СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красный Кут. История, культура и традиции.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Красный Кут. История, культура и традиции.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОКУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

пгт Красный Кут Антрацитовского района Луганской Народной Республики













Красный Кут

История, культура, традиции.











Автор проекта:

Русева Светлана Владимировна















2022г.

Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………………………………………3

Раздел I Исторические исследования……………………………………………………….4

  1. История нашего края………………………………………………………………....4

  2. История поселка Красный Кут………………………………………………………5

  3. Папков Пётр Афанасьевич и его имение село Красный Кут……………………...8

  4. Свято-Николаевский храм…………………………………………………………..10

  5. История поселка в годы Великой Отечественной войны………………………...13

  6. История Водобуда……………………………………………………………………14

  7. Трасса Ростов-Харьков……………………………………………………………... 15

  8. История нашего парка……………………………………………………………….15

  9. История нашей школы………………………………………………………………15

  10. Гора Соколовка………………………………………………………………………17

Раздел II Быт, культура, традиции…………………………………………………………18

  1. Особенности лексики жителей Красного Кута……………………………………18

  2. Народ скажет, как завяжет!.........................................................................................19

  3. Особенности быта……………………………………………………………………20

  4. Секреты местной кухни……………………………………………………………..22

  5. Свадебные традиции и обряды……………………………………………………..23

  6. Программа практических действий по оздоровлению и сохранению изучаемого объекта………………………………………………………………………………..25

  7. Выводы……………………………………………………………………………….26

  8. Использованная литература………………………………………………………...26

  9. Приложение………………………………………………………………………….27



















Введение

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев — обречена на вымирание.»

Лев Николаевич Толстой

Мы помним свою историю, мы чтим свои традиции. Из поколения в поколение передаются предания, обычаи. На протяжении веков старшее поколение предавало младшему свой опыт. Дедушки и бабушки рассказывали внукам то, что когда-то им рассказывали их дедушки и бабушки.

В нашей школе много лет существовало творческое объединение этно-краеведческого направление «Берегиня».

Участники объединения проводили практические исследования: собирали материал по истории поселка Красный Кут, обычаях, традициях жителей поселка. За эти годы был собран большой материал. В литературе практически ничего нет о нашем поселке. Основными методами исследования был опрос старожилов. Дети записывали то, что рассказывали люди. Опрашивали своих родных, соседей, учителей.

Данный проект является обобщением предыдущего опыта, а также включает новые исследования, в частности, особенности лексики, а также дополнены сведения о местной кухне, о достопримечательностях нашего поселка и некоторые другие.

Цели и задачи проекта:

- сохранение исторической памяти;

- изучение культурного наследия родного села;

- постараться сохранить его для будущих поколений;

- показать важность исторических ландшафтных объектов;

- привлечь внимание общественности к важности сохранения природных объектов, улучшения экологической ситуации в нашей местности.

Раздел I Исторические исследования

  1. История нашего края

История нашего края насчитывает около 50 тысяч лет. Именно тогда на берегах Северского Донца и его притоках появились первые люди.

В эпоху средневековья наши степи привлекали кочевые племена грозных печенегов, половцев. С середины XIII века край становится ареной многовековой борьбы русских с Золотой Ордой, а затем Крымским ханством.

По территории Луганской области проходила Кальмиусская сакма - одна из дорог, по которой татары совершали походы на Русь. Путешественники того времени в своих записях отмечали, что местность безлюдная. Население было разбросано и очень жидкое.

Земли « Дикого поля» между Северским Донцом, Кальмиусом и Доном еще в XVI веке начали осваиваться казаками. Степными донецкими реками спускались казаки в Азовское море и возвращались из походов к татарским и турецким берегам. Эта дорога получила название « Соленый путь»: из Сечи казаки поднимались по Днепру до устья реки Самары, плыли вверх по течению до устья реки Волчьи Воды, волоком тащили лодки до Кальмиуса или Миуса и через Керченский пролив по Черному морю к берегам Крыма или Турции.

«Соленый путь» охранялся рядом зимовников и пикетов (стражи, маяки). Казаки создали оригинальную систему сигнализации - маяки, фигуры - самобытный световой телеграф. Заметив врага, зажигали первый маяк, за ним - второй и т. д.. Дым, огонь, искры предупреждали население о приближении татар. Так, в верховьях реки Миус ( берет начало на территории Перевальского района между поселками Фащевка и Чернухино) было два пикета. Один у горы Сокол и балки глубокий овраг (ныне Красный Кут Антрацитовского района). На расстоянии 20 километров от первого пикета у реки Чернухи и Попового оврага находился второй пикет. Третий пикет находился между деревнями Петровкой и Михайловкой по водоразделу рек Лозовой и Белой (приток реки Лугани).

В I половине XVII в.. началось заселение дикой степи. Сюда бегут крестьяне из Украины и России, спасаясь от феодального и крепостного гнета.

Первым поселением наших мест были 15 семей беглецов. Эти люди охотились, ловили рыбу. их здания наполовину врыты в землю. Со временем они разработали землю, стали заниматься земледелием.

В 50-х годах XVII в. шла интенсивная колонизация земель нашего края. В 1653 -1655 годах из Сербии, Словении во главе с полковником Иваном Шевичем прибыло 210 человек, с Райко де Прерадовичем - 27 человек, со Штеричем и другими -жены сербов, молдаван, венгров. Прибывшие заняли много запорожских зимовников. Между реками Бахмутом и Луганью возникла новая административно - территориальная единица - Славяно - Сербия. Земли теперешнего Красного Кута входили во владения Штерича.

После ликвидации Запорожской Сечи в 1975 году казачьи земли вошли в состав Азовской губернии. Русское правительство приступило к передаче этих земель во владение помещикам. Офицеры-сербы приравнивались к русским дворянам получавшим земли в виде ранговых дач. (Чем выше был чин офицера, тем больше земельный участок).

В 1803 году разрешено было офицерам, имевшим имущество и желавшим заниматься сельским хозяйством, получить земли на юге. Условия получения земли были достаточно льготные: на 10 лет владелец освобождался от всех повинностей, но был обязан заселить свои участки из такого расчета, чтобы на каждые 1500 десятин приходилось 12 дворов.

Искусственно создавалось крупное землевладение на территории, где раньше не было помещиков и крепостного права. Помещики пытались заселить приобретенные земли, всеми способами привлекали переселенцев, обещая им хорошие условия жизни.

« В те древние времена, - говорили крестьяне села Петровеньки, - можно было свободно переходить от одного помещика к другому. Понравилось жить у барина - живи, не понравилось - взяли торбу на плече, - прощай господин».

У истока реки Миус в 1773 году были поселены выходцы из Белгородской губернии Сербского уезда из села Фащевки (ныне поселок Фащевка). Из других сел этого уезда возникло село на 120 дворов Чернухино, село Городище. В тех селах, что возникли в начале XIX в., население было украинским, а в четырех селах - русским: Головиновка, Городище, Фащевка и Чернухино.

Указ Екатерины II от 12 декабря 1796 года положил конец свободному переходу крестьян от одного помещика к другому. Крестьяне были закрепощены. Сложилась пословица: «Не было беды, как жили деды, а только как наступили внуки (первых господ), набрались муки». Помещики пытались сделать свое хозяйство прибыльным, увеличивали барщину от 3 дней до 5 - 6.

