Кто они: старшие дошкольники?
Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 4 до 7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка.
В старшем дошкольном возрасте имеет приоритет сюжетно-ролевая игра. Она приобретает творческий характер, усложняются сюжеты игры. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни ребенка главной является продуктивная деятельность вместе с игровой.
В 4-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. У ребенка формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность.
Игра способствует зарождению основ учебной деятельности. Малыш начинает играть «в школу», относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами.
В старшем дошкольном возрасте подвергается изменениям самосознание. У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется система представлений о себе, строится самооценка. Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.
Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мысли.
Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости. Появляются мотивы одобрения, сочувствия, поддержки, самоутверждения, самолюбия.
Особое место в психологической характеристике детей 5-7 лет имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее.
Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией).
Предметом внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который ребенок пытается войти. Центром для ребенка и его ежедневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:
В 5-7-летнем возрасте дети осознанно относятся к своему здоровью, начинают выбирать эталоны к подражанию. Благодаря этому становится актуальным формирование здорового способа жизни. Двигательная активность старшего дошкольника высока и становится целенаправленнее.
Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Этот период психологи называют «КРИЗИС 7 ЛЕТ».
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 7 ЛЕТ : НЕГАТИВИЗМ, УПРЯМСТВО, СТРОПТИВОСТЬ, СВОЕВОЛИЕ, ПРОТЕСТ, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ : ЧАСТО ГРУБИТ, ПЛОХО ДЕЛАЕТ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛУ, ДО ПОСЛЕДНЕГО СТОИТ НА СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, НАЧАЛИСЬ ПАЯСНИЧАНИЯ, УЖИМКИ.
ТАКЖЕ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ : РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ, БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫМ, РАССЕЯННЫМ, ЗАМКНУТЫМ И РОБКИМ.
Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка.
Нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности.
Родителям нужно быть вовлеченными в образовательный процесс.
От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказок.
Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он – личность!
Хвалите ребенка за мелкие удачи.
Разбирайте неудачи, выясняйте вместе причины.
Играйте с ребенком в развивающие и подвижные игры.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
«КОРЗИНА»
Цель: развивать мышление и расширять словарный запас. Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине.
«ЗАКОРЮЧКИ»
Цель: развивать творческое воображение.
Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
Дошкольное детство
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста ( с 4 до 7 )