СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткие прилагательные. Различие полной и краткой формы качественных прилагательных. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Краткие прилагательные. Различие полной и краткой формы качественных прилагательных. 5 класс»

Русский язык

Класс: 5-А

Дата: 28.01.2021г.


Тема урока: Краткие прилагательные. Различение полной и краткой форм качественных прилагательных.

Цели и задачи урока:

Образовательные: дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Развивающие: научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Воспитывающие: воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока освоение грамматических особенностей кратких прилагательных, научить определять их синтаксическую роль, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные.

Познавательные: формировать умения работать с информацией, с поэтическим текстом; выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные: формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.

Личностные: формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: медиапроектор, презентация «Прилагательные полные и краткие», карточки с заданиями для групповой работы.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Здравствуйте ребята, садитесь!

Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке.

Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.


2. Актуализация опорных знаний.

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).

- Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).

- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).

- Что знаете об имени прилагательном? (ответы).

- Назовите начальную форму прилагательного (м. р., ед. ч., им. П.).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

Чёрное и серое (слайд №2)

Чёрное тихонько

Дремало на полу.

Серое тихонько

Пряталось в углу.

Чёрное тихонько

Лапой шевельнуло,

Хвостиком вильнуло.


- Найдите прилагательное. Что с ним произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных? (Они превратились в существительные).

- Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)


3. Изучение нового материала

На доске: (слайд №3)

мужественный

сильный

ловкий

вынослив

сосредоточенный


- Что заметили? Какое слово лишнее? Чем оно отличается от остальных? (Все слова прилагательные, но слово вынослив отличается от остальных. Оно имеет окончание нулевое, отвечает на вопрос каков).

- Кто догадался, какая тема урока?


Запишите число, классную работа, тему урока (слайд №4), слова, данные в столбике, пометив полное и краткое прил., выделив окончание, задав вопрос


Сформулируйте цели урока: различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

Уметь: правильно употреблять прилагательные в речи; указывать морфологические признаки прилагательных; правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.


- Так на какие же вопросы отвечают краткие прилагательные? (Каков?, какова?, каково?, каковы?) (слайд №5)

- Какие окончания имеют краткие прилагательные? (м.р.(нулевое окончание), ж.р.(-а, -я), ср.р. (-о, -е) (слайд №6)

- Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам). Записываем ниже.

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна (слайд №7)


Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам (слайд №8)


Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.

- Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика (слайде №9)

Вынослив

Спортсмен

ловок

Выполните синтаксический разбор предложения.

Спортсмен ловок и вынослив. (Повествов., невоскл, прост., нераспр..) (слайд №10)

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.


Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные.

- Для чего используют краткие прилагательные? (Для краткости, лаконичности, выразительности- на них падает логическое ударение).

Будьте добры!

Будьте любезны!

Будьте внимательны!


Физкультминутка

Учитель диктует прилагательные.

Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое.

Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки.

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.


4. Закрепление изученного материала

1. Упражнение 470 письменно, с комментированием – цепочкой.

Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.


2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм (слайд №11)

Длинный - длинен

Каменный -

Бессердечный - бессердечен

Удивительный - удивителен

Вкусный - вкусен

Стеклянный -

Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.

Учитель. Каменный, стеклянный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.


3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.

Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный (2, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 1)

Проверка (слайд №12)


*4. Работа с карточками (работа по группам из 4 человек)

Ребята, на карточках, которые вы получили, дан ряд полных прилагательных. Ваша задача образовать от полных прилагательных краткие, а рядом подобрать антонимы к кратким прилагательным.

Что такое антонимы? (ответ)

Та группа, которая первая справится с этим заданием, получает отметку «отлично»


Запишите краткие формы прилагательных.

Узкий - узок, узко, узка;

Резкий- резок, резко, резка;

Мягкий - мягок, мягко, мягка;

Бледный – бледен, бледно, бледна;

Горький – горек, горько, горька;

Ленивый – ленив, лениво, ленива


Подберите антонимы.

Узкий – широкий – широк

Резкий – мягкий - мягок

Мягкий – твердый – тверд

Горький – сладкий – сладок

Бледный – яркий – ярок.

Ленивый – трудолюбивый - трудолюбив


5. Итоги урока. Рефлексия.

А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

Сегодня урок был……….

Мы выполняли…………. задания.

Некоторые ребята……….. и…………….

Сейчас все сидят в ожидании……………. оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………… (слайд №14)


Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение


6. Домашнее задание

- Упр. 471

- Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

- Сочинение-миниатюра “Весна в моем дворе”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс