СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Быт казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степное раздолье – родная земля!

Всего ты дороже и краше!

Зелёной листвою шумят тополя

О славе и мужестве нашем.

Виктор Подкопаев

 

О подвигах казаков написано много, но гораздо меньше – об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался тип человека – воина-земледельца?

Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.

Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!”

Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.

Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани.

Жилища казаков

          Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух  сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы  или  камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

        Домостроение – важный  элемент традиционной народ­ной культуры. Это большое событие в жизни каждой ка­зачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принима­ли участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa» , станицы. На Кубани первые поселенцы  строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. По периметру  постройки устанавливали сохи и подсошки, между которыми закрепляли  плетень из ивовых прутьев или это пространство  заполняли камышом или хворостом. Верхние  концы сох соединялись досками или бревнами. Поверх бревен укрепляли потолочные балки – сволока,   на которые укладывались тонкие жерди, все заплетали хворостом  или засыпали камышом. Затем  это сверху и снизу обмазывали толстым слоем глины с соломой. Так получался потолок. Стены  с двух сторон обмазывались толстым  (30-40 см) слоем глины, смешанной с соломой.

       Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулакы» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее  кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы»,  когда  глину, смешанную с половой,

вминали и разглаживали пальцами. Для  третьей «гладкой» мазки  в глину добавляли

полову и кизяк. Была и четвертая  мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены,  нанося на них  аккуратным слоем глину. Побелку делали глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались  над поверхностью земли на 20-30 см.

     Крыли ее  путаной соломой -  в натруску или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – грубу (грубку). Технология  сооружения  такой хаты  перенесена с Украины.  Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес.   Позже стали ставить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовляемого из глины  с примесью соломы. Казачья  хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

        Общественные здания - атаманское правление, шко­лы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряды при строительстве жилья

         «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Мат­ку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался по­толок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».  В  передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

         После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Казачье подворье

         Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.

         В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

         Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

         На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы.

         На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб.

         За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке.

         Никогда не забудет он, как вослед ему доносился радостный звон молочных струй, что ударялись о край подойника; впереди в зарослях уже проснулась камышанка, а вдоль клубящейся реки там и тут из прогалин камыша виднелись бледные силуэты лодок первых рыбаков.

Внутреннее убранство казачьей хаты

         Интерьер кубанского жилища был в основном одина­ков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраня­ли предметы, имеющие священное или обрядовое значе­ние: венчальные свечи, «паски», как их называют на Куба­ни, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминаль­ные книжки.

         Казачки придавали большое значение убранству хаты.   В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали  низ кровати) вязаные крючком. Все  выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать (слайд).

            На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью.

             В  орнаменте  были заложены символы, которые несли смысловое значение. Например: символы в орнаменте: птицы - это вестники солнца. Рисовали пав с изящными контурами туловища и пышным хвостом, скромных петухов. Птица-солнце, жар-птица или птица-пава - обозначала парящее по небу солнце, роняющее перья-лучи.  Двуглавый орел  - небесный огонь, сила, могущество.  Конь - символ благополучия. Летающие по небу собаки - небесные - охранители человека, языческие обереги. Летающие олени - языческие небесные божества.

         Рушники - традиционный элемент украшения кубан­ского жилища. Их делали из тканей домашнего  производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали кре­стом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображе­ния птиц.

        Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. (слайд) Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой ми­ровой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачке для ведения домашнего хозяйства были необходимы предметы быта, посуда, утварь. В старину пользовались следующими предметами быта: глэчик – глиняный кувшин, корец (корчик) – ковш (глиняный), макитра – большая глиняная посуда для квашни, махотка – низкий кувшин  с широким горлом, салотовка – ступка с пестиком  (из дерева), цибарка -  ведро, посуда для собаки, чуванец (чугунок) – чугун, казан – большой чугун с выпуклым дном, барыло – деревянный бочонок, бодня – кадушка, бохлач (баклага) – сосуд для воды или вина, ваганы – корыто, ночва – посуда для теста, корыто из дерева, долбленое, дижа – квашня, посуда для теста (низкий широкий деревянный бочонок с ручками), горнец – печной горшок. Гладили бельё хозяйки чугунными утюгами, большими и маленькими, паровыми и жаровыми. А еще ранее рубелем. Рубель - большое ребристое деревянное приспособление. Такое глажение было трудоемким.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Да и не любили они праздность, безделье и пустые разговоры. Нити для домотканых рубах пряли из конопли, а затем собирали ткацкий станок, и начиналось великое волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

  Казачий костюм

Мужской костюм

         Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степня­ки стали именоваться казаками. В первую очередь это от­носится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия по­крой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и дви­жения всадника сковывать. Так что те шаровары, что на­ходили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVІІI, и в XIX вв. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, беш­мет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на  шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые наде­вались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

         От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так  теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

         Из верхней одежды казаки издавна предпочитали арха­лук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым та­тарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валеный из ове­чьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна суще­ствовал как самостоятельный головной убор – башлык.

         Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь боси­ком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каб­луков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые наде­вали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных нос­ков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок).

         Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде полов­цев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ноше­ние лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, кото­рым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Шапка у казака играла  огромную роль в обычаях и символике. Папаха   символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились  в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит, говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься. Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и  фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность  головного убора. За отворот клали особо ценные  бумаги и приказы.

         Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный  путь  развития, и на нем больше всего сказалось влияние культу­ры кавказских народов. Славяне и горцы жили по сосед­ству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимо­пониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно­ – бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, баш­лык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

         Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Ка­зака «справляли» задолго до того, как он шел  служить.  Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в но­вый для него мир предметов, окружавший мужчину-вои­на.

         Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик».

         Кровопролитные войны начала ХХ в. показали неудоб­ство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны, кото­рая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного об­разца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Верный друг

         Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни.

         Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи.

         В первом отделении всегда находилась строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали её заблаговременно, чтобы казак до службы привык к ней, изучил её повадки.

         На летних сборах молодые казаки уже могли показать свою удаль и успехи перед службой: рубка лозы одним и двумя клинками на скаку; индивидуальная и групповая джигитовка; приём, когда по команде казака конь должен быстро лечь на землю, чтобы хозяин из-за него произвёл выстрел.

         Выучку коня проверяли и другим способом. Новобранцы отходили от своих коней метров на 50 и окликали их по имени или подзывали условным свистом. Задача нелёгкая! Ведь среди многочисленных молодых парней, одетых в одинаковую казачью форму, не так легко найти своего хозяина, а если учесть, что нередко у лошадей бывали одинаковые клички… Тут уже питомец казака ориентировался по запаху или по условному, только ему понятному сигналу.

         Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Быт казаков"»


Обзорная экскурсия на тему:








Степное раздолье – родная земля!

Всего ты дороже и краше!

Зелёной листвою шумят тополя

О славе и мужестве нашем.

Виктор Подкопаев


О подвигах казаков написано много, но гораздо меньше – об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие страницы. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался тип человека – воина-земледельца?

Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.

Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!”

Там, где выгнула русло река,

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника.

Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…


И поставлен был первый курень.

И кизяк задымил под котлом.

И пропах сей торжественный день

Духовитой ухой – чебаком…

Так был город родной утвержден.

Степь дышала угаром травы:

Не сносить молодцу головы –

Он, отважный для славы рождён!

Охранять рубежи казаку

И стоять день и ночь начеку.


Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.

Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Домостроение – важный элемент традиционной народ­ной культуры. Это большое событие в жизни каждой ка­зачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принима­ли участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa» , станицы. На Кубани первые поселенцы строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. По периметру постройки устанавливали сохи и подсошки, между которыми закрепляли плетень из ивовых прутьев или это пространство заполняли камышом или хворостом. Верхние концы сох соединялись досками или бревнами. Поверх бревен укрепляли потолочные балки – сволока, на которые укладывались тонкие жерди, все заплетали хворостом или засыпали камышом. Затем это сверху и снизу обмазывали толстым слоем глины с соломой. Так получался потолок. Стены с двух сторон обмазывались толстым (30-40 см) слоем глины, смешанной с соломой.

Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулакы» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы», когда глину, смешанную с половой,

вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли

полову и кизяк. Была и четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены, нанося на них аккуратным слоем глину. Побелку делали глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались над поверхностью земли на 20-30 см.

Крыли ее путаной соломой - в натруску или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – грубу (грубку). Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. Позже стали ставить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовляемого из глины с примесью соломы. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Общественные здания - атаманское правление, шко­лы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряды при строительстве жилья

«На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Мат­ку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался по­толок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Казачье подворье

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.

В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы.

На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб.

За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке.

Никогда не забудет он, как вослед ему доносился радостный звон молочных струй, что ударялись о край подойника; впереди в зарослях уже проснулась камышанка, а вдоль клубящейся реки там и тут из прогалин камыша виднелись бледные силуэты лодок первых рыбаков.

Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одина­ков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраня­ли предметы, имеющие священное или обрядовое значе­ние: венчальные свечи, «паски», как их называют на Куба­ни, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминаль­ные книжки.

Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать (слайд).

На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью.