Строили на реках каменные мукомольни с крупорушками для производства крупы (гречки, пшена и т. п.), сукновальни, винокурни, позже - кирпичные и черепичные заводы. Крестьяне занимались изготовлением из камня ступ, жерновов. Больших усилий требовало распахивание земли. Недра ранговых дач хранили огромные богатства. В 1782 году Екатерина II, идя навстречу дворянству, издала манифест «О свободе промыслов». Землевладельцы объявлялись хозяевами недр. Это способствовало их заинтересованности в геологических исследованиях. В конце XVIII в. вырос спрос на уголь в связи с построением Черноморского флота.

  1. История поселка Красный Кут

Село мое родное, красивое, щеголеватое, необычайно зеленое! Твои корни уходят в глубокую древность. Твои реки несут отголосок исторических событий.

В далеком прошлом турки совершали набеги на мирные украинские села и города. Наши реки хранят память тех далеких дней. Миус -ми-на турецком языке " болотная » - ус - «река»

Мечетная - «мечеть» - церковь.

Поселок Красный Кут расположился на юго-западной части Луганской Народной Республики, вытянувшись с севера на юг по долинам рек Миусчик и Мечетная. (Местные жители называют реку Миусик). Красный Кут возник около 300 лет назад.

С давних времен была хорошо знакома Запорожскому казачеству местность настоящего Красного Кута: величественная гора Сокола-Соколовка, балка Мечетная и глубокая балка.

Именно здесь, у реки Миусчик, находился зимовник отставного войскового старшины Петра Довгаля, у которого было более десяти семейных батраков. К нему нередко приходили целые ватаги казаков - запорожцев. Это был не богатый, но образованный казак.

В 1775 году после уничтожения Запорожской Сечи началось переселение в нашу местность, в частности на зимовник Довгаля, запорожцев. В документах того времени Слобода называлась Мариновка. Екатерина II подарила Мариновку своему коллежскому асессору Голинскому. В честь царицы пан сменил название на Екатериновку. Он перенес Слободу в долину, мечтал видеть село Красным, то есть красивым. По заказу Волынского был выполнен проект нового села. В 1782 году в Екатериновке проживало 169 мужчин и 158 женщин. В 1789 году появилось название Красный Кут.

По легенде, в древности на месте нашего живописного поселка была долина, окруженная со всех сторон лесом. Будто стражи, охраняли ее нетронутую красоту могучие деревья. Буйные травы, роскошные цветы привлекали внимание царя Петра I, который путешествовал по нашему краю. Залюбовался царь невиданной красотой, задумался, а потом сказал: «Какой же красный кут», то есть красивый уголок. Вскоре на этом месте появилась деревня, которая и стала называться - Красным Кутом.

Перед смертью Волынский передал Красный Кут племяннику - генерал - майору Папкову. Новый господин купил ангорских коз, построил фабрику, на которой делали кашемировые шали (платки). Шали продавались не только в России, но и за рубежом. Папков имел хорошую прибыль, потому что цены на платки с яркими разноцветными узорами были очень высоки.

В 1790 Папков начал строительство церкви.

Перед смертью генерал будто решил подарить свободу крестьянам. Он написал завещание и поручил священнику объявить крестьянам об освобождении их от крепостной зависимости. Но родственники генеральской жены купили этот документ у попа за 50 пудов зерна ежегодно и участок земли в размере 40 гектаров в районе Орловой балки. Крестьяне стонали в ярме, а земли были проданы барону Фишенгофу. Крестьянские выступления против нового хозяина подавлялись войсками.

Имеется выписка из Ленинградского государственного архива о Краснокутском волнении 1853г. Архивные документы свидетельствуют о том, что после смерти отставного генерал-майора Папкова 22 июля 1853 года около 200 крестьян собрались на сходку и отказались признать постановление Славяно-сербской дворянской опеки о назначении опекуном имения барона Фишенгофа, так как умерший помещик был бездетным. Славяно-сербский уездный стряпчий обращается с рапортом к Екатеринославскому гражданскому губернатору Фабру, по распоряжению которого 27 июля 1853 г. в село прибыла рота солдат.

После столкновения с солдатами около 160 крестьян было арестовано, из них 16 активистов военный суд приговорил к наказанию шпицрутенами и ссылке на каторгу в Сибирь сроком от 4 до 6 лет.

В октябре 1853 г. в селе вновь происходит волнение.

По личному указанию царя Николая I в село был направлен экзекуционный батальон солдат (около 500 человек), который жестоко подавил выступление крестьян. Много крестьян было наказано розгами. Руководителей волнения военный суд приговорил к наказанию шпицрутенами и ссылкой в арестантские роты.

В 1861 г. царем Александром II была проведена реформа. Но в Красном Куте еще 3 года существовало крепостное право.

В 1870 году Красный Кут и окрестные земли купил у барона Фишенгофа господин Харанжаєв, который был хозяином до 1917 года.

Харанжаев редко наведывался в деревню, постоянно же жил в Таганроге. От его имени все дела вел управляющий. Последним на этом посту был Припечка Антон.

Перед нынешней школой находилась горница. Там останавливался господин, а постоянно жил его управляющий. Это было красивое, двухэтажное сооружение, полукруглое, фасадом на восток, с колоннами и лоджиями. Стены его были сложены из обожженного кирпича, оштукатурены и побелены известью. Вокруг были разбиты аллеи. Центральная аллея проходила параллельно горнице (где усадьба Подмарковых и переулок). Росли по ней дубы, ясени, клены. От аллеи до горницы, а также перед домом росла сирень. Не хаотично росла, а рядами, образуя красивые аллейки. От центральной аллеи и до самой реки красовался сад. В районе домов Смирновых и Бульбы находились дощатые ворота, по которым заезжали телеги в сад за поспевшими фруктами.

Земли наши давали хорошие урожаи зерновых. Слева от горницы (по периметру школьного стадиона) были выстроены четыре длинных амбара для зерна.

Под кручей (где теперь школьный участок) находилась теплица под стеклом.

Хорошей прибылью для господина являлись овцы. Овчарни (сараи для овец ) расположены были от колодца свыше ярком до самой реки. Этим путем, который украшали могучие дубы, гоняли поить овец к речке Мечетной, которая была в то время полноводной. Овчарни находились также и там, где сейчас дома ул. им. Свердлова, и за автотрассой в районе кафе и клуба.

Улицы Красного Кута были почти ровными. Между домами обязательно делали переулки, чтобы можно было свободно пройти к реке, прогнать скот на водопой.

Село наше в прошлом было небольшим. Ведь кладбище находилось за селом. Итак, дальше строений не было.

В Красном Куте была волость, где работали староста и писарь. Волость в последнее время размещалась в большом доме (на этом месте теперь - дом больницы, где лаборатория). Дом имел большой фундамент, от церкви был вход. Ступенями поднимались на большой рундук (крыльцо). Староста, как представитель власти, носил на груди медаль на цепочке. Его слово было законом. На праздники иногда возникали ссоры, а порой и драки. Староста разнимал дерущихся. Услышав слово " от имени медали и государства, его величества царя приказываю: разойдитесь!" Нарушители дисциплины разбегались кто куда. Староста, произнося эти слова, держал медаль в поднятой руке.

Славилось село музыкантами, красивыми голосами, талантливыми рассказчиками.

