СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красители из растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Без ярких цветов мир был бы скучным и унылым. В современном мире все краски яркие, потому что все они изготовлены на химических заводах. Экологическая основа красителей из природы  не востребована, так как  растительные красители   менее яркие.  Однако оттенки у природных красителей намного богаче, более мягкие и глубокие, долго сохраняются, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Красители из растений»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Малая академия наук Крыма «Искатель»



Отделение: Химико-биологическое









Природные красители













Работу выполнил:

Гнутова Полина

Ученица 8а класса

МБОУ «СОШ № 2»

г.о. Судака

















Судак-2018





СОДЕРЖАНИЕ





Введение…………………………………………………………………стр.4

Раздел 1

    1. Из истории применения красителей……………………………………6

1.2. Красители из растений…………………………………………………8

1.3. Состояние изучаемой проблемы. Выбор объектов и методов исследования…………………………………………………………………….8

Раздел 2. Экспериментальная часть

2.1. Основные условия и правила крашения……………………………….11

2.2.  Крашение ткани натуральными красителями…………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..23























Введение


Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Долгое время люди применяли около тридцати естественных красителей — это синие, красные, черные, желтые, коричневые и зеленые тона. Сегодня вместо природных красителей стали использовать искусственные. Но если посмотреть на них с экологической точки зрения, то преимущество возьмут на себя природные красители. Мы решили исследовать свойства природных красителей, сравнить их с искусственными и изучить особенности окрашивания тканей природными красителями. Нас заинтересовал и тот факт, что красители, выделенные из растений, можно использовать и для получения акварельной краски.

Несмотря на то, что искусственные красители используют чаще, но тем не менее натуральные красители можно получить даже дома использовать их для крашения тканей, пряжи, получения других экологически чистых материалов.

Проблема: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция.Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.

Объект исследования: растительные красители.

Предмет исследования: свойства растительных красителей.

Целью нашей научно-исследовательской работы является изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей и для получения акварельных красок.

Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:

  1. Подбор и анализ литературы по данной теме;

  2. Получение натуральных красителей и исследование их свойств;

  3. Установить какие натуральные вещества могут способствовать усилению цвета;

  4. Установить как долго окрашенная ткань сохранит цвет (сохраниться ли полученный цвет после стирки);

  5. Установить какой способ закрепления цвета на ткани наиболее эффективный;

  6. Обобщение и выводы на основе результатов наблюдения.







РАЗДЕЛ 1 


    1. Из истории применения красителей


Окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами уходит своими корнями в глубокую древность. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те красительные представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях.

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красилен Карфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных "лаков" - способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) из всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Для увеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислоты или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово - протрава, заново открытая в Европе только в ХYII веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марева содержит в основном два красителя - пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.

К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для тканей.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.


    1. Красители из растений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)


    1. Состояние изучаемой проблемы. Выбор объектов и методов исследования


Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса, ольхи и молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок – казеин [1].

До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая изумрудно-зелёная краска является смертельно-опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев, выкрашенных в изумрудно-зеленый цвет [3].

Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко-синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считался цветом роскоши, царственности и богатства [6].

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски ядовиты. Например, красная киноварь из ртути. Для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли, или пигменты, полученные искусственным путем. Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее все-таки не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае [4].

Растения имеют специальные красящие вещества – пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты-хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.

Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая – красный, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный цвет [2].

Существует особая группа пигментов – антоцианы (от греч. «антос» - цветок, «цианос» - голубой), впервые выделенные из цветков василька синего.

Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов тоже можно использовать для получения натуральных красителей [1], [9].

Мы изучили растительные пигменты, которые используют в качестве красителей и приступили к окрашиванию тканей.

В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, клюквы, луковой шелухи [1]. Предметом исследования является процесс окрашивания.

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т.е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.

Для закрепления природного красителя пользуются закрепителями-протравой. Без протравки ткань после крашения приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет [1]. При различных закрепителях одна и та же растительная краска дает различную окраску. Для получения светлых тонов применяют квасцы, темных - хромовую протравку, медный и железный купорос. Иногда в качестве закрепителей употребляют соль, уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты [4].

РАЗДЕЛ 2


2.1. Основные условия и правила крашения


Окрашивание проводят в хорошо проветриваемом помещении.

Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища.

Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительным красителем волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую пряжу или ткань.

Желательно брать дождевую воду или умягченную кальцинированной содой воду.

Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой и гладкой.

Ткань и пряжу перед окрашиванием обязательно хорошо смачивают водой. Материал, предназначенный для окрашивания, должен обладать хорошейсмачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной подготовки, дает, как говорят «непрокрас».

Подготовка ткани из натуральных материалов к окрашиванию.

