СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
МДК. 04.01. Оформление причесок
для профессии парикмахер 43.01.02
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Урюпинский агропромышленный техникум»
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
МДК. 04.01. Оформление причесок
для профессии парикмахер 43.01.02
Урюпинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Введение ..............................................................................................................3
Тексты лекций ………………………………………………………………...5
Наименование раздела/ темы | Часы | № лекции |
Раздел ПМ 1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов | ||
Тема 1.1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов | 2 | 1,2 |
Раздел ПМ 2. Выполнение причесок с моделирующими элементами | ||
Тема 2.1. История прически | 6 | 3,4,5,6,7,8 |
Тема 2.2. Выполнение причесок с моделирующими элементами | 17 | 9,10,11,12,13 |
Перечень основной и дополнительной литературы ……………………..37
Ведение
Краткий курс лекций по МДК. 04.01. Оформление причесок для профессии парикмахер 43.01.02 составлен в соответствии с программой ПМ разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Изучение программного материала способствует формированию у студентов необходимых знаний.
Данный курс лекций также может быть использован студентами для самостоятельной подготовки к занятиям и преподавателями для проведения занятий.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам были использованы учебники и учебные пособия.
Содержание всего курса рассчитано на 29 часа лекций для специальности парикмахер 43.01.02.
В результате освоения дисциплины студент должен:
иметь практический опыт:
организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
выполнения причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных);
выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;
уметь:
организовывать рабочее место;
подбирать препараты, принадлежности для причесок;
пользоваться парикмахерским инструментом;
выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционно–технологической картой;
производить коррекцию прически;
выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
знать:
состав и свойства профессиональных препаратов;
современные направления моды в парикмахерском искусстве;
нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
технологии выполнения причесок с моделирующими элементами;
критерии оценки качества причесок;
Курс лекций | Дата | Баллы | Подпись преподавателя |
Тема 1.1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов | |||
Основные пункты подготовительных и заключительных работ |
|
|
|
Состав и свойства профессиональных препаратов |
|
|
|
Тема 2.1. История прически | |||
Прически Древнего Мир |
|
|
|
Прически Древнего Востока |
|
|
|
Прически Античности |
|
|
|
Прически Средневековья и эпохи Возрождения |
|
|
|
Прически Нового времени |
|
|
|
Прически Новейшего времени |
|
|
|
Тема 2.2. Выполнение причесок с моделирующими элементами | |||
Стиль и мода в искусстве прически |
|
|
|
Особенности моделирования причесок |
|
|
|
Основные композиции прически |
|
|
|
Законы пропорционального соотношения в прическе |
|
|
|
Классификация причесок |
|
|
|
Всего |
|
|
|
Текст лекций
Раздел 1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов.
Тема 1.1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов
Лекция № 1. (1час)
Основные пункты подготовительных и заключительных работ.
Цель лекции: студенты будут знать основные пункты подготовительных и заключительных работ.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие.
План и содержание лекции:
1.Подготовительные работы;
2.Заключительные работы;
Подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей парикмахерских называются такие работы, которые выполняются до и после основного технологического процесса.
1.Подготовительные работы
Включает в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, а также мытье рук и дезинфекция инструментов и др.
2.Заключительные работы
Снятие парикмахерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; наведение порядка на рабочем месте после обслуживания каждого посетителя и т.д.
Вопросы и задания для самоконтроля:
В чем заключаются подготовительные работы?
Перечислите основные пункты заключительных работ.
Список литературы:
Основные источники:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
Лекция № 2. (1час)
Состав и свойства профессиональных препаратов.
Цель лекции: студенты будут знать состав и свойства профессиональных препаратов.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, журналы.
План и содержание лекции:
1.Средства, закрепляющие результат;
2.Средства, для укладки;
3.Средства, помогающие текстурировать причёску.
Общее у всех препаратов: они содержат формирователи плёнок - это смолы синтетического и растительного происхождения. Исходя из текстуры, укладочные средства классифицируются на три основные группы:
1.Средства, закрепляющие результат (лаки).
Лак бывает слабой, нормальной (средней) сильной и суперсильной фиксации. Сила фиксации зависит от концентрации полимера. Чем концентрация выше, тем сильнее фиксирует лак. Первый и второй вариант подходят для короткой и средней длины волос, хорошо подстриженных и не требующих специальной укладки, для тонких и мягких волос. Средства сильной и суперсильной фиксации нужны для создания стильных причёсок, из длинных жёстких и непослушных волос.
Состав лака:
1) Плёнкообразующие соединения – сложные полимерные вещества из смол (играют роль фиксаторов).
2) Растворитель – денатурированный, этиловый, изопропиловый, бензоловый спирты и вода. Спирт растворяет закрепители (они оказывают связывающий эффект на волосах). Молекулы спирта быстро улетучиваются, но вред волосам нанести успевают: высушивают роговой слой волосков, истончают структуру волоса, способствуют раздражению кожи. Это не дорогое сырьё, не существует заменителя.
3) Кондиционирующие вещества — это вещества повышающие пластичность волос. Их добавляют для нейтрализации побочного эффекта спирта. Это силиконы, пантинол (питает волосы), ланолин, коллаген, эластин, гидролизаты кератина, витамины, растительные экстракты (алоэ - делает волосы гибкими, послушными и питает волосы), глицерин позволяет сохранить естественную влагу, бетаин придаёт волосам блеск, бензофинолвыступает защитным фильтром.
4) Отдушка – ароматизаторы.
5)Сжиженные газы – для создания давления в баллончике используют пропан, бутан, изобутан и диметиловый эфир, акрил и т.д.
6) Большинство современных лаков содержат солнцезащитные фильтры. Нормы расхода лака аэрозольного – 10мл. Пена-лак придает пышность прическе, для вьющихся волос.
2.Средства для укладки волос
Муссы (пенки) позволяют увеличить объем тонких волос, фиксировать отдельные пряди, делать локоны более упругими. Именно муссы стали первыми оттеночными средствами для укладки волос. Многие муссы не содержат алкоголя и подходят для поврежденных волос. Пена содержит мало влаги. В муссе есть кондиционеры.
Гели представляют собой мягкую прозрачную массу. Их основу составляют гелеобразователи (желирующие вещества - агар-агар, комедии и др.), пленкорбразователи (природные и синтетические смолы). Вода, триэтаноламин, этиловый спирт и отдушки. Задача гелей - моделирование и жесткая фиксация прически, выделение отдельных прядей и придания эффекта жестких волос. Современные гели обладают жидкой текстурой, это позволяет избежать утяжеления волос, облегчает нанесение средства и сам процесс текстурирования волос. Нередко в состав гелей входят микрочастицы, усиливающие природный блеск волос или блестки.
3. Средства, помогающие текстурировать причёску
Это спрей, воск, крем, помада, «грязь», аэрозоли (средства для активирования идисциплины кудрей).
«Грязь» (глина) – по текстуре напоминает гель, может быть разных цветов, даёт эффект слегка грязных волос (гранж).
«Тянучка», «жвачка», «паутинка» - используется бесконтактный способ текстурирования: растирается не большое количество тянучки между ладонями, ;затем мастер хлопает ими над законченной причёской. Не дотрагиваясь до волос. В результате на волосы падают «паутинки» и тают.
«Укладочная помада» - может быть твёрдой, (в виде тюбика губной помады), мягкой, без воска и т.д. помада склеивает волосы, но не утяжеляет. Техника нанесения: мастер берёт отдельную прядь и проводит по ней помадой или наносит на руки и проглаживает прядь руками.
«Укладочные кремы» - вобрали в себя самое лучшее качество геля и воска,
в России появились недавно. Наносится на готовую причёску и для создания
основной формы на влажные волосы.
«Воск» - это маска для волос. Это смесь воска и масел, придающая волосам
мягкость, пышность и блеск, при этом волосы не становятся жирными,
отталкивают воду. Есть структура воска, которая не растворяется в воде и его
не просто смыть. Роек - это идеальное средства по уходу за курчавыми,
повреждёнными, после хим. завивки или окраски волос. Не содержит спирта.
«Мастика» - придаёт волосам блеск, немного прочности.
«Вакса» - даёт сильную фиксацию, разделяет пряди, наносится на сухие волосы.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Назовите основные стайлинговые средства для закрепления результата.
Назовите основные стайлинговые средства для укладки.
Назовите основные стайлинговые средства, помогающие текстурировать причёску.
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
Предусмотрено практическое занятие № 1 Составление инструкционно-технологической карты по выполнению подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов и Контрольная работа № 1 по Разделу ПМ 1. Выполнение подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов
Раздел ПМ 2. Выполнение причесок с моделирующими элементами
Тема 2.1. История прически
Лекция № 3. (1час)
Прически Древнего Мир.
Цель лекции: студенты будут знать прически Месопотамии и Древнего Египта.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Прически Месопотамии;
2.Прически Древнего Египта;
Прическа – это форма, придаваемая волосам расчесыванием, завивкой, стрижкой, укладкой и другими технологическими способами.
1.Прически Месопотамии
Процесс причесывания мужчины уделяли больше времени, чем женщины. Даже простолюдины и солдаты подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самым причудливым, но строго геометрическим образом. Волнообразные локоны перемежались с крупными колечками, трубочками и косичками.