2 августа (на праздник Ильи) в Красном Куте собирались на ярмарку, а происходило это действо на Винницком холме. Съезжались со всей округи продавцы и покупатели. Это был праздник для малышей и для взрослых: остроты, шутки, смех, музыка, пение, угощение, продажа, покупки...

Но праздник проходил - и снова будни. Крестьяне выпекали хлеб из муки, которую мололи на жерновах. Со временем стали делать ветряные мельницы. Два ветряка имел дед Хороль (Хорольский) на бугре по ул.. Шевченко. Еще три ветряные мельницы стояли на

буграх за автотрассой (район кафе). Ананьин ветряк расположен был на склоне горы Соколовки, чтобы удобно было подъезжать телегами (от мостика на Шалевом, метров сто влево под горой). Ветряк Обозного работал в рассыпной. Была и водяная мельница. Там, где пруд возле фермы, вода падала в реку, приводя в движение лопасти деревянных колес.

Красный Кут не почувствовал перемен и власти в феврале 1917 года. После Октября солдат пускали домой: "езжайте на места. Вы завоевали власть, организовывайте большевистские ячейки».

Влас Журавлев служил в Петрограде, принимал участие в штурме Смольного. Он же и стал организатором партийной и Комсомольской ячеек. Вспоминали старожилы как Влас собирал сходку, чтобы узнать об отношении людей к разным партиям. Многие мужики были неграмотны. На рундуке поставили ящики - урны, написали на них названия партий. Рядом стола - корзина с желудями. Берет мужик желудь, спрашивают его: "за какую партию будешь голосовать?» Показывали соответствующую урну - опускал туда желудь.

В селе был создан Совет крестьянских депутатов, разделено землю между крестьянами. Но мирную жизнь прервала гражданская война. Белогвардейское войско под руководством казачьего атамана Мамонтова отступало через Красный Кут. Было это весной, дорога превратилась в сплошную грязь. Рассказывают, что красноармейцы у ветряков, установив там 4 пушки, ждали появления врага. А когда показались на горизонте отступающие, начали стрелять. Да только звуки взрывов не напугали войско. За пулеметчиками наблюдал дед Хороль, который в царской армии был хорошим наводчиком. И не выдержал старик: « Разве так стреляют? А ну слезай! Заряжай!». Так и послал гостинец внутрь казаков: крики, паника, да еще и брички пооседали в грязи - пришлось их покинуть. Дедушка не разбирался, чья власть, главное для него: человек должен знать свое дело, быть хорошим специалистом. За эту помощь деда Хороля не раскулачили.

В начале 1920 года село было освобождено, в Красном Куте установилась Советская власть. В период НЭПА в Красном Куте существовало кредитное общество, которое помогало крестьянам в создании материального благосостояния.

В 1929 году был организован 1-й колхоз «Новая жизнь» из 15 единоличных хозяйств. В следующем году создано еще 3 колхоза: « Культура» , «Красный пахарь», «Красный полевод».

В помещении горницы работал колхозный детсад.

  1. Папков Пётр Афанасьевич и его имение село Красный Кут

История пгт. Красный Кут связана и с именем Папкова Петра Афанасьевича. Этот факт несколько забыт...

Пётр Афанасьевич Папков(1772—1853)— русский генерал-майор (артиллерия), принимавший участие в Наполеоновских войнах, Санкт-Петербургский обер-полицмейстер, один из первых Таганрогских губернаторов. В интернете довольно много информации об этом человеке. Кстати Александр І умер в Таганрогском доме Папкова...

Выйдя в отставку,Папков Пётр Афанасьевич поселился в своем имении— селе Красном-Куте Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Здесь он и умер в глубокой старости 18 мая 1853 года.

В Красном Куте Папков П.А. организовал передовое по тем временам хозяйство. В 1839

году даже была издана книга писателя и агронома Бурнашева Владимира Петровича "Картина образцового и энциклопедического хозяйства в селе Красный Кут" (СПб., 1839).

На сайтах посвящённых истории Луганской области иногда встречается одно упоминание об этом этапе истории Луганщины и пгт «Красный Кут», которое кочует из одной статьи в другую (настоящий автор текста нами не установлен).
В указанном упоминании ошибочно приводится фамилия Панков, но в реальности речь идёт о П.А. Папкове.(ошибка тоже кочует по очеркам посвященным истории Луганщины). Есть и другие неточности… Но ради ознакомления привожу указанную вырезку:

«В первой половине XIX в. на Луганщине в с.Красный Кут у помещика П. А. Папкова возникло производство сукна. Папков занялся разведением тонкорунных овец, затем приобрел ангорскую породу коз, стадо которых довел до 1000. Животные давали шерсть - сырье для производства сукна. Топливо тоже было свое. Каменный уголь здесь был найден еще прежним хозяином имения П.И. Штеричем. 
В качестве рабочих можно было использовать крепостных крестьян. Решив обзавестись фабрикой, Папков построил три каменные здания, (кстати, камень тоже добывался на месте), купил за границей стригательное, прядильное, ткацкое оборудование. Так в селе возникла суконная фабрика, станки которой приводились в движение
паровой машиной.

В 30-х гг. XIX в. в Красном Куте проживало 608 душ мужского пола - крепостные помещика. На фабрику Панков направил 97 мужчин и мальчиков,101 душу женского пола, среди которых были девочки от 10 лет и старше. Девочки щипали и очищали шерсть и козий пух. Ткачи и пряхи, чей труд можно было учесть, были на сдельном жаловании. Остальные рабочие имели годовой оклад от 18 руб. и выше. Помещик отвел рабочим по небольшому клочку земли. Для ее обработки он отпускал рабочих на три недели в году.

Краснокутская фабрика, которая по сути была крепостной мануфактурой, в 30-х гг. XIX в. выпускала 700-750 кусков сукна и 150 кусков фланели и одеял в год. Продукция сбывалась на месте и на рынках торговых городов Таганрога, Новочеркасска и др. Наряду с суконной мануфактурой, помещик в Красном Куте построил фабрику изысканных кашемировых тканей из козьего пуха. Из тканей делали шали и платки, которые тогда были в моде. Специалисты для обработки козьего пуха были выписаны из Франции. Они обслуживали машины. Кроме того, помещик нанял опытных машиниста-прядильщика, ткача и чесальщика. Рабочий персонал, как и на суконной фабрике, комплектовался из крепостных. Здесь работало 148 душ обоего пола. В 1845 г. обе фабрики П. А. Панкова выработали продукции на 103616 руб.

Фабрики Папкова имели невиданный успех. В с. Красный Кут в
это время имелись паровая и водяная мельницы, которые приносили 2 тыс. руб.годового дохода, кирпичный завод. Слава о помещике П. А. Папкове как об организаторе образцового энциклопедического (многоотраслевого) хозяйства разнеслась по всем губерниям. Дошла она и до императора. Николай I 19 февраля 1938 г. объявил отставному генералу помещику Папкову "свое благоволение" за особое, как было сказано в документе, "споспешествование отечественной промышленности". О краснокутском хозяйстве Папкова в 1839 г. в Санкт-Петербурге даже была издана книга Б. Волошина "Картина энциклопедического и образцового хозяйства в селе Красный Кут".

