СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красота и мудрость народной игрушки

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное описание техники выполнения матрешки с закреплением материала

Просмотр содержимого документа
«Красота и мудрость народной игрушки»

Тема урока: « Красавица матрёшка».

Цель: Развить интерес к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающую красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек.

Задачи:

1.Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить расписывать силуэты из теста и дерева.

2.Формировать и развивать художественный вкус и художественные способности учащихся.

3.Воспитывать чувство гордости и уважения к творчеству российских умельцев.

Методы обучения: информационно-развивающиеся, рассказ учителя, воспроизводящее- творческий.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: открытый

Педагогические технологии: развивающиеся информационные, личностно- ориентированные, здоровье сберегающие.

Оборудование занятия: Для учащихся : заготовки из теста и дерева, кисти, гуашь, палитра.

Для учителя: Натуральные предметы - матрёшки, презентация « О чём говорят матрёшки?» и « Технологическая последовательность изготовления матрешки».-слайды презентации.

Магнитофон и звукозапись « Русские народные мелодии в инструментальном исполнении».

Техника безопасности.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа.

3.Повторение изученного материала.

4.Знакомство с технологией изготовления и росписи матрёшки.

5.Закрепление изученного материала в игре «Угадай- ка ».

6.Матрёшка - символ русского народного искусства.

7.Самостоятельная работа.

8.Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Заготовки, кисти , краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2.Звучит песня Коробейники»

Учитель достаёт расписной сундучок , приговаривая:

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

Товар в нем расписной.

Вынимаем на показ

И ведем про них рассказ.

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось с этой старинной русской песни (Обращаю внимание на короб). Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки , лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Загадка.

Раскрасавицы- подружки

Знамениты на весь мир.

Для детей они – игрушки,

А для взрослых сувенир.

(Матрёшки)



Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой- Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой-

Седьмая,

А в седьмой –

Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

-Сколько вас? -

у них мы спросим.

И ответят куклы: - восемь!

Наша мастерская – загляденье!

Всем гостям на удивленье!

Детям здесь совсем не тесно.

И гостям хватает места.

Наши девочки подружи - для вас споют частушки.

1.Мы матрёшки, мы подружки

Очень весело живём

Вместе мы поём частушки

И танцуем мы вдвоём.

2.Никогда мы не скучаем,

Есть секрет у нас внутри,

В руки взял одну матрёшки –

Оказалось целых три.

3.И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе очень дружно.

4.Мы матрёшки - яркие одёжки,

Яркие одёжки, русские матрёшки.

Приглашаем всех детей и гостей

В нашу мастерскую.

3.Повторение изученного материала.

Вопросы на повторение.

1.Когда появилась первая матрешка?

(Первая русская матрешка родилась в самом конце 19 века в Москве в мастерской «Детское воспитание»).

2.Каких художников вы знаете конца 19 века?

(Суриков,Репин,Васнецов,Корвин).


3 .В какой стране зародился прообраз матрешки?

(Янонии и называлась она Фукуруму).


4.Название первого мастера, который изготовил матрешку?

(Токарь В. Звездочкин выполнил ее «восьмиместной») .


5.А кто ее расписал?

(А расписал ее известный художник Малютин, превратив деревянную заготовку в прелестную девчушку Матрену, одетую в традиционный русский костюм-платок, сарафан и передник.В руках она держала черного петуха.

6.Как ты понимаешь слово «творец»?

( Человек, который умеет творить красивые вещи)

7.Что означает слово «умелец»?

(Человек, который всё умеет)

8. А что такое «сувенир»?

( Подарок на память)



4.Закрепление изученного материала в игре «Угадай- ка ».

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.

А сейчас поиграем в игру « Угадай матрёшку». Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали.

А играть мы с вами будем так. Каждая команда получает только одну деталь матрёшки, нужно найти недостающие части и быстро собрать матрёшку. И команда должна угадать, какая- это матрёшка. ( Загорская ,семёновская).

Звучит весёлая народная мелодия: « Валенки».

5.Знакомство с технологией изготовления и росписи матрёшки.

Учитель: Существуют много способов изготовления матрёшек . Из теста и дерева, способ изготовления из бумаги (папье-маше).Вот и мы сегодня с вами будем расписывать матрёшек на разных материалах. В классе будут работать две мастерские: В первой мастерской. Одни мастера будут расписывать матрёшек на деревянных заготовках. Во второй мастерской заготовки из теста для росписи матрёшки.

