СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение в 3 классе»


МКОУ «Бабковская ООШ»

Павловского Муниципального района Воронежской области


«Согласовано»

Руководитель МС

Протокол № ___________

от «___»_________________2013 года



«Утверждаю»

Директор МКОУ «Бабковской ООШ»

___________/_Федосеева О.Г.

Приказ №______

от «___» ____________2013 г
































Рабочая программа

По курсу «Краеведение»

3класс



Программу составил

Учитель начальных классов

Бакалова О. И.











2013– 2014 уч.год.













































Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского (М.: «Просвещение», 2011). Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение. Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. программе учитель найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные практические работы и экскурсии. Обращаем внимание учителя на то, что обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.

Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины. Содержание предполагает решение следующих задач:

обучающие:- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; расширять исторический и экологический кругозор учащихся; формировать учебную самостоятельность и деловые качества воспитательные: воспитывать уважение и любовь к родному краю; способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах: принцип природосообразности – предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя; принцип культуросообразности – предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры; принцип коллективности – предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществлять в детско-взрослых коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;принцип диалогичности – предполагает, что духовно- ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей; принцип патриотической направленности – предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношен6ию к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; принцип проектности – предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и в будущем осуществляемое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников; принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности. Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырех лет На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определенного направления историко-краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. Данная программа модифицированная, разработана на 17 часов,в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: районным краеведческим музеем, школьным музеем, библиотекой.

Структура программы курса «Краеведение» включает разделы с определенной направленностью по каждому году обучения: 3 класс – «Город Никитина и Кольцова»-17 часов

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок. Знакомство с правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов

1

2

Люди творчества. Кто они? И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества Экскурсия к памятнику И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина Библиотека имени И.С. Никитина Воронежская школа

1

3

Литературная гостиная. Библиотека имени И.С. Никитина. Воронежская школа

1

4

Фольклор – духовное богатство народаКалендарные обряды.

1

5

Как сказки попали в книгу. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Русские народные сказители. А.К. Барышникова

1

6

Обобщающий урок.

1

7

Творческий путь А.В. Кольцова. А.В. Кольцов и русская литература.

Экскурсия в дом-музей А.В.Кольцова. Памятник А.В. Кольцову.

Экскурсия в дом-музей А.В.Кольцова. Памятник А.В. Кольцову


1

8

Воронеж песенный. Ансамбль «Воронежские девчата». М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни


1

9

Театр драмы имени А.В. Кольцова (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов


1

10

Театрализованное представление. Театр юного зрителя.Театр оперы и балета


1

11

Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя

1

12

Поэты родного края

1

13

Встреча с местными литераторами

1

14

Знакомство с газетами г. Воронежа (по выбору учителя)

1

15

Поэты родного края

1

16

Выдающиеся люди Воронежского края

1

17

Обобщающий урок-викторина «Знаете ли вы их имена?»

1

Содержание разделов и тем.

Тема 1. Вводный урок. Знакомство с правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов.

Практическая работа. Работа над оформлением и созданием классного детского журнала.


Тема 2. Люди творчества. Кто они? Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».

Практическая работа. Работа в группах над иллюстрациями.

И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина.

Практическая работа. Подготовка рефератов.

Экскурсия к памятнику И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина. Экскурсия по выбору учителя.

Тема 3. Литературная гостиная. Художественное чтение стихов.

Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений.

Библиотека имени И.С. Никитина. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческим отделом.

Воронежская школа. Распространение грамотности в Воронежском крае. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому.

Практическая работа. Работа в группах.

Воронежская школа. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.

Практическая работа. Подготовка авторефератов.

Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы (Мариинская женская гимназия, женская гимназия Кожевниковой, реальное училище, духовная семинария и др.). Экскурсия по выбору учителя.

Тема 4 Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.

Практическая работа. Оформление альбома «Местный фольклор».

Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери. Обрядовая культура. Знакомство с церковными основами праздника.

Практическая работа. Проведение праздника Казанской Богоматери.

Тема 5. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Сказки А.Н. Корольковой.

Практическая работа. «Сочиняем сказку»

Русские народные сказители. А.К. Барышникова. Сказки А.К. Барышниковой.