Все это проходило в условиях крепостнического строя, охваченного кризисом, что не могло не сказаться на деятельности и судьбе фабрик Папкова. Крестьяне, как и крепостные рабочие, жестоко эксплуатировались. Еще в октябре 1825 г. крепостные

крестьяне жаловались Александру I на жестокость помещика Папкова. В последующие годы, когда после смерти П. А. Папкова имение перешло к опекуну, барону Фитингору, эксплуатация крепостных еще более усилилась. Крепостные не выдержали гнета. Осенью 1853 г. они отказались повиноваться владельцу имения. Для подавления выступления крепостных рабочих барон вызвал воинское подразделение. Бунт был подавлен, но остановленные фабрики так и не были пущены. Фактически это была первая рабочая забастовка в Донбассе».

  1. Свято-Николаевский храм

Этот храм построил генерал-майор Папков. Работы велись с 1790 года и завершились в 1798 году.

Вот документ тех лет, повествующий о постройке Свято-Николаевского храма в слободе Красный Кут.

_____________________________________________________________________________

СЛОБОДА КРАСНЫЙ КУТ

Слобода Красный Куть, при вершине реки Мiусчика, многолюдная, съ населешемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причте, находится ныне Славяносербскаго уезда въ 3-мъ благочинническомъ округе*.

Величественная гора Соколъ, Соколовка, чудо и краса природы, балка Мечетна и балка Глубокий Яръ, при нынЬшнемъ Красномъ Куте, изъ давнихъ лЬтъ, во всей подробности, известны и знакомы были запорожскому казачеству. Тутъ сиделъ зимовникомъ абшито- ванный, отставной войсковый старшина, знаменитый Петръ Довгаль,—отшельникъ казак—грамотей; къ нему въ Красный Куть, въ прекрасный, величественный кутокъ на поклонъ и для духовныхъ бесЪдъ, изъ Чернухина урочища нередко целыми ватажками приходили казаки-запорожцы.

Около 1778 года вся эта богатая и величественныя местность, на огромномъ пространстве околичной земли, поступила въ ратовую дачу коллежскому ассесору Долинскому, одному изъ пришедшихъ на жительство въ Росею православныхъ иностранцевъ. На прюбре- тенномъ участке основавъ слободу Катериновку, Краспый Куть тожъ, помещики Долинскiй немедленно началъ заселять свою слободу народомъ семейнымъ и бЪдлымъ. Въ 1782 году, при составлении общей народной переписи, въ Катериновк'Ь, въ Красномъ Куте тожъ, найдено и въ списки внесено постоянныхъ жителей муж. 169 и жен. 158 душъ. Въ 1794 году владельцемъ деревни Краснаго Кута, вотчшикомъ былъ уже надворный советники Петръ Ивановичъ Штеричъ. Въ началЪ, 1798 года помещик Штеричъ, согласно собственному желашю и усильной просьбе своихъ крестьянъ, решился собственнымъ своимъ коштомъ устроить въ Красномъ КутЪ иерковь во имя святителя Христова Николая. Для этого заготовивъ потребное количество строительныхъ матер1аловъ, Штеричъ обратился къ Новороссшскому гражданскому губернатору Селецкому съ просьбою исходатайствовать ему у епархiальнаго преосвященнаго разр'Ьшенiе на

постройку означенной церкви и сделать распоряженiе объ отмежеванш юъ дачи его 120 десятинъ земли для причта будущей церкви. Въ тоже время г. Штеричъ и отъ себя лично послалъ преосвященному Гаврiилу, митрополиту Новороссийскому и Днепровскому, прошение, въ коемъ писалъ: "Усердiе моихъ крестьянъ и мое есть выстроить церковь во имя святителя Христова Николая Бахмутскаго уезда въ селе моемъ Красномъ Куте Надеждинскомъ, где находится 130 крестьянскихъ дворовъ, въ коихъ по последней пятой, бывшей въ 1795 году, ревизiи, написанныхъ за мною крестьянъ состоить муж. 400 и жен. 398 душъ. Почему поднося у сего о сооруженiи той церкви и о содержани при оной священника и церковныхъ служителей, на основании закона, подписку, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу не оставить на построение въ предъявленномъ селе моемъ Красномъ Куте Надеждинскомъ означенной во имя святителя Христова Николая церкви изъявить Вашего Высокопреосвященства позволенiе и о освященiи подъ оную места, кому следуетъ, дать повеленiе". Губернаторъ Селецкiй, въ сообщенiи отъ 24-го апреля 1798 года, съ своей стороны, писалъ преосвященному Гаврiилу: "Помещикъ Бахмутскаго уезда надворный советники и кавалеръ Штеричъ, имея намереше выстроить собственными коштомъ его церковь во имя святителя Христова Николая, мая въ 9-й день празднуемаго, въ селе его Красномъ Куте Надеждинскомъ, где состоитъ по последней 5-й ревизiи, мужеска пола 400, женска 398 душъ, подалъ мнЪ о семь прошенiе, по которому я сделали предписание губернскому землемеру коллежскому ассесору и кавалеру Чуйку, объ отмежеванiи для будущихъ при той церкви священно и церковнослужителей положеннаго количества десятинъ земли, но въ разсужденiи, что все уездные землемеры занимаются ныне сочиненiемъ атласовъ для Его Императорскаго Величества и другими не терпящими времени порученностями, таковое отмежеванiе не можетъ быть теперь учинено. Помещики же Штеричъ приготовили къ тому матерiалы, договора

по настоящему нынЪ удобному времени и самыхъ мастеровъ, проситъ на то позволенiя, обязываясь непрем'Ьннымъ и должнымъ содержашемъ той церкви и долженствуемыхъ быть при ней служителями, какъ изъ прилагаемаго въ копшонаго Штерича обязательства усмотр'Ъть изволите, что предавъ я благоразсмотр'Ьшю Вашего Высоко-преосвященства, покорно прошу преподать архипастырское Ваше благословеше на сооружеше оной церкви во имя святителя Христова Николая; какъ же скоро по предписанию моему отмежевана подъ церковь земля и планы ко мнЪ доставлены будутъ, не умедлю я доста­вить одинъ къ Вашему Высокопреосвященству".

По разсмотр’Ънш веЬхъ этихъ бумагъ и относящихся къ д'Ълу справокъ, преосвященный Гаврiилъ резолющею отъ 5-го мая 1798 года разр'Ьшилъ и благословилъ въ слободЪ Красномъ КутЪ устроить церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. 15-го мая 1798 года изъ Новороссшской Консисторiи отправленъ въ Донецкое духовное Правлеше указъ объ эгомъ; а 4-го толя того же 1798 года Бахмутскаго уЪзда местечка Ивановки Троицкой церкви протоiерей Iаковъ Васильевъ соборне, по надлежащему церковному чиноположенiю, въ Красномъ КутЬ освятилъ мЪсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженiе оной и на м'ЪстЪ работъ водрузилъ крестъ.

_____________________________________________________________________________

Сооружение храма является историческим памятником архитектуры. Здание церкви - типовой проект, который широко использовался в то время. В нем соединены образцы различных архитектурных стилей. Основа здания сделана в византийском стиле: сооружение возведено на четырехугольном фундаменте, имеет восьмигранную основу и купольный верх. Западная часть храма - это сооружение четырехугольной формы, увенчивается шатровым верхом. Это чисто русский стиль XVII в. Входы с юга и севера имеют признаки греческого стиля: колонны дорийского стиля и двухскатный верх на них держится. Восточная часть церкви - алтарь - построена в византийском стилем: округлая форма с купольной крышей. 