В орнаменте были заложены символы, которые несли смысловое значение. Например: символы в орнаменте: птицы - это вестники солнца. Рисовали пав с изящными контурами туловища и пышным хвостом, скромных петухов. Птица-солнце, жар-птица или птица-пава - обозначала парящее по небу солнце, роняющее перья-лучи.  Двуглавый орел - небесный огонь, сила, могущество.  Конь - символ благополучия. Летающие по небу собаки - небесные - охранители человека, языческие обереги. Летающие олени - языческие небесные божества.

Рушники - традиционный элемент украшения кубан­ского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали кре­стом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображе­ния птиц.

Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. (слайд) Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой ми­ровой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачке для ведения домашнего хозяйства были необходимы предметы быта, посуда, утварь. В старину пользовались следующими предметами быта: глэчик – глиняный кувшин, корец (корчик) – ковш (глиняный), макитра – большая глиняная посуда для квашни, махотка – низкий кувшин с широким горлом, салотовка – ступка с пестиком (из дерева), цибарка - ведро, посуда для собаки, чуванец (чугунок) – чугун, казан – большой чугун с выпуклым дном, барыло – деревянный бочонок, бодня – кадушка, бохлач (баклага) – сосуд для воды или вина, ваганы – корыто, ночва – посуда для теста, корыто из дерева, долбленое, дижа – квашня, посуда для теста (низкий широкий деревянный бочонок с ручками), горнец – печной горшок. Гладили бельё хозяйки чугунными утюгами, большими и маленькими, паровыми и жаровыми. А еще ранее рубелем. Рубель - большое ребристое деревянное приспособление. Такое глажение было трудоемким.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Да и не любили они праздность, безделье и пустые разговоры. Нити для домотканых рубах пряли из конопли, а затем собирали ткацкий станок, и начиналось великое волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Казачий костюм

Мужской костюм

Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степня­ки стали именоваться казаками. В первую очередь это от­носится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия по­крой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и дви­жения всадника сковывать. Так что те шаровары, что на­ходили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVІІI, и в XIX вв. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, беш­мет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые наде­вались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали арха­лук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым та­тарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валеный из ове­чьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна суще­ствовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь боси­ком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каб­луков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые наде­вали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных нос­ков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок).

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде полов­цев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ноше­ние лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, кото­рым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит, говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься. Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культу­ры кавказских народов. Славяне и горцы жили по сосед­ству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимо­пониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно­ – бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, баш­лык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Ка­зака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в но­вый для него мир предметов, окружавший мужчину-вои­на.

Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала ХХ в. показали неудоб­ство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны, кото­рая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного об­разца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Верный друг

Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни.

Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи.

В первом отделении всегда находилась строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали её заблаговременно, чтобы казак до службы привык к ней, изучил её повадки.

На летних сборах молодые казаки уже могли показать свою удаль и успехи перед службой: рубка лозы одним и двумя клинками на скаку; индивидуальная и групповая джигитовка; приём, когда по команде казака конь должен быстро лечь на землю, чтобы хозяин из-за него произвёл выстрел.

Выучку коня проверяли и другим способом. Новобранцы отходили от своих коней метров на 50 и окликали их по имени или подзывали условным свистом. Задача нелёгкая! Ведь среди многочисленных молодых парней, одетых в одинаковую казачью форму, не так легко найти своего хозяина, а если учесть, что нередко у лошадей бывали одинаковые клички… Тут уже питомец казака ориентировался по запаху или по условному, только ему понятному сигналу.

Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Женский костюм

Традиционный женский костюм сформировался к се­редине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по – русски - «подол», по – украински ­«спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сати­новые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на дру­гую. Самая нижняя была обязательно белой.

Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходи­лась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у жен­щины детей – это определялось по одежде.

Особенностью казачьего женского костюма были голов­ные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн» - прекрасный, наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замуж­няя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платоч­ки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест – молодых женщин. Рукава ру­бах в них богато украшались растительным и геометри­ческим орнаментом. Свадебный костюм полагалось береж­но хранить в сундуке: очень часто его использовали в ка­честве погребального костюма «одежда на смерть», а в случае надобности – как средство лечебной магии. На Ку­бани существует поверье, что если завернуть в него боль­ного ребенка, он выздоровеет.

К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя. Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могли быть и свадебным костю­мом.

Шилась она из домотканого конопляного холста. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленных бочках – буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предме­ты убранства жилища. Изделия из домотканого полотна входили в девичье приданое, которые украшались вышив­кой. Это рубахи, подзоры, юбки – спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.


Особые исторические и социальные судьбы казачьего населения Кубани определили многие черты материальной культуры. В наши дни предметы казачьего быта, одежда, архитектурные постройки являются памятниками истории и культуры.


С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Всё это надо знать, беречь и любить!


Литература:

Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.

Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.

Гринь Л. Природа родного края.-Краснодар, 2005.

Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 1999.

Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.

Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.

Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002.

Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар, 2005.

Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994.

Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003.

Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.

Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!