Прически женщин отличались большей простотой, обилием вьющихся или завитых волос, украшенных золотыми спиралевидными колечками, венцами, золотыми листьями, цветами. Густые волосы разделялись прямым пробором, завивались четкими горизонтальными волнами и вертикальными локонами, концы подвертывались вовнутрь в виде валика. Иногда женщины носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок.
2.Прически Древнего Египта
Характерной чертой всех причесок была строгость и четкость линий, за что они получили название «геометрических». Все волосы, плотно облегающие лицо с обеих сторон, разделяли продольным пробором и ровно постригали на концах. Верх парика был плоским. Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Египтяне носили искусственные бороды из волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому подбородку.
Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью. Прически походили на геометрическую форму - трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, они все же не отличались большим разнообразием, особенно у мужчин.
Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно - в период нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники - маленькие, круглой формы.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Чем отличаются мужские прически Месопотамии от Древнего Египта?
Чем отличаются женские прически Месопотамии от Древнего Египта?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 8-13 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 4. (1час)
Прически Древнего Востока.
Цель лекции: студенты будут знать прически Древнего Китая, Древней Японии и Древней Индии.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Прически Древнего Китая;
2.Прически Древней Японии;
3.Прически Древней Индии.
1.Прически Древнего Китая
Мужские прически всегда состояли из узла длинных волос, укрепленного на темени шпилькой. Волосы надо лбом, на висках тщательно расчесывались. В период маньчжурского господства завоеватели обязали китайцев брить переднюю часть головы, а оставшиеся на затылке волосы заплетать в косу.
В основе женских причесок лежал узел, пучок. Девушки носили волос распущенными, перевязывали их лентами. Заплетали одну или две височные косы. Иногда делали пучки над ушами, а волосы на затылке свободно распускали.
2.Прически Древней Японии
Мужские прически выполняли из полудлинных волос, поднятые вверх в виде небольших башенок. Прически императора и знатных мужчин представляли собой скрученные в жгут волосы, уложенные на макушке в пучки. Среди знати была распространена «прическа самурая». Волосы с теменной части сбривали, а с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, пропускали сквозь футляр (из бамбуковых палочек, позолоченного картона). «Хвост» укладывали на темени.
Женские прически состояли из нескольких элементов: петель, валиков, пучков. Для устойчивости в высокие прически бархатные валики, подушечки. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, для блеска.
3.Прически Древней Индии
У мужчин волосы были зачесаны назад, завитые волнами, с локонами на концах. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Дети и юноши волосы не стригли, носили их распущенными.
Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки. Вовнутрь пучка подкладывали подушечку или валик из шерсти животных. Актуальны были прически из одной или нескольких кос. Прически густо пропитывали маслами, что придавало блеск и предохраняло кожу головы от солнечных лучей. Украшали прическу гирляндами из живых цветов.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Какие прически делали женщины Древнего Китая?
Какие прически делали мужчины Древней Японии?
Какие прически делали мужчины и женщины Древней Индии?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 14-18 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 5. (1час)
Прически Античности.
Цель лекции: студенты будут знать прически Древней Греции и Древнего Рима.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Древняя Греция;
2.Древний Рим.
1.Древняя ГрецияВ Греции парикмахерское было на высоком уровне развития. Рабы- парикмахеры при выполнении прически соблюдали правила гармонии и эстетики. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.
В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самая распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку кольцевидных и серповидных локонов.
В женских прическах преобладали четкие очертания пучков и узлов. Туго уложенные пряди на затылке получили большое распространение. Эта прическа называлась «прическа гетеры». Со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса и получила название «греческий узел». Такая прическа считалась классической в Древней Греции.
2.Древний Рим.
Мужские прически представляли все возможные фасоны стрижек. Делались они из взбитых волос. Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. Прически не были сложными.
После введения христианства был принят новый вид стрижки волос – «тонзура». Его модно считать относящимся к церковнослужителям. Предшественницей этой стрижки была стрижка «апостола Павла», при которой передняя часть головы выбривалась. Эту стрижку носят и сегодня служители греко-католической церкви.
Женские прически делались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие объемные пучки. Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами. Когда в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали обесцвечивать волосы. Средства остается секретом.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Расскажите о прическах Древней Греции и Древнего Рима.
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 18-22 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 6. (1час)
Прически Средневековья и эпохи Возрождения.
Цель лекции: студенты будут знать прически Средневековья и эпохи Возрождения.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Прически Средневековья;
2.Прически эпохи Возрождения.
1.Прически Средневековья
В XII веке появляется профессия, родственная парикмахерской, - брадобрей. Брадобреи выполняли самые примитивные стрижки, делали прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы привели к тому, что на основе профессии банщиков и брадобреев появилась совершенно новая - фельдшер-полевой парикмахер.
