Разработка урока по изобразительному искусству
Тема: «Красота осеннего пейзажа в живописи»
Класс: 5
Учебник: Под редакцией Т. Я. Шпикаловой
Раздел программы: «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве».
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Этапы урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Целеполагание (3 мин.)
3.Введение в тему урока (5 мин.)
4.Демонстрация последовательности работы над рисунком (5 мин)
5.Физминутка (1 мин)
6.Самостоятельная работа учащихся (20мин.)
7.Закрепление учебного материала (5 мин)
8.Рефлексия(4 мин)
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование урока:
а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; бумага, гуашь, кисти, стакан с водой;
б) для учащихся: бумага формата А3, кисти, стакан с водой, гуашь, тряпочка.
Зрительный ряд: пейзажи художников импрессионистов в виде презентации Microsoft PowerPoint,
Репродукции: К.Моне: «Впечатление. Восход солнца.»,«Здание Парламента в Лондоне», «Сирень, пасмурная погода», «Поле маков у Аржантёя»; Ван Гога «Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная ночь с кипарисом»;
Таблица: цветовое изменение пейзажа в зависимости от освещения.
Музыкальный ряд: Григ «Утро», Моцарт «Весна», шум моря и гитара (для фона)
Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка); информационно – коммуникативной технологии (компьютерная презентации); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
Цель урока: научить использованию художественных приемов, свойственных импрессионизму как стилю живописи
Задачи урока: - образовательные: ознакомить с особенностями импрессионизма как стиля живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи; научить отличать произведения, выполненные в стиле импрессионизма, от произведений, выполненных в классическом стиле.
- развивающие: развивать творческую активность; художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
УУД: Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей; в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу.
Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста; понимать информацию представленную в разных формах, в том числе изобразительной; переводить информацию принятую в изобразительной форме в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении.
Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой работе по памяти и по представлению
Ход урока:
Этапы урока
Результат
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
I. Организационный момент (2 мин.)
Создание эмоционального настроя
Самооценка готовности к уроку
Встали ровно, прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
Проверка готовности класса к уроку
Перед началом работы прошу проверить готовность:
Лист формата А3, краски, кисти, вода, тряпочка.
Настрой на урок.
Самооценка готовности к уроку.
Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)
II. Целеполагание (3 мин.)
Определение цели урока
Ребята посмотрите пожалуйста на репродукции картин .
Выберете из них лишнюю.
Верно, на репродукциях представлен жанр изобразительного искусства- пейзаж. Вспомним с какими видами пейзажа мы познакомились?
Отвечают на вопрос
Перечисляют пейзажи.
Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)
Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи
III. Введение в тему урока (5мин.) Проявление интереса к теме
Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката- зыбкие и тонкие изменения в природе- приходят в искусство пейзажной живописи.
В спорах о творчестве, и новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим направлением и попробуем создать свою композицию в этом стиле.
ХIХ век. Импрессионизм от французского «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне, он первым стал писать пейзажи на открытом воздухе- на пленере
1 слайд
2 слайд
Он создал целые живописные циклы- серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток
«Здание Парламента в Лондоне»
3 слайд
Посмотрите на репродукции картин. Какое средство выражения использовал художник для передачи состояния и настроения природы? Правильно– цвет, главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.
4 слайд
Анализируем изменение цвета в зависимости от времени суток.
- Как вы думаете, чем же отличаются работы этих художников от работ других живописцев? Например, Шишкина?
- Эти художники берут открытые, яркие цвета. Мазки смелые, энергичные.
-Давайте рассмотрим виды мазков.
5 слайд.
Обсуждение репродукций К.Моне и Винсента Ван Гога.
«Поле маков у Аржантёя», «Сирень пасмурная погода»,
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
«Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная ночь с кипарисом»;
Сегодня на уроке мы поработаем как художники импрессионисты. И так как за окном весна .Природа просыпается. Мы нарисуем с вами цветущие деревья на фоне неба. Но главное в композиции передать настроение в природе с помощью цвета.
Рассуждают о пейзажах.
Рассуждают о многообразии мазков.
Познавательные (ознакомление с многообразием пейзажей)
Личностные (развитие эстетических чувств)
Познавательные (ознакомление с перспективой)
Личностные (развитие эстетических чувств)
Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе)
IV. Демонстрация последовательности работы над рисунком (5 мин.)
Правильность выполнения задания
Показ и объяснение выполнения работы.
Выбрать какое цветущее дерево или куст вы хотели бы изобразить.
В какое время суток. Показ выполнения композиции в технике пуантилизм. Пуант – точка. Мазки рисуем точками, сначала показывая соцветия, потом листья и в последнюю очередь фон.
Задают вопросы.
Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в соответствии с ней)
Коммуникативные (задавать существенные вопросы)
V. Физ.минутка (1 мин.)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз- наклон,
Два- наклон,
Зашумел листвою клён.
Выполняют упражнения, изображают дерево.
VI. Самостоятельная работа учащихся (20 мин.)
Применение новых знаний
Лист расположить вертикально или горизонтально приступить к работе.
Во время самостоятельной работы учащихся, делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся.
Учащиеся рисуют ветки цветущих деревьев..
Регулятивные (работа по образцу).
Используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению
VII. Закрепление учебного материала (5 мин.)
Закрепление новых знаний
- С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились?
-Кто являлся основоположником этого направления?
- Какие бывают виды пейзажей?
- Как называется цветовой строй в картине?
-Как называется техника выполненная мазком- точкой?
Ответы учащихся.
Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
VII. Рефлексия (итог урока). (4 мин.)
Оценка.
Готовность к следующему уроку.
- А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске.
- Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи?
- Почему?
Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок.
- Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.
-Что было трудным при выполнении самостоятельной работы?
-Что было интересным на уроке?
- А теперь домашнее задание: наблюдение за природой
Учащиеся выставляют свои рисунки.
Ответы учащихся.
Запись домашнего задания в дневник.
Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы).