СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крамской. Жизнь и творческий путь

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Крамской. Жизнь и творческий путь»

Крамской Иван Николаевич 27 мая (8 июня) 1837 г 24 марта (5 апреля) 1887 г – 49 лет

Крамской Иван Николаевич

27 мая (8 июня) 1837 г

24 марта (5 апреля) 1887 г – 49 лет

Участник «Бунта четырнадцати»  Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге. В столичную Академию художеств  Иван Крамской поступать не решался: не было начального  художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой.

Участник «Бунта четырнадцати»

Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя.

Родители надеялись, что сын станет писарем,

как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов

научил юного Крамского рисовать акварелью.

Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге. В столичную Академию художеств

Иван Крамской поступать не решался: не было начального

художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени

тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических

дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его

вступительной работой.

Совет Академии художеств определил

Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову.

Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны

к росписи храма Христа Спасителя в Москве в 1863 году

у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая.

Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом,

получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку

на шесть лет. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле».

Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам:

становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.

Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков,

верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль

отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет.

Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно

выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали

публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом»

от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру.

 «…В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».  Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.  Когда все прошения были уже поданы, мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились». Иван Крамской

«…В конце концов

запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что

«по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать

курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».

Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики,

и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал

перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.

Когда все прошения были уже поданы,

мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе,

к которой мы все так жадно стремились».

Иван Крамской

После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье. Объединение свободных художников процветало.  Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги.

После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее

просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье. Объединение свободных художников процветало.

Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги.

Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.  Одним из его учеников был Илья Репин.  Он писал о Крамском:  «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам,  которые он создал в годы учебы в Академии. В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством.

Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.

Одним из его учеников был Илья Репин.

Он писал о Крамском:

«Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».

В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам,

которые он создал в годы учебы в Академии. В конце 1869 года Иван Крамской впервые

выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством.

Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. «Сегодня осматривал музеум королевский… Все, что я видел, производит впечатление подавляющее». Иван Крамской, из письма жене.  Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось. Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.  «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах:  а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…  б) развития любви к искусству в обществе;  в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.

«Сегодня осматривал музеум королевский… Все, что я видел, производит впечатление подавляющее». Иван Крамской, из письма жене.

Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось.

Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок.

Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных

художественных выставок в видах:

а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…

б) развития любви к искусству в обществе;

в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок. На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь». Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя.  Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников,  и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…» Иван Крамской

Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок.

На первой же выставке передвижников в 1871 году

Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь».

Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя.

Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников,

и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…» Иван Крамской

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».   «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной;  я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.  За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».

  «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной;

я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.

За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался.

Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей

В 1870-х годах Крамской создал множество портретов — художника Ивана Шишкина, Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого, Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Сергея Боткина. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование:  «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать  общество во всех его интересах и проявлениях».

В 1870-х годах Крамской создал множество портретов — художника Ивана Шишкина,

Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого, Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Сергея Боткина.

Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: 

«Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать

общество во всех его интересах и проявлениях».

«Кокотка в коляске» Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду.  После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина,  ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.  В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе»,  на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.  Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию.  Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. Ивана Крамского не стало в 1887 году. Художник умер в своей мастерской,  когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса.  Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

«Кокотка в коляске»

Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского,

который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду.

После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина,

ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.

В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе»,

на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.

Художник работал над ним около четырех лет:

делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию.

Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.

Ивана Крамского не стало в 1887 году. Художник умер в своей мастерской,

когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса.

Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.