Храм расположен в живописном месте - сельском парке Дружбы. В 1950 году была посажена первая часть парка. Побеги из леса приносили дети и сажали их. Среди деревьев были акации, клены, осоки, ивы. Вторую часть сажали в 1966 году, когда проходила всесоюзная акция «Парки дружбы». В конце 60-х годов началась акция «Озеленение улиц». Жителям поселка бесплатно раздавали побеги яблоневых деревьев, с условием, что они посадят их возле своего двора. Несколько яблонь посадили и у братской могилы. Вот так и разросся парк Дружбы.



  1. История поселка в годы Великой Отечественной войны

Мирное течение времени оборвало страшное слово "война". Только в первые месяцы войны с Украины на фронт ушло около 2,5 млн. мужчин, а из Красного угла - 496.

Уже в начале 1942 г., когда немецкие войска стремительно оккупировали большую часть территории Украины, в Луганской области началась подготовка к следующим боям. Люди рыли противотанковые окопы. Все трудоспособное население поселка Красный Кут направляли для этих работ в район Малониколаевки.

Фашистские войска вступили в поселок Красный Кут в начале осени 1942 года.

Штаб немецкого командования расположился по ул. Октябрьской. Продукты и оружие были размещены в старом колхозном складе по ул. Шевченко. По приказу немцев специально для передвижения техники по ул. Октябрьской жителями поселка Красный Кут была выложена брусчатка. Военные штаба неплохо относились к мирному населению. Но среди рядовых солдат, поселившихся в зданиях жильцов, встречались и агрессивные, враждебные люди. Нередко они силой отбирали у людей скот, сено, продукты.

Вооруженные отряды национал социалистической партии Германии (СС) расположились на шахте №21. но каждый вечер они устраивали объезд всех местностей, во время которого конфисковывали у мирного населения продукты, лошадей, зерно. Все жители поселка обязаны были носить на руке повязку (на белой ткани немецкая печать). Во время оккупации немецкое командование назначало старост. Позже, когда оккупационные войска были разбиты, эти люди были арестованы советской властью. Многих из них больше никто не видел.

После окончания сталинградской битвы войска Юго - Западного и Южного фронта начали освобождение от фашистских захватчиков территории Украины. Первым освобожденным пунктом стало село Пивновка Меловского района Луганской области. Южный фронт вышел на линию Луганск - Красный Луч. В феврале 1943 г. 7 - й гвардейский корпус Советской Армии на севере от г. Луганска прорвал линию защиты немецких войск и вошел в тыл немецкой армии. Задачей корпуса было разгромить железнодорожную станцию Дебальцево, потому что этот железнодорожный узел был важным стратегическим объектом, поэтому нельзя было допустить, чтобы его использовала для отступления фашистская армия.

Двигаясь к пункту назначения, Советские войска громили тылы гитлеровской армии и освобождали населенные пункты. На подступах к Дебальцево (в районе с. Чернухино) завязалась жестокая битва. Захватить станцию не удалось. Войскам гвардейского корпуса нужно было прорваться к своим частям на линию фронта. После боя бойцы корпуса стали продвигаться в направлении реки Миус (западнее с. Яновка). Давая знать немцам, что намерены прорвать линию защиты именно в этом направлении. Немецкое командование стащило сюда свои основные силы, но войска корпуса резко повернули на север, в направлении села Петровенки ( в районе Малониколаевки ) они прорвали немецкую оборону и соединились со своими войсками. Направляясь к воинским частям Южного фронта, гвардейский корпус уничтожил отряд гитлеровцев и в селе Красный Кут, а именно ту его часть, которая охраняла склад по ул. Шевченко. К этому времени другие немцы быстро покинули с. Красный Кут, оставив даже радиостанцию по ул. Советской. Один из жителей села забрал из нее некоторые детали. Вернувшись, фашисты, чтобы напугать население, совершили несколько расправ. Из-за того, что радиостанция не работала, были расстреляны 3 человека ( Корсун, Третьяк, Скидан). Идя по следам наших

войск, они убили Несторенко, отца 4 детей, проживавшего по ул. Партизанской, а на шахте № 152 расстреляли 16 человек.

В конце августа 1943 года один за другим войска Советской Армии освобождали населенные пункты. Немцы быстро готовились к отступлению, надеясь прорваться к станции Рассыпная. Для подстраховки они собрали колонну из местных жителей. Там были старики, женщины, дети. Советские самолеты сбрасывали бомбы, но колонну людей не бомбили, ведь там было много мирных жителей. Дойти до намеченной цели не удалось: станция пылала в огне. Немцы вынуждены были оставить людей и бежать. Во время перестрелки несколько человек погибли.

Краснокутцы возвращались домой, уходили люди со скотом, везли на бричках свое имущество. Дойдя до горы они остановились. Первыми в деревню ( на разведку ) спустились девушки. их радостно встречали старики, оставшиеся в поселке. Перед глазами девушек стала страшная картина: пожарище на месте домов.

Через Красный Кут отступали немецкие части из Ивановки. С ними были донские казаки - предатели. Именно они подпаливали факелами дома. Начался этот варварский ход с конца ул. Октябрьской (шли бугром сверх водостроя, а затем свернули на ул.Первомайскую, направились к деревянному мосту через реку Миусчик). Все дома, крытые соломой, сгорели. На бугре девушек ждали родные. Все думали, что по выражению лиц у девушек угадают, уцелело село или нет. Несмотря на то, что произошло, девушки шли улыбаясь, думая так: «Не беда, что дома погорели, главное, что немцев больше нет и село свободное!».

Днем освобождения Красного Кута от немецких захватчиков считается 3 сентября 1943 г.

Летом 1958 г. останки защитников поселка перевезли и захоронили в братские могилы. Прокофьев Николай Иосифович работал начальником ВУСа (военно - учетного стола ). Он возглавил эту работу. Юноши - допризывники раскапывали одиночные могилы, складывали в ящики и лошадьми привозили к могиле. В могилу были вспушены 2 деревянных ящика. Памятник привезли из Ростова.



  1. История Водобуда

В 1933-1934 годах ввелось в Красном Куте строительство водобуда. Из двух колодцев в одиночку вода поступала в 2 резервуара. Вода была нужна для г. Красного Луча.

Первый колодец был в Винницком ярке на расстоянии метров 300. Второй колодец-в верховье балки Поповского Калинового, километров 5 от Красного Кута.

Прокладывали черепичные трубы. После войны их меняли на металлические, потому что на мокрых местах корни деревьев, кустов повреждали их.

Воду качали в водяной пруд Красного Луча. Путь этот пролегал через железнодорожную станцию Брауновка, где она была нужна для заправки паровозов. Котлы паровозов требовали много воды. Далее через Орлову балку вода шла к термопечам, где из угля делали кокс. Термопечи находились в верховье поселка Хрустальное. Дальше уже вода направлялась в Красный Луч.



  1. Трасса Ростов-Харьков

Через наш Красный Кут пролегает автотрасса Ростов-Харьков. Строительство ее было закончено в ноябре 1952г. земляные работы (насыпь ) делали колхозники. Ежедневно направлялись люди с быками, лошадьми на строительство дороги. Когда насыпь сделали, дальше работали лишенные свободы на малый срок люди. Жили они на круглике в деревянной разобранной казарме. Тогда же был открыт Марусинский карьер, потому что на стройке нужен был камень и щебень. Там же, над дорогой Марусино, находилось 2 -я казарма.