. Педагог раздает двум подмастерьям пакета с разными индивидуальными заданиями.

Мастер изображения подготовил вам эти задания. Мастер постройки выстроил нам город, а мы его украсим. В конце урока подводится итог всей творческой деятельности, в виде коллективной работы « Город Мастеров»

Показ слайдов. Этапы росписи матрёшки

1.На сухую, предварительно загрунтованную поверхность заготовки карандашом, нанесите эскизный рисунок.

2.Желтой гуашью закрасьте фартучек матрёшки.

3.Аккуратно,старясь не выходить за контур рисунка, раскрасьте гуашью платок.

4.Дождитесь, пока закрашенные участки просохнут, продолжайте раскрашивать матрёшку её рукава кофточки сарафан.

5.Бледно – розовым цветом покройте лицо и руки матрёшки.

6.После того как краска высохнет, приступайте к прорисовке более мелких деталей. Пользуйтесь более тонкой кистью, тонкими мазками коричневой гуашью прорисуйте волосы и глазки матрёшки.

7.Чёрной краской оформите зрачки и носик, а красной – рот и щёчки.

8.Используя тонкую кисть, нарисуйте предметы которые держит матрёшка, и подчеркните мелкие детали лица и одежды матрёшки- волосы, контуры одежды и платка.

9.Продолжайте работать тонкой кистью, оттените предметы, низ фартука рукава кофточки.

10.На рукава и фартук нанесите орнамент.

11.Чтобы ваша матрёшка была более нарядной и яркой, украсьте её платок, цветами, горошками. Готовую работу покройте лаком.

6.Матрёшка - символ русского народного искусства.

Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот исторический период матрёшка стала одним из символов русского народного искусства.Традиционная матрешка всегда изображает женщину. Имя Матрена происходит от латинского слова «матрона» так в Древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства.

В 1900 году матрешка «поехала» на всемирную выставку в Париж и сразу завоевала там всеобщую симпатию. А с 1904 года Сергиево-Посадская мастерская начала выполнять матрешки по заказу Англии, Германии, Америки, и Японии. В мировой истории искусства матрешка-молодое произведение. Но в ней так ярко выражен характер и стиль, что из куклы для детских игр она давно превратилась в полюбившийся во всем мире «сувенир» - в нарядную посланницу земли Русской! В 2010 году в апреле она справляет, свой день рождения ей исполняется 113 лет.

7.Самостоятельная работа.

Учитель : А сейчас создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия



Какую матрёшку ты задумал? Кому ее можно подарить. Дети самостоятельно расписывают свои матрёшки

8.Подведение итогов.

Звучит песня « Весёлые матрёшки».

1.Выставка детских работ.

2.Что узнали нового и интересного.

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть - музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

В нем место есть всегда для нашей детворы.

Желаю вам удач,

До новых встреч, в наших мастерских. Урок закончен

,

Используемая литература

Для преподавателя:

  1. Бадаев. В.С. Русская кистевая роспись; учеб. пособие –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАБОС, 2004.

  2. Баталова.И.роспись по дереву- М:Эксмо,2007.

  3. Горяева Н.А. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: Учеб пособие для 5 кл. Под. ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение,2000.

  4. Давыдов.С.Г.Техника,Приёмы.Изделия.- М: АСТ-ПРЕСС -2005.

  5. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А.Декоративное рисование с детьми 5-7лет. –Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Величко.Н.Роспись:Техники.Приёмы,Изделия.-М.;АСТ-ПРЕСС,1999-(Энциклопедия.)

  7. Cоколова.М.С Художественная роспись по дереву: Технология народных промыслов: Учеб. пособие для студ. Учеб завед. -М гуманит.изд.2002.

  8. Званцев М.П. Нижегородские мастера.- Горький,1978.

  9. Люцкевич.Д.Роспись по стеклу-М:Эксмо,2007

  10. Иванова Н.Н. и.др. Музей народного искусства ( путеводитель). – М., 1973.

  11. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972.

12.Семёнова Т.С. Художники Полховского Майдана и Круца. – М., 1970.



Для учащихся:

1. Арбат Ю.Русская народная роспись по дереву -М.,1987. 2. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. – Л., 1981 3.Василенко В.М. Народное искусство. –М., 1974. 4. Детям – о традициях народного мастерства. Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 частях. – М., 2001. 5. Некрасова М.Л.Народное искусство России. – М., 1983. 6. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1972. 7 .Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М.,1992.