Тема урока: «Красота и вдохновение».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием красоты в музыке и её влиянием на человека, а также развить у детей способность к творческому вдохновению.
Задачи урока:
объяснить понятие красоты в музыкальном искусстве;
показать связь между красотой и вдохновением;
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: аудиозаписи музыкальных фрагментов, репродукции картин, фотографии природы.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, ребята. (проверка готовности к уроку)
Введение в тему урока.
Ребята, сегодня мы поговорим о красоте. Что же такое красота? Это понятие очень многогранное и может проявляться в самых разных формах. Красота окружает нас повсюду: в природе, искусстве и даже в повседневной жизни. Давайте начнём с природы. Как вы думаете, что можно назвать красивым в природе? (варианты учащихся: закаты, рассветы, горы и водопады, реки, леса, поля)
Верно, природа полна удивительных и красивых мест. Но красота не ограничивается только природой. Она также проявляется в искусстве. Какие виды искусства вы знаете? (варианты учащихся: живопись, скульптура, архитектура, музыка и литература)
Правильно. И каждый из этих видов искусства может быть прекрасным. Например, картины известных художников могут вызывать у нас восхищение и радость. Скульптуры могут быть величественными и монументальными. Архитектура может поражать своей грандиозностью и изяществом. Музыка может успокаивать и вдохновлять. Литература может учить нас мудрости и доброте.
Но красота также присутствует и в нашей повседневной жизни. Мы можем находить красоту в простых вещах, которые окружают нас каждый день. Например, в улыбке близкого человека, в красоте цветка, который растёт у нас под окном, или в звуках природы, которые мы слышим по утрам. Красота — это то, что делает нашу жизнь более яркой и насыщенной. Когда мы окружены красотой, мы чувствуем себя счастливыми и умиротворёнными. Итак, ребята, что же такое красота? (ответы учащихся)
Вы правы, красота — это нечто большее, чем просто внешний вид. Это состояние души, которое позволяет нам видеть и ценить прекрасное вокруг нас.
Основная часть.
Как вы думаете, связаны ли красота с вдохновением?
Красота и вдохновение тесно связаны между собой. Красота может быть источником вдохновения, она пробуждает в нас творческие способности и желание создавать что-то новое и прекрасное.
Красивые пейзажи, произведения искусства, музыка – всё это вдохновляет творческих людей на создание собственных произведений для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции, вызванные красотой.
Вдохновение — это особое состояние души, когда человек чувствует прилив сил и энергии, желание творить и создавать что-то новое. Красота может быть источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов и других творческих людей. Она помогает нам увидеть мир в новом свете и найти новые способы самовыражения.
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Ответы детей.
Звучит музыка другого, противоположного характера. А сейчас какое настроение?
Ответы детей.
- Ребята, оказывается, музыка способна менять наше настроение, чувства, даже, желания.
Музыка – это искусство, которое обладает огромной силой.
Музыка помогает отвлечься от неприятностей, помогает поднять человеку настроение и даже излечить от недугов.
С музыкой веселее работать, с песней солдаты шли на защиту Родины! Музыка звучит повсюду.
- Давайте, ребята, определим, где мы можем услышать музыку?
Ответы детей (из телевизора, компьютера, магнитофона, концерты, уроки музыки, поём сами и т.д.).
- А ещё бывают живые звуки природы. Что это?
Ответы детей – пение птиц, посвистывание сверчков, кваканье лягушек, шелест листьев и трав, шум ветра, стук дождя, раскаты грома. Это всё, то же музыка, которую мы называем музыкой природы!
Слушаем в записи звуки природы.
- Ребята, а вы знаете, что когда мы поём, у нас не только улучшается настроение, но и получает пользу весь наш организм. Звуки, которые мы произносим во время пения, благоприятно воздействует на наши внутренние органы. Например, звук А – улучшает работу сердца, Э – заставляет лучше работать наш мозг!
И сейчас мы познакомимся с новой для вас песней и разучим её.
Слушаем песню «Лесная песенка»- Сергей Суэтов
Анализируем характер, настроение, смысл произведения.
Разучиваем по фразам, соединяем, исполняем весь куплет и т.д.. Для лучшего усваивания песни, поём по фразам по рядам. Желающие выходят к доске и исполняют песню группой.
- Ребята, мы с вами сейчас исполнили песню. Кто мы такие: композиторы, исполнители или слушатели?
Ответы детей. Исполнители.
- Я вас внимательно слушала. Кто же я? Слушатель.
- А кто является композитором? Человек, сочинивший мелодию к песне.
Практическая работа.
Нарисуйте то, что вызывает у вас чувство красоты и вдохновения, например, красивый цветок, закат или любимую игрушку. После этого дети могут рассказать о своих работах, поделиться своими чувствами и эмоциями.
Закрепление материала.
Вопросы учащимся:
Что такое красота?
Как красота может влиять на наши чувства и эмоции?
Может ли красота быть источником вдохновения?
Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся, выставление отметок.
Домашнее задание.
Начать замечать вокруг себя красивые предметы или явления и записать о них в тетрадь.