СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткая картотека нарушений в развитии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является кратким пособием для быстрой диагностики и методах работы с детьми с ОВЗ (позволяет определить во время работы с детьми, есть ли какие-либо "тревожные звоночки") 

Просмотр содержимого документа
«Краткая картотека нарушений в развитии»

Выполнила студентка 2 курса пед.обр. (мат/инфо) Бобровникова Анастасия

Блок нарушений

Нарушения

Проявления

Диагностика

Коррекционно-педагогическая деятельность

Нарушение анализаторных систем

Нарушение слуха

Задержка развития речи. Ребенок часто просит повторить последнюю фразу. Не понимает, где находится источник звука. При общении ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, пытается «читать по губам».

Можно использовать : метод «гороховых проб», списки Неймана.

Для обучения детей с нарушениями слуха обязателен навык чтения по губам. Большую роль играет правильная артикуляция педагога.

Необходимо использовать в работе с такими детьми как можно больше наглядного и сенсорного материала. А так же стимулировать развитие слухового восприятия в разных ситуациях и речи (по трем направлениям: лексическо-семантический уровень (слово); синтаксический уровень (словосочетания и предложения); уровень текста).

Нарушения зрения

Один глаз блуждает и смотрит в другую сторону, в отличие от второго . Ребенок крутит головой, чтобы получше рассмотреть какой-либо предмет

Ребёнок постоянно моргает, щуриться, прикрывает один глаз ладошкой, слишком близко читает книгу, ведёт пальцем по строчке, трёт глаза в процессе чтения. Ребёнок неуверенно идёт по узкому коридору, может ударяться о некоторые предметы, ронять вещи на пол.

Дополнить все симптомы может припухлость век, краснота, гной, корочки, выпуклые глаза, беловато-серое вещество на зрачке.

матрица с кольцами Ландольта

Методика «Оценка зрительного восприятия»

Методика «Зеркало»

Методика «Нанизывание»

 Организация уроков: у учащихся с нарушением зрения в первые 5-10 минут урока отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между 10 и 20 минутами. В последние 10-15 минут работоспособность снижается. 

Дозирование зрительной нагрузки

Переключение с одного вида деятельности на другой (от зрительного анализатора, к слуховому анализатор)

Включение в уроки коррекционных пауз и физминуток (элементы самомассажа, гимнастики глаз)

Обязательное использование наглядности

Нарушения работы опорно-двигательного аппарата

Врожденные или приобретенные патологии опорно-двигательного аппарата


Метод наблюдения за процессом деятельности ребенка.

  • Практические методы и приемы обучения

  • Наглядные методы

  • Словесные методы

  • Двигательно-кинестетические методы

  • Сенсорные методики

Можно проводить занятие, включающие конструирование, рисование. Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей. Необходимо производить коррекцию двигательных нарушений(физкультминутки, трудовая деятельность), сенсорных нарушений (развитие анализаторных систем, речи) и познавательной деятельности(мыслительные процессы, формирование сведений об окружающем мире).

Нарушение речи

Нарушения произношения

Ребенок неправильно произносит согласные звуки.

Методика Т.Н. Фотековой

Приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову), упражнение на развитие артикуляции, упражнения на расслабление мышц, упражнения, направленные на постановку отдельного звука, логопедический массаж ( В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина, К. А. Семеновой)

Нарушение всех компонентов речи

Ребенок неправильно употребляет слова, не может или плохо строит сложные предложения, устная речь несвязна, использует аграмматизмы, заменяет слова или части слов.

Методика «определение понятий»

Методика О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой

Диагностика связной речи

Можно использовать:

Задания по пересказу( упражнения в словоизменении, упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом, игры-упражнения «Кто лучше запомнил?»)

Составление небольших рассказов-описаний по картинам(«Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.)

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, по отдельным картинкам.

Описание предметов, пейзажных картин

Пальчиковые игры

Методические разработки А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.

Заикание

Основным признаком заикания являются судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Детям с заиканием свойственна двигательная беспокойность.

Для диагностики заикания можно использовать метод наблюдения, во время устной речи ребенка.

Игровые методики Г. А. Волковой, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской.

Методика Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау

Методика Н.А.Чевелевой

Методики С.А.Мироновой

Нарушения интеллектуальной сферы

Нарушения памяти

Ребенку требуется намного больше повторений для запоминания материала. Часто не может передать смысл выученного своими словами. Ребенок быстро забывает, выученный материал. Ребенок забывчив, рассеян.