Я подготовила для окраски:

  • Хлопчатобумажная ткань белого цвета. (фото)

  • Полушерстяные нитки белого цвета (фото)

Для того чтобы окрасить выбранные материалы необходимо провести специальную подготовку перед окрашиванием.

Хлопчатобумажные ткани кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе:1 литер воды 2-3 грамма стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 грамм хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань. ( на 100г. материала 3 л. воды). После стирки материал прополаскивают 2-3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномернойокраске.

Для подготовки полушерстяной пряжи необходимо потереть на терке детское мыло, затем растворяют в небольшом количестве горячей воды (60 градусов). Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая. Мыльный раствор меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показали наши опыты синтетические моющие средства( стиральный порошок) меняют оттенок цвета. Стиранную шерсть тщательно промывают в проточной воде, затем добавляют немного столового уксуса (9%), чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

При окрашивании ткани овощами,используется уксусный раствор: к одной части уксуса добавить четыре части воды, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

В обоих случаях после кипячения ткань достать и прополоскать в холодной воде.

Приготовление красильных отваров.

Красители можно получить из веток листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений.

Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течении 12 часов ( с утра до вечера). На каждые 100г. травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, а кору, стебли, скорлупу ореха, корни 2-4 часа. Дальше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становиться бурее. После экстрагирования красителя отвар, сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, что бы получить второй отвар. Травы и кору «томят» 30 минут. Процеживают второй в ту же посуду, где первый.

Затем готовят красильную ванну, добавляют в полученный отвар необходимое количество воды. 

Что такое протрава. Способы протрав.

ПРОТРАВА -(закрепитель краски), в процессах окрашивания - химические вещества, взаимодействующие с красителем или окрашиваемыми тканями, или с обоими, для «закрепления» красителя на ткани, в результате чего краска практически не вымывается. Многие протравы являются ГИДРОКСИДАМИ или солями металлов (например, КВАСЦЫ).

Существуют природные протравы муравьиная кислота, рассол квашенной капусты, соль, уксус, березовая зола, ржавчина.

Существует несколько способов протрав.

Одновременная протравка.

Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу и ткань. Затем «томят» 30-40 минут при 60 градусов.

Последующая протрава.

Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 мин при 60 градусах.

2.2. Крашение ткани натуральными красителями


Разнообразие способов крашения тканей

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т. е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы приготовления натуральной протравы.

Протрава –сок квашенной капусты.

Мелко шинкуем капусту, морковь, укладываем в эмалированную кастрюлю, солим и доливаем немного воды, чтобы получить побольше сока квашенной капусты, и ставим под гнетом в теплое место для закваски. Через 3 дня протрава в виде капустного сока готова к применению.

Протрава – ржавчина.

Настой ржавчины– это один из вариантов натуральной экологической протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями. Ржавчина фактически является катионами железа, которые при соединении с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

Материалы для приготовления: 1 кг.железных гвоздей, емкость, уксус, вода.

Для приготовления ржавчины мы взяли 1 кг.железных гвоздей и промыли с помощью чистящего средства (так как гвозди обрабатывают машинным маслом). Затем поместили в емкость и залили теплой водой 2,5 литра. Новые железные гвозди ржавеют медленно, для усиления процесса окисления через 10 часов добавили 3 столовые ложки 70% уксуса. 

Опыты по окрашиванию.

  1. Окрашивание в желтый цвет

Окрашивание хлопчатобумажной ткани и полушерстяных ниток куркумой

Материалы:куркума,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача: окрасить ткань, шерсть с помощью куркумы.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в ярко желтый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Мы взяли 4 чайные ложки куркумы положили в стеклянную емкость залили фильтрованной, кипяченой водой 0,5 литра.

Перемешали с водой, процедили и перелили в эмалированную емкость, поставили на огонь и довели до кипения. Как только раствор закипел кладем в нее ткань и нитки шерсти и кипятим на протяжении 10 минут.

По истечении 10 минут вынимаем из раствора ткань и шерстяные нитки и сушим на дневном свете. После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата

Полученный результат:

Шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко желтый цвет. Окрашивание всех образцов произошло равномерно в ярко желтый цвет. Все образцы окрасились одинаково.

  1. Окрашивание хлопчатобумажной ткани и полушерстяных ниток корицей

Материалы:корица,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью корицы.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в коричневый цвет.

Опыт:

  • Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

  • Мы взяли 2 столовые ложки корицы положили в эмалированную емкость залили фильтрованной, кипяченой водой 0,4 литра. Перемешали с водой и поставили на огонь и довели до кипения. Как только раствор закипел кладем в нее ткань и нитки шерсти и кипятим на протяжении 10 минут.

  • По истечении 10 минут вынимаем из раствора ткань и шерстяные нитки. Промывам под холодной водой и сушим на дневном свете.

  • После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в коричневый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно, х/б ткань менее прокрасилась, но также имеет выраженный коричневый цвет, льняная такнь менее всего подвержена окрашиванию

  1. Окрашивание в серый цвет.