  1. История нашего парка

Уже больше чем пятьдесят лет радует сельских жителей парк, расположенный в центре нашего посёлка.

Он обворожителен во все времена года: весной, когда просыпается и одевается в зеленую пышную одежду; летом, когда из могучих тополей летит белый пух; осенью, когда пожелтевшая листва застилает землю золотым покрывалом, и так приятно шелестеть сухими листьями тополей, идя тёплым осенним днём по парку зимой он стоит неподвижен и суров, будто спит, ожидая теплой весны...

В своем полном объёме парк предстал перед жителями в 1966 году, потому что первая его часть была посажена в 1950 году.

Саженцы из леса приносили сами дети и садили их. Взрослые практически не помогали. Среди деревьев были акации, клёны, ольха, верба.

Позже по этому же периметру была поставлена деревянная изгородь. За деревьями и цветами ухаживала семья Сальченко. Возле каждого дерева была разработана клумба. На братской могиле и вокруг неё цвели розы. Денег за уход за парком дедушка Иван и бабушка Меланья не получали, но забирали себе сено. А травы в парке были густыми, высокими, на уровне с изгородью.



  1. История нашей школы

Во все времена люди тянулись к знаниям. Первую школу в Красном Куте построило земство в 1901 году (но есть предположение, что в конце XIX ст.)

Помещение тогдашней школы - это зал нашего клуба. Стены подняли, достроили сцену, фойе - вот и Дом культуры наш. А школа в начале XX ст. была на 2 класса, помещение высокое, с деревянным полом. Между классами была сделана деревянная стена, которая на праздники открывалась. С обеих сторон здания - квартиры для учителей. Стены в классе белились мелом, перегородка красилась, парты деревянные, шкафы вмонтированы в стены, большие счеты.

Когда детей стало больше в селе, местная власть пристроила еще помещение для одного большого класса, которое называлось «свинюшником» (здание низкое, но с полом). Со временем пришлось открыть еще класс в помещении действующего поселкового совета. Там же была и квартира для учителей.

В 30-е годы XX ст. в селе было завершено строительство 7 - летней школы на 11 комнат для 700 учащихся. Разобрана горница, а кирпич использован для строительства школы.

1936 г. - электрический свет только для школы давал водобуд.

В 50-х годах, когда детей стало больше, открыли четырёхклассную школу на ул. Шевченко.

В 1969 году сдано в эксплуатацию настоящее помещение школы.

Первым директором школы в Красном Куте был Шепталин Алексей Ефимович, который за политические взгляды был выслан из Москвы или Петербурга. В 1911 году на наших землях впервые посеяли кукурузу. Алексей Ефимович предложил ученикам обрабатывать этот участок. Крестьяне к тому времени с недоверием относились к этой культуре. Ученики получили по три рядка и соревновались, кто вырастит лучший урожай. Таким образом школа приучала детей к работе.

Шепталин А.Е. похоронен на церковном дворе.

В 1923 году в Красный Кут из Петрограда приехал учитель Соловьев Илья Васильевич. Он часто повторял: « Возможно, кто-то из вас, дети, будет писарем». В четвертом классе давал элементы физики: в бутылке выдолбил дно, сделал ось - бутылка оборачивается, искры прыгают. Так дети видели электричество. У Ильи Васильевича была жена Надежда Петровна и 5 детей (Женя, Лиза, Илюша, Андрюша, Роза). Жила семья в однокомнатной квартире при школе. Соловьев И.В. был директором школы с 1925 года.

В 30-те года школу возглавил Галагуз Порфирий Андреевич, в прошлом офицер царской армии. Годы были трудные, поэтому этот директор создал подсобное хозяйство. Для детей варили обеды с овощей, выращенных учащимися на пришкольном участке, при школе также было подсобное хозяйство. Галагуза П.А. как врага народа забрали в 1937 году.

Директор школы Лаврентьев Александр Дмитриевич запомнился тем, что был суровым, дисциплина в школе была железная.

Перед войной директором школы стал местный житель Подмарков Николай Григорьевич. Он возглавлял партийную организацию села. Николая Григорьевича немцы бросили в шурф шахты «Богдан».

До войны в школе работали почти все приезжие учителя, после войны - преимущественно местные, первыми из которых были Гончаренко Клавдия Дмитриевна и Яковенко Надежда Михайловна.

В 1943-1947 гг. школу возглавляла Еремееева Ольга Лукьяновна.

1947-1966 гг. - директор Шевелев Алексей Дмитриевич, выпускник школы.

1966-1969 гг. - Запорожец Федор Абрамович.

1969-1986 гг. - Бельдюгин Михаил Васильевич.

1986-1990 гг. - Апанасенко Любовь Дмитриевна.

1990 - 2015 гг. -. Скидан Ольга Владимировна.

С 2015 года школу возглавляет Дацько Оксана Сергеевна.

10 Гора Соколовка

Поселок Красный Кут расположен в низине. С запада возвышается Соколиная гора или, как называют ее местные жители, гора Соколовка. На самом деле это не гора, а возвышенность с крутым склоном, спускающимся к Красному Куту. Эта природная достопримечательность - гордость Краснокутцев! С ее вершины открывается чудесный вид на поселок и окрестности.

О происхождении названия горы существует несколько версий. Некоторые жители считают, что название связано с тем, что на этой возвышенности орудовал разбойник по кличке «Сокол». По другой версии, название произошло от того, что очертания горы напоминают сокола с распростертыми крыльями. Это, на наш взгляд, очень красивая версия!

Но более вероятна версия, что название связано с тем, что на этой возвышенности гнездились соколы. А тот факт, что там когда-то давно действительно были соколиные гнездовья, подтверждают местные жители. Кроме того название горы «Соколиная» не единичный случай. В городе Саратов также есть Соколовая гора, и название связано именно с тем, что там обитали соколы. А прозвище разбойника, по нашему мнению, произошло от названия горы.

Соколовка не только украшает Красный Кут, она защищает его от западных ветров. Кроме того движение воздушных масс с востока наталкивается на гору и здесь возникают восходящие воздушные потоки. Поэтому, облака, идущие с востока над красным Кутом уходят в стороны. Жители знают, что дождя с востока не будет. «Наш дождь из-за горы!», - говорят они. Эти особенности движения воздуха привлекают парапланеристов. Довольно часто можно наблюдать и любоваться, как они парят над горой!

Раздел II Быт, культура, традиции.

  1. Особенности лексики жителей Красного Кута

Поскольку в Красном Куте изначально проживало украинское население, то обычаи, одежда, речь были в основном украинские. Но в селе проживали также и русские люди. Также по соседству расположились русские села. Это отразилось на говоре краснокутцев. Сами жители называют свой язык не украинским, а краснокутским. Это своеобразный суржик. Правда так говорят уже только представители старшего поколения. Жители в возрасте 40 лет и младше, особенно нынешняя молодежь говорят преимущественно на русском языке. На местном диалекте месяцы называли русские, но на украинский лад.

У маю – в мае.

Январ – январь

Некоторые другие слова.

В тому годi – в прошлом году.

Позатому годi – в позапрошлом году.

Гвiздок – гвоздь

В муцi – в муке

Тухли - туфли

Некоторые слова произносились с чисто краснокутским оттеком, менялся род предметов.

Помидора – помидор.

Конхвет – конфета.

Стулка – стул.

Некоторые слова являются оригинальными.

Цеберка – ведро

Свiтьолка – зал в доме или гостиная комната.

