СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Красоты нашей Хакасии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на формирование духовно-нравственных и этнических ценностей у школьников

Просмотр содержимого документа
«"Красоты нашей Хакасии"»

Методическая разработка внеурочного занятия в 7-ом классе

«Красоты нашей Хакасии»



Сухорукова Виктория Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ города Абакана «СОШ № 24», Республика Хакасия


Пояснительная записка. В настоящее время первостепенной задачей государственной образовательной политики в нашей стране является формирование духовно-нравственных и этических ценностей. В основе ФГОС общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающим приобщение детей к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, но наиболее важным для их развития является школьный возраст, когда складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем. Важно именно на данном возрастном этапе заложить в детей культурные и духовные ценности, ознакомить с традициями народа, привить любовь и уважение к родной культуре.

В связи с обозначенной проблемой на современном этапе становится актуальным формирование духовно-нравственных и этических ценностей у детей не только на учебных занятиях, но и на различных внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности.

С целью формирования духовно-нравственных и этических ценностей у школьников разработано внеурочное занятие в 7-ом классе «Красоты нашей Хакассии».

Цель: ознакомление школьников с творчеством известного хакасского художника Георгия Сагалакова.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся духовно-нравственные и этические ценности.

  2. Ознакомить учащихся с биографией и творчеством известного хакасского художника Георгия Сагалакова.

  3. Прививать учащимся любовь к малой и большой Родине.

Планируемые результаты: сформированность интереса к культуре и художественному творчеству Хакассии.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку.

Ход:

  1. Организационный этап (включение учащихся в деятельность).

Ребята, добрый день! Рада вас всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга! Молодцы! Садитесь.

Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Красоты нашей Хакассии» (Слайд 1).

Давайте вместе раскроем данную тему. Скажите, чем славится наша Республика? (Учитель выслушивает мнение каждого ученика и в ходе беседы плавно подводит детей к теме художественного творчества). Молодцы! Так вот, сегодня я хотела бы познакомить вас с замечательным и известным, не только в нашей республике, но и в нашей стране, художником Георгием Николаевичем Сагалаковым (Слайд 2).

2. Актуализация знаний.

Георгий Николаевич Сагалаков относится к наиболее известным и популярным живописцам и графикам современности.

Георгий Николаевич родился в большой и дружной семье. Талант ему достался от отца Николая Федоровича – деревенского столяра, много лет проработавшего в селе Харой Таштыпского района, который сумел привить маленькому Георгию любовь к творчеству. Рисовать Георгий начал с четырёх лет, как только научился держать карандаш. Он никогда не сомневался, что станет художником и в чем заключается его миссия на земле – передавать красоту родной Хакасии на холсте при помощи красок и кисти (Слайд 3).

В 1974 году Сагалаков поступил в Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова на театрально-декорационное отделение. В 1981 году после службы в Советской армии закончил данное училище и вернулся в Хакасию, где работал в селе Бея художником-оформителем в местном сельском клубе (Слайд 4).

С 1982 года Сагалаков работает художественным редактором в Хакасском областном книжном издательстве. Как художественный редактор, он иллюстрирует и оформляет многие книги: «Красная книга Республики Хакасия», «Книга памяти», «Животный мир Хакасии», «Азбука», принимает участие в оформлении «Букваря» на хакасском языке. В целом он оформил и проиллюстрировал около 25 названий художественных книг, учебников и учебных пособий на хакасском языке (Слайд 5).

В 1990-е годы Георгий Сагалаков стал серьезно заниматься живописью. Показательными в этом отношении стали его ранние произведения, которые ярко презентуют этот смысловой и художественный симбиоз стилизации древнего наскального искусства и условность композиционных решений, позволяющих крупным планом выделить основной образ истории Хакасии (Слайды 6, 7, 8).

Среди последних работ художника Георгия Сагалакова «Царица древней Сибири» - картина, в которой, по словам художника, заложены глубокие смыслы познания национальной истории и культуры, вера в святые идеалы. Главная героиня картины – Богиня-мать окуневской археологической культуры. Автор сакрализировал этот образ. Женщина-богиня представлена в ипостаси царицы. Такой видит художник мифическую хакасскую богиню Умай (Ымай). Его героиня Умай (Ымай) создательница мира – таков посыл художника (Слайд 9).

Георгий Николаевич много работал и в лирическом пейзаже, написав «Родные места» (Слайд 10), «Тепсей» (Слайд 11) и другие картины. В пейзажах природа Хакасии предстает перед зрителем новыми гранями, наполненными солнечным светом, которым всегда так славилась природа Хакасии.

С детства впитанная красота хакасских просторов и великолепной таштыпской тайги с любовью отражена на холстах художника. Картины радуют удачно найденными композициями. В их привлекают мотивы хакасской природы: водная гладь Енисея и Абакана, широкая хакасская степь с древними курганами, невысокий горный рельеф, безбрежные небесные горизонты и просторы. Пейзажи выполнены в реалистичной манере, демонстрируя хорошо усвоенную художником красноярскую живописную школу (Слайды 12, 13, 14).

Творческий почерк художника Георгия Сагалакова легко узнаваем: в нем гармонично сочетаются традиции европейской живописи и загадочности азиатской души, европейский психоанализ и космизм мироощущения сынов степи – кочевников (Слайды 15, 16, 17).

Если хотите увидеть поэзию степи, быта кочевников, воплощенную в живописных образах, тогда обязательно посмотрите картины талантливого художника. Уже около трех десятков лет Сагалаков создает картины, в которых воспета культура степи, отношение хакасов к жизни и быстротечности мира. Художник в своем творчестве умело использует богатое наследие прошлого, образный язык древних символов и в то же время утверждает преемственность поколений в современном изобразительном искусстве. В работах он устанавливает изначальные связи человека с родной землей, древние и общечеловеческие корни древнего искусства, мир духовного опыта хакасского народа (Слайды 18, 19).

3. Применение знаний и умений.

Ребята, скажите, а каких художников нашей Республики вы знаете? (учитель внимательно выслушивает учащихся). А хотели бы познакомиться еще с чьим-нибудь художественным творчеством?

4. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

Подведение итогов занятия, мнение учащихся (обсуждение темы, что больше понравилось и лучше запомнилось).

Спасибо всем за внимание! (Слайд 20).



Список литературы


  1. Чебодева М.П. Художники Хакасии. Биобиблиографический справочник. – Абакан: Стрежень, 2002. – 112 с.

  2. Чебодаева М.П. Живопись Хакасии. Альбом. – СПб., 2008. – 240 с.

  3. Электронный ресурс: https://sagalakovgeorg.in.gallerix.ru/ (Дата обращения 15.02.2021).





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!