Тема: Краткая характеристика психического развития
План:
Понятие «кризис», «возрастной кризис».
Характеристика кризисных периодов.
Кризис 1года жизни
Кризис 3 лет.
Кризис 7 лет.
Термин кризис многозначен. В разных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека.
Кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.
Кризисы возрастной психологии:
1 года: связаный с недостаточностью эмоционального общения для овладение действиями
3 лет: негативизм, упрямство, самоуправство.
7 лет: потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка.
11-12 лет: тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.
17-18 лет: встреча с взрослостью — переживания связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.
25 лет: сексуально-гормональный кризис юношеского возраста у мужчин. Становление мужчины в сексуальном плане, подготавливающий его к следующему кризису взрослости.
30 лет: кризис 30-ти лет. Малозаметен, основной целью данного кризиса является оценка собственных достижений. Человек задумывается насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.
35 лет: сексуально-гормональный кризис у женщин. Примерно тот же эффект, что и у мужчин в 25 лет.
40 лет: кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути.
Задание 1: Используя видеоматериал заполните таблицу.
Возрастной период | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущий вид деятельности | |
Психические новообразования | |
Задание 2: Используя видеоматериал заполните таблицу.
Возрастной период | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущий вид деятельности | |
Психические новообразования | |
Задание 3: Используя видеоматериал заполните таблицу.
Возрастной период | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущий вид деятельности | |
Психические новообразования | |
Задание 4: Используя видеоматериал заполните таблицу.
Возрастной период | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущий вид деятельности | |
Психические новообразования | |
Задание 5: Используя видеоматериал заполните таблицу.
Возрастной период | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущий вид деятельности | |
Психические новообразования | |
Задание 6: Отметьте на шкале кризисные периоды.
Кризис 1 года жизни.
Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:
частые капризы, причины которых сложно понять;
перепады настроения.
Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.
В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:
стремление к самостоятельности;
бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
попытки обозначить словом свои потребности;
упрямство и настойчивость в получении желаемого;
стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.
Кризис 3 лет.
Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
Задание 7: Соотнесите симптомы кризиса 3 лет с их характеристиками.
УПРЯМСТВО
Все, что хочет делает сам, даже если не умеет
НЕГОТИВИЗМ
Если о чём –то просят, то делает наоборот
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Желание добиться своего, ребёнок перестаёт слушаться взрослых.
СВОЕВОЛИЕ
Ребёнок начинает указывать, что ему делать и как поступать
ПРОТЕСТ-БУНТ
Ответ на давление родителей и желание решать всё за малыша.
ДЕСПОТИЗМ
Всё, что для ребёнка было важным, теперь не имеет значения.
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания.
Основная симптоматика кризиса:
1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.
Задание 7: Решите психологические ситуации.
Чем объяснить поведение ребенка? Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что случилось с девочкой? Объясните причину. Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 г. 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас ее как будто подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что раньше любила. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили, но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей, на самом деле, хотелось. В другой раз – попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: «не хочу, не пойду!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите какие симптомы кризиса 3-х лет описываются в данном случае. Лиза (3 года) вместе с папой возвращается из садика. Как только повернули в сторону дома бабушки, закричала: «Я не хочу к бабушке, хочу домой к маме!» Слова папы, что мама на работе и дома никого нет, не успокоили ребенка: она продолжает плакать и настаивать, чтобы шли домой. Папа решил отвлечь ребенка на другие предметы и успокоить таким образом. «Смотри, какая кошка бежит»- сказал папа. «Нет, это не кошка, это собака», - серьезно сказала Лиза. «Не капризничай, ты же воспитанная девочка».- «Нет, я не воспитанная!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6