Чунi – тапочки.

Чулан – кладовка.

Баядерка – женская вязаная кофта.

Полушалька – женский платок в цветах среднего размера.

Кадушка – бочка для засола овощей.

Вiдничок – стол, который устанавливали во дворе перед хатой на видном месте. Ножки стола вкапывались в землю, таким образом находился он не подлежал перемеению. Этот стол служил для того, чтобы класть на него предметы, которые должны быть всегда под рукой: ведро с питьевой водой, черпак, кружка и т.д.

Вiхтик – тряпочка, которой стирали со стола.

  1. Народ скажет, как завяжет!

Наши предки отличались умом, наблюдательностью, остроумием. Доказательством этого являются названия улиц, балок, колодцев.

Городок (ул. Советская, I) - центральная улица села, здесь расположена церковь. Стояла церковь такая красивая, как в огороде.

Загороднівка (ул. Первомайская) - по центральной улице (за Г ородком).

Вовча (ул. Чапаева) - Крайняя улица, за бугром водились волки.

Безворітниця, Пiдгора (вул. Панкова) - под горой были дома без ворот.

Духанiвка (ул. Морозова) - жили семьи по фамилии Духан.

Свистунiвка (ул. Свердлова) - птички радовали жителей своим пением.

Довга (ул. Советская,1) - длинная, ровная улица.

Трухла (ул. Шевченко) – расположена возле кладбища.

Шалеве-место, где была фабрика по изготовлению шалей.

Задорожне — небольшая балка. Медленно ехали казаки, потому что высокие травы наматывались на колеса. Роскошная природа понравилась путешественникам. Там, за дорогой, и решено было поселиться. Впоследствии перешли в Красный Кут. Внизу балки есть колодец Задорожный.

Средне - балка находится между Задорожным и крайним. Одноименный родник имеет сильный источник.

Крайне - балка и родник крайний. Вода из двух последних родников стекает в Миусик.

Водяне - большая балка - в низине, много мочаков было-отсюда и название. В балке -родник водяной.

Калинове - балка, в которой много растет калины. В верховье балки есть большой родник Калинов.

Рассыпна - балка, в которой негусто росли деревья, будто рассыпанные.

Мечетная - по балке протекает река Мечетная. Есть родник Журка (вода бьет - журчит из скалы). Развилка балки называется Вилы.

Казачий родник - казаки раскопали его.

Жабинец - на большой площади были мочаки, где водилось много лягушек. Там есть родник с вкусной водой.

Винницьке - местность, где находился винный завод. Глубокий ярок тоже называется Винницким. В нем есть хороший колодец. На холме у ярка происходили ярмарки на Илью. С удовольствием пили воду многочисленные гости.

  1. Особенности быта

Народное творчество - явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство.

С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На пред-полагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая - можно строить, если же она исчезла или была нарушена - искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос. Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены - горы и леса, потолок и крыша - небо со звездами. Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол - крыло птицы, клок шерсти - на богатство и чтобы дом был теплым, под порог - горсть муки.

Жители нашего села, в первую очередь, были хлеборобами - людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб - всему голова! Где есть хлеб и вода - там уже нет голода, а если хлеба ни куска, то и в доме тоска!» - говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам. Украинский хлеб - паляница - символ плодородной земли, выпекали из лучшей муки. Хлеб ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.

В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода солнца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор, а тем более в печь. Традиционными блюдами были вареники, галушки, украинский борщ.

Народная одежда - один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Украинская национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.

Основой украинского женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» - символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Традиционный мужской костюм - вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор - соломенная шляпа, «брыль», зимой - суконная шапка.

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, дай посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. Есть мастерицы в поселке и в наши дни. Вот произведения их искусства.

  1. Секреты местной кухни

Затирка.

Для затирки муку растирали с небольшим количеством воды до образования маленьких шариков, которые варили в воде.

Существовал и другой способ приготовления затирки: замешивали крутое тесто, от которого отщипывали маленькие кусочки и варили их в кипятке. В скоромные дни, сцедив воду, затирку заливали молоком, в пост – заправляли постным маслом. Ничем не заправленная затирка называлась «пустая затирка».

Также обычными мучными блюдами были галушки, локшина, вареники. Галушки готовили из гречаной, ржаной и пшеничной муки. Их варили в воде, заправляли постным маслом или салом.

Овсяный кисель.

«От закусочных пахнет грибными щами, поджаренной картошкой с луком; в каменных противнях кисель гороховый, можно ломтями резать. …А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью …Противни киселей — ломоть копейка.»

Это отрывки описания городских московских торговых рядов в Великий пост из романа «Лето Господне» Ивана Шмелева.

Кисель готовили на заквашенном отваре овса. Способ приготовления и дал название «кисель» — кислый. Получался в результате густой студень, который можно было резать ножом. В кисель непременно добавляли всякие вкусности — ягоды (смородину, землянику), яблоки, сливы, вишню, мед, чтобы сделать его сладким и приятным на вкус.

Квашеная капуста, пелюстка, варево. На зиму делали заготовки в виде солений, квашения. Для этого использовали деревянные кадушки. Для квашения капусты, головки шинковали, натирали морковь, пересыпали солью, перемешивали, затирали, чтобы капуста пустила сок. закладывали в кадушки.

Укладывали слой на ¼ кадушки. Разрезали головки капусты пополам и укладывали эти половинки на слой нашинкованной капусты. Затем укладывали следующий слой и снова половинки капусты. И так, пока кадушка не заполнится. Последний слой, естественно была нашинкованная капуста.

Капуста бродила, квасилась. Заквашенные половинки капусты назывались пельсткой. Зимой из пелюстки делали голубцы. Квашеная нашинкованная капуста шла на вареники, пирожки. Примечательно, что почти до конца 20-го столетия в Красном Куте не представляли, что вареники и пирожки можно готовить из свежей капусты.

Капустняк.

Это первое блюдо традиционно готовилось и готовится по сей день в краснокутских семьях. Особенность его приготовления в том, что используется только квашеная капуста, котрая обязательно пропускается через мясорубку. Сало и лук для зажарки также пропускают через мясорубку. Морковь либо пропускают через мясорубку, либо натирают на мелкой терке. Сваренный картофель обязательно мнется в пюре. И еще одной характерной особенностью этого любимого карснокутцами блюдо добавляется пшено.

Капустняк являетсе неотъемлимой часть поминального обеда.

Варево.

Это соленье готовят следующим образом. Головки капусты режут на четыре части. Укладывают в кадушки с половинками свеклы. Заливают рассолом (кипяченая вода с солью). Варево использовали для приготовления кваска (квасок) – своеобразного борща с кислым вкусом. Это блюло было не только в обычном питании людей, но также было традиционным на второй день свадьбы.

Варево Затирка Вареники

Капустняк Пелюстка Квашеная капуста

Пирожки.

Пирожки пекли и жарили. Пирожки были сладкие и соленые, с разной начинкой. Мы остановимся на жареных пирожках с картошкой. В Красном Куте никогда не делали начинку только из картошки, заправленной зажаренным луком. Здесь всегда в начинку добавляли печень, которую предварительно отваривали и перемалывали на мясорубке.

