илья-пророк ← Илья и пророк).

2. Морфолого-синтаксический способ словообразования – субстантивация прилагательных (Выпускной ← Выпускной бал; Казанская ← Казанская икона Божьей Матери).

Учащиеся приходят не только к лингвистическим выводам (преобладает в названиях праздников села Щучье морфолого-синтаксический способ словообразования), но и убеждаются в том, что геортонимы поддерживают общий ритм существования сообщества и являются для людей ориентацией во времени.

Главный результат данной исследовательской работы заключается в том, что у школьников возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества. Именно так возникает интерес к родной земле, желание и стремление постичь красоту и выразительность русского слова.