Окрашивание хлопчатобумажной ткани и полушерстяных ниток кожурой грецкого ореха .

Материалы:скорлупа грецкого ореха,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью скорлупы грецкого ореха в серый цвет .

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в серый цвет.

Опыт:

  • Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

  • Раскололи грецкие орехи, отделили скорлупу и ядро ореха друг от друга.

  • Замочили в стеклянной емкости на 24 часа. Через 24 часов, мы переложили намокшую скорлупу и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часов минут. Получили раствор мутно коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную скорлупу снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость.

  • Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Полушерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в светло- коричневый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно в серый цвет, х/б ткань, льняная ткань окрасились в бледно коричневый цвет . Таким образом, предполагаемый серый не был достигнут в ходе проводимого опыта.

  1. Окрашивание в красный или розовый цвет.

Окрашивание хлопчатобумажной ткани и полушерстяных ниток плодами свеклы.

Материалы:плоды свёклы 2 шт (300г.) ,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью плодов свеклы в розовый или красный цвет.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в красный или розовый цвет.

Опыт:Окрашивание образцов провели двумя способами.

1 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором в течении часа чтобы закрепить красители на ткани.

2 способ - в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором после окрашивания ткани для закрепления красителя.

1 способ.

1. Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне. После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

2.Плоды свёклы очистили от кожуры и мелко нарезали, поместили в эмалированную емкость.

  • Залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу.

  • Поставили на медленный огонь и довели до кипения.

  • Поставили остывать и дать свекле отдать красящие вещества в течении 12 часов.

  • По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор.

  • В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут. По истечение времени достали ткань, она окрасилась в ярко розовый цвет.

  • Образцы высушили.

Результат:

Полушерстяные нитки, х/б ткань окрасились в ярко –розовый цвет.

Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились менее интенсивно, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко розовый цвет. При кратко временном погружении окрашенных ниток и ткани в воду с уксусом окрашенные образцы значительно посветлели, красители стали смываться.

  1. Окрашивание в синий цвет.

Окрашивание хлопчатобумажной ткани и полушерстяных ниток красно-кочанной капустой .

Материалы:вилок красно-кочанной капусты,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью красно-кочанной капусты в фиолетовый цвет .

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в фиолетовый цвет.

Опыт:

  • Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне.

  • После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

  • Мы взяли вилок красно-кочанной капусты и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу.

  • Поставили на медленный огонь и довели до кипения.

  • Поставили остывать и дали капусте отдать красящие вещества в течении 12 часов.

  • По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор.

  • В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут.По истечение времени достали ткань и шерсть, она окрасилась в фиолетовый цвет.

  • Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

Полушерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в фиолетовый цвет. Окрашивание всех образцов произошло равномерно. Шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились интенсивно окрасились в ярко фиолетовый цвет.

Для изготовления акварельных красок из первого эксперимента использовали полученные красители трех цветов: желтый (морковь), малиновый (клюква), коричневый (кофе). Но для того чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Мы использовали мед и муку. Полученная акварель может храниться в полужидком состоянии в течение длительного времени. В результате получили акварельные краски трех цветов (желтый, коричневый, малиновый). Затем смешали коричневую краску с желтой и получили светло-коричневую краску. При смешивании малиновой краски с желтой получили оранжевую краску. Получили акварельные краски пяти цветов (желтый, коричневый, светло-коричневый, малиновый, оранжевый). Из изготовленных экологически чистых акварельных красок мы нарисовали рисунок.

Вывод: На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань.











Заключение


В ходе проведения опытов получены растительные красители в виде отвара из натурального сырья: скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, красно-кочанной капусты.

С помощью полученных красителей были окрашены в различные цвета исходные образцы:

а) в ходе проводимых опытов полушерстяные нити, окрашивались равномерно и в более яркие цвета.

б) хлопковая ткань окрашивается хуже, цвета менее яркие и ткань окрашивается не равномерно.

После окрашивания образцов натуральными красителями, мы постирали образцы с детским мылом самыми стойким оказались красители, полученные из коры дуба и листьев шалфея, далее идут по стойкости идут красители из коры черемухи, скорлупы грецкого ореха, куркума, шалфей, самыми не стойкими получились красители из овощей (капусты и свеклы).В целом после стирки образцов мы сделали вывод, что натуральные красители не обладают стойкостью, все образцы значительно утратили первоначальный цвет после стирки.

Для закрепления цвета мы использовали 4 способа: варили образцы в уксусе в течении 1 часа до окрашивания, закрепляли раствором уксуса после окрашивания, добавляли при окрашивании протраву из квашенной капусты и раствора ржавчины. После проведения опытов, мы сделали вывод, что наиболее эффективно закрепляет цвет протрава из ржавчины (образцы окрашенные листьями шалфея с протравой из ржавчины, практически не полиняли), затем сок квашеной капусты (образцы окрашенные пижмой с соком квашенной капусты полиняли значительно , но сохранили достаточно цвета) . Закрепление цвета уксусом наименее эффективно. (образцы окрашенные свеклой и закрепленные уксусом практически не сохранили цвет)

Так как в ходе опытов мы установили, что красители не являются стойким, то окрашивание ткани для изготовления одежды не является практичным.Ткани, окрашенные натуральными красителями подойдут для рукоделия и изготовления кукол. Кроме того, того многие рукодельницы (вышивание крестом) применяют натуральные красители для окрашивания канвы в разные цвета, когда хотят придать фон своим картинам.

Акварельные краски, полученные из растительных пигментов имеют свои и недостатки и преимущества. Положительная сторона их состоит в том, что эти краски совершенно безвредны: использовались растительные экстракты, а как загуститель — мед. Главный их недостаток в том, что они медленно высыхают и имеют бледные неяркие цвета.






























Список литературы


1. Ольшанская О.М., Артемов А.В. Текстильная химия, 2000, № 1, с. 98−106.

2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1991. — 208 с.

3.Журнал « Химия в школе» №2, №8 – 2002 год.

3. Полевой В.В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1989. — 464 с.

4. Светлена Н.А. (Н. А.Неволина). Растения-красители в народном быту. 2009г.

5. Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997.

6. Чуб В. Для чего нужны антоцианы // Цветоводство. — 2008. № 6 — С. 22

7. Энциклопедический словарь юного химика — М.: Педагогика, 1982. — 141 с.

8. Ю. А. Калинников, И. Ю. Вашурина. Природные красители и вспомогательные вещества в химико-текстильных технологиях.реальный путь повышения экологической чистоты и эффективности производства текстильных материалов. Рос.хим. ж. (Ж. Рос. хим. общества им. Д. И. Менделеева), 2002, т. XLVI, № 1.


Интернет источники:

Http: www. bibliotekar. ru/slovar

http://www. /himerunda/naturkras. html

http://*****/ap/ap/drugoe/rastitelnye-krasiteli

http://sibac. info/index. php//35






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Красители растительного происхождения


Источник красителя

Протравитель

Цвет окрашенного материала

Роза (желтая)

K2Cr2O7

светло-коричневый

Роза (красная)

KAl (SO4)2 · 12H2O

светло-бежевый

Клюква

FeSO4 · 7H2O

розовый

Лук

FeSO4 · 7H2O

серый

Клюква

KAl (SO4)2 · 12H2O

розовый

Шиповник

KAl (SO4)2 · 12H2O

светло-коричневый

Клюква

K2Cr2O7

бледно-желтый

Шиповник

FeSO4 · 7H2O

серый

Шиповник

K2Cr2O7

светло-коричневый

Клюква

CuSO4 · 5H2O

розовый

Гибискус

FeSO4 · 7H2O

синий

Хвоя

FeSO4 · 7H2O

серый

Кора дуба

KAl (SO4)2 · 12H2O

коричневый

Хвоя

KAl (SO4)2 · 12H2O

светло-бежевый

Лук

KAl (SO4)2 · 12H2O

бежевый

Роза (красная)

KAl (SO4)2 · 12H2O

светло-бежевый

Смородина

FeSO4 · 7H2O

темно-розовый

Хвоя

CuSO4 · 5H2O

оранжевый

Роза (желтая)

KAl (SO4)2 · 12H2O

светло-оливковый

Роза (желтая)

FeSO4 · 7H2O

серый

Роза (красная)

K2Cr2O7

бежевый

Хвоя

K2Cr2O7

бежевый

Роза (желтая)

CuSO4 · 5H2O

оливковый

Смородина

CuSO4 · 5H2O

светло-желтый

Смородина

K2Cr2O7

розовый

Смородина

FeSO4 · 7H2O

розовый

Смородина

KAl (SO4)2 · 12H2O

розовый

Роза (красная)

CuSO4 · 5H2O

бежевый

Роза (красная)

CuSO4 · 5H2O

светло-серый

Лук

CuSO4 · 5H2O

светло-зеленый

Шиповник

CuSO4 · 5H2O

светло-коричневый

Лук

K2Cr2O7

светло-коричневый

Гибискус

CuSO4 · 5H2O

светло-зеленый

Гибискус

K2Cr2O7

желтый

Гибискус

KAl (SO4)2 · 12H2O

фиолетовый

Липа

CuSO4 · 5H2O

светло-коричневый

Липа

FeSO4 · 7H2O

серый

Липа

K2Cr2O7

оранжевый

Кора дуба

KAl (SO4)2 · 12H2O

коричневый

Кора ольхи

KAl (SO4)2 · 12H2O

черный


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!