Жареные пирожки готовились 3-х видов. На поминки лепились овальные пирожки и жарились в большом количестве подсолнечного масжла в казане. Для обыденного употребления, в целях экономии масла жарились на сковороде плоские пирожки. И, наконец, деликатес! Пирожки жарились прямо на плите. Перед жаркой хозяйка тщательно вымывала плиту и раскладывала пирожки. Потом их ели мокая в растопленное сливочное масло.

Пирожки, жареные в казане Пирожки, жареные на сковороде Пирожки, жареные на плите

  1. Свадебные традиции и обряды

Отдельного разговора заслуживает такое событие в жизни людей, как свадьба. С давних времен этому событию уделялось особенное внимание. В Красном Куте традиции предков

сохранялись довольно долго, даже им придерживались и в советские времена. Современность долго не затрагивала это событие в нашем поселке.

Сватовство.

Обязательным было сватовство. Родственники жениха должны были засватать невесту. Без этого никак нельзя было. Сваты, в состав которых входили крестные отец и мать жениха, ближайшие родственники, а в советский период и родители жениха, приходили в дом невесты со свежеиспеченным караваем. Если родители невесты давали согласие на свадьбу, то невеста повязывала сватов рушниками, и каравай оставался в доме будущей жены.. При положительном исходе сваты сразу же определяли день свадьбы, обсуждали условия договора и определяли размер приданого. В итоге свершившегося сватовства совершалось рукобитье. Затем все усаживались за стол, отмечать благоприятный исход события щедрым ужином, которым угощали родители невесты.

Дружбины.

Вплоть до 70-х годов 20-го столетия на свадьбу не приглашали молодежь – друзей жениха и невесты. На свадьбе присутствовали только взрослые. Поэтому накануне свадьбы молодежь устраивала свою небольшую гулянку. Это аналог девичника и мальчишника, только на дружбынах были и жених с невестой, и парни, и девушки. Девушки заранее готовили блюда, которые и приносили на дружбыны. Обязанностью парней было обеспечение мероприятия выпивкой, в основном это была горилка или самогон. Заранее договаривались, какой парень будет сидеть рядом с какой девушкой. Нередко именно на дружбынах создавались пары, которые потом связывали свою судьбу Гулянье проходило с вечера до утра.

Свадьба.

Мы опишем свадебные обычаи каснокутцев в период конца 70-х – 80-е годы 20-го столетия.

Утром жених приходил со всеми своими приглашенными гостями в дом к невесте. На пороге их встречали родственники и подруги невесты. Не пускали жениха к невесте, пока тот не заплатит выкуп. После этого жениха пускали в дом. Мать невесты благословляла иконой пару. В это время гости угощались тем, что было приготовлено и выставлено на небольшом столе во дворе или в прихожей.

Затем вся процессия направлялась в Дом культуры, где проводился обряд бракосочетания.

После этого все шли в дом жениха, где и проходил основное застолье. На пороге мать жениха встречала молодых с иконой, и благословляла.

Обязательно на свадьбу приглашали местного баяниста. Хотя и были магнитофоны, но свадьба без баяна была немыслима. Краснокутский народ очень голосистый. Всю свадьбу пели, плясали. Заводилой на свадьбе была свашка – обычно замужняя молодая женщина. Ее ни скем не спутаешь, т.к. в ее волосах были приколоты цветы с лентами В середине дня вся свадьба выходила на улицу и шла к дому невесты. Это делалось для того, чтобы весь поселок увидел жениха и невесту. Особенным атрибутом свадебной процессии было гiльце – овальный шар из искусственных цветов на древке, верхушка была увенчана специальным изделием с ленточками, которое называлось шишкой. Друг жениха, обвязаый красной тканью шел в переди с гiльцем и крутил его.

В доме невесты снова усаживались за столы. Изрядно подкрепившись, шли назад к жениху.

Гуляли свадьбу 2 дня. На второй день приходящих гостей умывали. Веселье продолжалось. Если мать отдавала замуж или женила последнего ребенка, совершался обряд, у нее на животе били горшки.

В середине дня вся свадьба снова веселой толпой шла по улицам поселка. Все гости смешно наряжались, обязательно мужчина наряжался невестой, а женщина – женихом. Настоящие жених и невеста шли скромно в общей толпе. Тещу усаживали в тачку и везли по. Этот обычай сохранился до сих пор. Жители выходили на улицу посмотреть на веселую свадьбу, а мужики еще и для того, чтоб пропустиь стопочку, другую.. Ведь двое ряженых имели в рука чайнички с самогончиком и угощали всех, кого видели, предлагали также и закусочку.

Программа практических действий по оздоровлению и сохранению изучаемого объекта.

Проблемы.

Как мы видим, поселок Красный Кут имеет сложную историю. Этот населенный пункт заслуживает того, чтобы процветать и дальше. Население поселка за последние годы сократилось. Основной причиной является отсутствие работы для молодых людей. Остановка активной работы шахты «Краснокутская» привело к тому, что работоспособное население меняет место жительства. Сельскохозяйственных предприятий в поселке и его окрестностях нет. Открытие частных малых рудников проблему не решает.

Трасса утратила свое международное значение, но она является жизненно важной артерией для жителей поселков нашего региона. Трасса сейчас находится в плачевном состоянии. Из-за этого сократилось количество рейсов общественного транспорта. А эта трасса единственная, соединяющая поселки с г. Красный Луч.

В парке деревья очень высокие, некоторые во время сильного ветра падают, нарушая целостность линий электропередач. Это может быть очень опасно для жизни. Но вырубка парка категорически нельзя допустить. Деревья очищают воздух, обогащают его кислородом. Кроме того, корни деревьев работают как мощные насосы, не допуская размывания фундамента храма.

Конкретные предложения.

  1. Нельзя допустить затопление шахты «Краснокутская» из-за угрозы экологической катастрофы.

  2. Произвести омолаживание деревьев в парке

3 Организовать туристические экскурсии с посещением исторических мест (храма, братской могилы), горы Соколовка, а также с возможность отведать блюда местной кухни, поучаствовать в некоторых обрядах.

Выводы

  1. Поселок Красный Кут имеет долгую славную историю.

  2. Жители поселка имеют самобытную культуру, интересные традиции.

  3. Поселок расположен в живописном месте, достоин того, чтобы организовывать туристические экскурсии.

  4. Необходимо сберечь и сохранить культурную жизнь поселка.

Использованная литература

Использовались только материалы школьной музейной комнаты.

  1. Работа учительницы подготовительного класса Жерновой А.Ф.

  2. Материал «История нашего края»

  3. Работа учителя украинского языка и литературы Тимошенко В.Н. «История Красного Кута»

  4. «Украинские обряды» со слов жительницы ул. Новоселовка Юськович Александры - 1987г.

  5. Воспоминания жительницы Красного Кута Хвороновой Е. К.

  6. Воспоминания жительницы Красного Кута Неживой М.Я.

  7. Архивный материал «Слобода Красный Кут».

  8. Документ «История нашей школы»

  9. Документ «История парка»

  10. Документ «Папков П.А.»

  11. Документ «История Красного Кута в годы Великой Отечественной войны».

  12. Документ «Народ скажет, как завяжет»

  13. Документ «Народные обряды»











































Приложение

Схема расположения балок, родников и шахт.

Строения XVIII – XIX веков

Суконная мануфактура помещика Папкова в селе Красный Кут

Сбор урожая в угодьях помещика Папкова

Сельский совет 20-30-е годы XX века

Семилетняя школа на 11 классных комнат. Построена в 1936-1937 годах.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!