Практическая работа. Чтение сказки А.К. Барышниковой «Куприяниха».

Тема 6. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).


Тема 7. Творческий путь А.В. Кольцова. А.В. Кольцов и русская литература. Начало творческого пути. Ранние произведения. А.В. Кольцов и русская литература.

Практическая работа. Подготовка рефератов.

Экскурсия в дом-музей А.В. Кольцова. Памятник А.В. Кольцову. Экскурсия по выбору учителя.

А.В. Кольцов как один из крупнейших создателей русской песни.

Практическая работа. Работа над детским журналом «Сочиняем стихи».

Тема 8. Воронеж песенный. Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами.

Практическая работа. Разучивание русских народных танцев.

М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни. Жизнь и творчество М.Е. Пятницкого.

Практическая работа. Экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого.

Воронежский государственный русский народный хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Хор и война. М. Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России.

Практическая работа. Разучивание частушек и песен Воронежского края.

Тема 9. Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актеры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки.

Практическая работа. Подготовка масок, костюмов, декораций к предстоящей театрализации.

Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Поход в театр.

Тема 10. Театрализованное представление. Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников, сценок потешников, кукольных инсценировок.

Тема 11. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».

Практическая работа. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Черное Ухо».

Тема 12. Поэты родного края. Конкурсное чтение стихотворений местных поэтов.

Практическая работа. Заучивание стихов.

Тема 13. Встреча с местными литераторами. Встреча с местными литераторами.

Практическая работа. «Нарисуй, что ты представлял, слушая стихи поэта».

Тема 14 Знакомство с газетами города Воронежа. Знакомство со средствами массовой информации города или районов области (по выбору учителя). «Воронежские губернские ведомости».

Практическая работа. Подготовка газеты «Наш класс».

Тема 15 Экскурсия в редакцию газеты. Работа редакции газеты.

Практическая работа. Подготовка и выпуск газеты «Наш класс».

Тема 16. Выдающиеся люди Воронежского края. И.Н. Крамской – великий русский художник. С.Я. Маршак – детский писатель. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко – наши земляки-космонавты.

Практическая работа. Подготовка реферата о деятельности одного из знаменитых людей.

Тема 17. Обобщающий урок-викторина «Знаете ли вы их имена?»

Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и села, парках и т.д. программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая,познавательная,спортивно-оздоровительная,туристско-краеведческая,досугово-развлекательная (досуговое общение);проблемно-ценностное общение, художественное творчество. Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня. Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, села, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявлять себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей» знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм, эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с культурой города и края. При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реорганизации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия;

обучающийся получит возможность научиться :в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов и сети интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнерами;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; обучающийся получит возможность научиться:учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;аргументировать свою позицию и координировать ее с понятиями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: оценку достижений обучающихся (портфолио); создание и защиту собственных проектов;создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото- и видеоматериалов в школьный музей;составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;создание и защиту собственного проекта;создание презентаций – представлений по изученной теме;организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.

Оборудование и кадровое обеспечение программы для осуществления образовательного процесса по программе «Краеведение» необходимы следующие принадлежности:


Компьютер



Принтер


проектор


Рабочее место учителя


Столы и стулья ученические


Навесная доска на магнитах.


Рабочая программа


Рабочая тетрадь 3 класс «Краеведение»

Воронеж 2013 год.


Интернет-ресурсы

.



Л И Т Е Р А Т У Р А

Воронежский юбилейный сборник в память трехсотлетия г. Воронежа. – Воронеж, 1886.

Дмитриева В.И. На родине Кольцова и Никитина. – М., 1988.

Дуров А. В жизни и на арене. – М, 1984.

Воронежский край с древнейших времен и до конца ХVII века / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.

Воронежский государственный драматический театр имени Алексея Кольцова. – Воронеж, 1977.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж, 1989.

Кольцов А.В. Полное собрание сочинений. – СПб, 1913.

Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г. Белинскому. – Воронеж, 1984.

Кольцовские и Никитинские места в Воронеже. – Воронеж, 1984.

Крамской И.Н. Крамской в искусстве. – М., 1960.

Край Воронежский. – Воронеж, 1985.

































11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!