Исследовать необходимо все виды памяти, ее объем и выявить ведущий вид памяти ребенка.

Методика «Выучи слова»

Воспроизведение рассказов

Методика «Узнай фигуры»

Методика «Запомни рисунок»

Методика «Запомни цифры»

Можно использовать приемы и методы, которые опираются на познавательные процессы:

  1. Управление вниманием

  2. Структурирование информации( соотнесение с уже известными знаниями, использование наглядных образов, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое расчленение)

  3. Использование семантических вставок

  4. Целенаправленное воображение

Так же можно использовать такие упражнения, как «Моментальное фото», «Самое главное», «Опорные сигналы», «Пересказ по кругу» и тому подобное. Важно опираться на возможности наиболее развитой у ребенка памяти и на увеличенное количество повторений.

Нарушения восприятия

Для детей с нарушениями восприятия характерны затруднения в узнавании, в искажение воспринимаемого материала, в изменении смысла

Необходимо исследовать все анализаторные системы:

Методики, определяющие сохранность зрения

Методики, определяющие сохранность слуха

Методики, исследующие обоняние ребенка

Методика узнавание, идентификация стимульного материала

Методика диагностики объема восприятия

Необходимо использовать игры и упражнения, где дети учатся различать предметы по свойства и, наоборот, обобщать по какому-либо признаку. («Что движется, что не движется?», «Разрезные картинки», «Лабиринты», «Что забыл нарисовать художник?» и т.д.) Так же необходимо развивать различные виды восприятия: слуховое («Где позвонили?», «Испорченный телефон»), тактильное («Найди пару», «Снежинки», «Узнай фигуру»), обоняние ( «Овощи и фрукты», «Коробочки с запахами»), вкусовое( «Определи на вкус», «Вкусовые банки»).

Нарушения внимания

Детям с нарушениями внимания характерна неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе, «расплывчатость мыслей», повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, неспособность быстро переключать внимание.

Необходимо исследовать объем и распределение внимания, концентрацию и переключение:

Методика «Перепутанные линии»

Методика «Распределение внимания»

«Тест Пьерона-Рузера»

«Корректурная проба»

«Числовой квадрат»

Методика Мюнстерберга


Целесообразно использовать практические, наглядные и словесные методы.

Можно применять "Выкладывание узора из мозаики", задания на осознанность действий, техники «Черная точка», «Випассана», игры направленные на развитие определенной характеристики внимания( "Будь внимателен!", "Четыре стихии", "Кого назвали, тот и лови!") , а так же дидактические игры.


Нарушения мышления

Дети имеют сложности в обобщении( неспособность обобщать или обобщение по поверхностным признакам) и анализе , мышление привязано к конкретным образцам. Часто наблюдается логическая связь предложений, но при этом отсутствует смысл повествования в целом. Характерно «застревание в деталях».

Методики исключения лишнего

Методики выявление общих признаков

Методики обобщения

Методика «Вырежи фигуру»

Методика «Пословицы»

Метод «диагностики творческого мышления»

Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей.

(Метод мозгового штурма, метод синектика (Автор Д.Гордон), задания на различные виды аналогий).

Нарушения эмоционально-волевой и поведенческой сферы

Острые эмоциональные реакции

Острое проявление в конфликтных ситуациях агрессии или самоагрессии, истерии, реакции страха или обиды

Диагностику уровня тревожности и ее оценка;

Исследование психоэмоционального состояния;

Цветовой тест Люшера;

Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;

Изучение развития волевых качеств.

Основные направления коррекционной работы: Смягчение эмоционального дискомфорта,

Повышение активной деятельности и самостоятельности

Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).

Коррекция самооценки;

Формирование эмоциональной устойчивости.

Методики: психогимнастика, релаксация, арт – терапия, сказкотерапия, сенсорные методики, поведенческие терапии.

Состояние повышенной напряженности

Ребенок часто находится в состоянии тревоги, боязливости, сниженного настроения.

Дисфункция эмоционального состояния

Характеризуется резкими перепадами настроения.

Нарушения поведения

У детей может наблюдаться: склонность к обману, демонстративность, замкнутость, необщительность, склонность к бродяжничеству,агрессивность,

Определение уровня развития (Векслер, ШТУР)

Определение мотивации;

Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);

Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);

Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики)

В коррекционной работе можно использовать различные формы внушения, метод разговорной психотерапии – логотерапия, музыкотерапию, арттерапию, игротерапию, психогимнастику.

Необходимо формировать у ребенка навыки самоконтроля, основываться на интересах ребенка.