СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий дайджест по кейс-технологиям активного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

 

Просмотр содержимого документа
«Краткий дайджест по кейс-технологиям активного обучения»

Краткий дайджест по кейс-технологиям активного обучения



Цели метода анализа ситуаций:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления

  • Соединение теории и практики

  • Представление примеров принимаемых решений

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях

неопределенности



Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.



Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.



К кейс-технологиям относятся:



  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)

  • метод инцидента;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

  • метод дискуссии.





Метод инцидентов

Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и, как следствие, обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.



Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод», метод разбора деловой корреспонденции, метод «папки с входящими документами», «информационным лабиринтом»)

Цель – получение навыков работы с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.



Игровое проектирование

Цель– процесс создания или совершенствования объектов.

Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа:

  • Исследовательский

  • Поисковый

  • Творческий

  • Прогностический

  • Аналитический



Метод проигрывания ролей (инсценировки)

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Разновидности: «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры.



Групповая дискуссия

Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.



Дебрифинг («debriefing» - «выдаивание»)

Дебрифинг подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия.

Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.





Что такое кейс?

Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию:

- для принятия решения,

- разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе

-и выявления позиций слушателей по существу вопроса.



Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.



Какие бывают кейсы?

По действующим субъектам:



  • личностные кейсы, в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители;



  • организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;



  • многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

По наличию сюжета:

  • сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;



  • бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.



По временной последовательности сюжета:

  • кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.



  • кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.



  • прогностические кейсы, представляя описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант (сценарии) развития ситуации.



По объему:

  • мини-кейс



  • кейс средних размеров



  • макро-кейс



Алгоритм для создания Кейса:

1. Определение темы и вопроса исследования;

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.



Структура кейса:

  • название (интригующее, проблемное)

  • контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

  • случай (это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

  • факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.));

  • решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).



Преимущества кейс-метода:

  • возможность работы группы на едином проблемном поле;

  • использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

  • использование принципов проблемного обучения;

  • возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;

  • возможность создания новых продуктивных моделей деятельности;

  • выработки навыков простейших обобщений.



Преимущества кейс-метода:

  • дает знакомство с реальной жизнью;

  • заставляет углубиться в процесс принятия решений;

  • тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;

  • дает аналогии;

  • развивает умение вести доказательную полемику;

  • позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации;

  • помогает формировать стратегическое мышление.