Краткий дайджест по кейс-технологиям активного обучения
Цели метода анализа ситуаций:
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях
неопределенности
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
К кейс-технологиям относятся:
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Метод инцидентов
Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и, как следствие, обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод», метод разбора деловой корреспонденции, метод «папки с входящими документами», «информационным лабиринтом»)
Цель – получение навыков работы с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Игровое проектирование
Цель– процесс создания или совершенствования объектов.
Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа:
Исследовательский
Поисковый
Творческий
Прогностический
Аналитический
Метод проигрывания ролей (инсценировки)
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Разновидности: «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры.
Групповая дискуссия
Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Дебрифинг («debriefing» - «выдаивание»)
Дебрифинг подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия.
Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
Что такое кейс?
Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию:
- для принятия решения,
- разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе
-и выявления позиций слушателей по существу вопроса.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Какие бывают кейсы?
По действующим субъектам:
организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;
По наличию сюжета:
бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.
По временной последовательности сюжета:
кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.
По объему:
Алгоритм для создания Кейса:
1. Определение темы и вопроса исследования;
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Структура кейса:
название (интригующее, проблемное)
контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);
случай (это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);
факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.));
решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).
Преимущества кейс-метода:
возможность работы группы на едином проблемном поле;
использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;
использование принципов проблемного обучения;
возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;
возможность создания новых продуктивных моделей деятельности;
выработки навыков простейших обобщений.
Преимущества кейс-метода:
дает знакомство с реальной жизнью;
заставляет углубиться в процесс принятия решений;
тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;
дает аналогии;
развивает умение вести доказательную полемику;
позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации;
помогает формировать стратегическое мышление.