Крамской Иван Николаевич
27 мая (8 июня) 1837 г
24 марта (5 апреля) 1887 г – 49 лет
Участник «Бунта четырнадцати»
Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя.
Родители надеялись, что сын станет писарем,
как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов
научил юного Крамского рисовать акварелью.
Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге. В столичную Академию художеств
Иван Крамской поступать не решался: не было начального
художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени
тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических
дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его
вступительной работой.
Совет Академии художеств определил
Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову.
Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны
к росписи храма Христа Спасителя в Москве в 1863 году
у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая.
Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом,
получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку
на шесть лет. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле».
Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам:
становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.
Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков,
верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль
отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет.
Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно
выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали
публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом»
от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру.
«…В конце концов
запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что
«по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать
курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».
Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики,
и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал
перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.
Когда все прошения были уже поданы,
мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе,
к которой мы все так жадно стремились».
Иван Крамской
После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее
просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье. Объединение свободных художников процветало.
Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги.
Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.
Одним из его учеников был Илья Репин.
Он писал о Крамском:
«Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам,
которые он создал в годы учебы в Академии. В конце 1869 года Иван Крамской впервые
выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством.
Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.
«Сегодня осматривал музеум королевский… Все, что я видел, производит впечатление подавляющее». Иван Крамской, из письма жене.
Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось.
Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок.
Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.
«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных
художественных выставок в видах:
а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…
б) развития любви к искусству в обществе;
в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок.
На первой же выставке передвижников в 1871 году
Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь».
Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя.
Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников,
и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…» Иван Крамской
В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».
«Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной;
я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался.
Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей
В 1870-х годах Крамской создал множество портретов — художника Ивана Шишкина,
Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого, Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Сергея Боткина.
Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование:
«Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать
общество во всех его интересах и проявлениях».
«Кокотка в коляске»
Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского,
который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду.
После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина,
ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.
В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе»,
на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.
Художник работал над ним около четырех лет:
делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию.
Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
Ивана Крамского не стало в 1887 году. Художник умер в своей мастерской,
когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса.
Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.