Девушки франкских племен времен Меровингов (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми, поскольку это не мешало им в работе. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. Знатные женщины связывали волосы на затылке по-римски или же покрывали их платком. После 751 года, женщины носили посередине пробор и длинные не подвязанные сзади косы, плетение которых начиналось у самой головы.
В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра ранее представляла собой круглую шапку, простую по форме и украшению, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок, соединенных околышем. Митры изготовлялись из парчи и расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митры опускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара. Это был вначале высокий колпак конической формы, посередине шла полоса, переходящая в горизонтальный околыш. Тиара так же, как и митра, делалась из дорогих материалов.
2.Прически эпохи Возрождения.
Эпоху, сменившую средневековье, характеризуют как эпоху Возрождения (Ренессанс). Мужчины в то время носили волосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригались полукругом или эллипсообразно.
Прически делали как из прямых, так и из завитых волос. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками. Распространенная прическа - « Колба»- пробор. В такой прическе волосы зачесывались от макушки в разные стороны - от виска до виска. Через лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзади подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь.
Часто делалась «пейзанская» стрижка, где применялись перевитые украшения, локоны и многое другое. Использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что характерно для причесок Средневековья?
Что характерно для прически эпохи Возрождения?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 23-35 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 7. (1час)
Прически Нового времени.
Цель лекции: студенты будут знать прически стиля барокко, рококо и времен Директории.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Прически стиля барокко;
2.Прически стиля рококо;
3.Прически времен Директории;
4.Прически стиля ампир;
5.Прически направления Бидермейер.
1.Прически стиля барокко (конец XVI — середина XVII вв.)Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности. Распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину.
С 1624 года в моду входит пышный завитой парик. Завивали его горячим способом, при помощи пара, что было в то время большим новшеством. Во второй половине XVII века парикмахерское дело достигает большого расцвета. Парикмахеры делают всевозможные прически: "грива", "пудель". Они представляли собой большое взбитое "облако" из локонов, окружавших лицо.
Самой модной бородой этого времени считается "мушка" — маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком ХШ во Франции.
Женские прически стали более естественными. В моду входит прическа, которая укладывалась двумя полушариями. Делался прямой пробор и два змеевидных локона, ниспадающих на спину или плечи.
Затем появляется новая прическа "фонтаж". Она представляла собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локонов, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов.
2.Прически стиля рококо (первая половина XVIII в.)
Этот художественный стиль принес изящество, легкость, воздушность, утонченную хрупкость.
Прически на париках начинают постепенно уменьшаться. Носили прическу "кё": подвитые волосы зачесывали на затылке в хвост черной лентой, затем хвост стали убирать в мешочек из черного бархата. Такая прическа получила название "а-ля бурс".
Затем появились прически, в которых височные пряди завивались и укладывались по-разному. Затылок был гладкий. Снизу затылочные волосы обматывали кожаными ремешками в виде крысиного хвоста или заплетали косичку.
Во второй половине XVIII века прически становятся выше. Они представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой.
Для того чтобы выполнить такую прическу, нужно было прибегать к каркасам. Сверху на прическе укрепляли фигурки людей, кораблики.
Трудно назвать другой стиль, который бы украсил прически больше, чем стиль рококо: золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, чуга. Шпильки использовались в прическе десятками, а иногда и сотнями.
Было модно украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не увядали, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, перьями марабу.
3.Прически времен Директории (1795 — 1799 гг.)
В период Директории в моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи или непринужденно закалываются. Для этого пользовались различными заколками для волос.
Появляются утрированные и экстравагантные прически, в которых волосы как бы в беспорядке, создавая впечатление непричесанности.
Это течение, названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать свое влияние на весь уклад жизни и во Франции. Мода предпочитала греческий стиль, что привело к простоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно и зачастую закалывались только одной шпилькой, брошью или просто связывались узлом.
Наряду с этим носили и укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще с украшениями в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящих камней. Все это свидетельствует об отсутствии единства стиля в те годы.
Прически времен Великой французской революции отличаются пестротой, в них нет однообразия. Парики "грива", "узел", "кошелек", "хвост" были объявлены вне закона. Прически горожан представляли собой свободно распущенные на плечи волосы. Длина их то увеличивалась, то сокращалась. Иногда на лбу выстригалась челка, а на затылке завязывался хвост. Впоследствии эта прическа стала более аккуратной и среди буржуа получила название "поросячий хвостик", так как волосы скрепляли в виде небольшого хвостика. Цвет волос в прическах был естественным. Буржуа надевали небольшие парики орехового или каштанового цвета.
Появляются также экстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос, с затылка зачесанных наперед, а с боков, на висках заплеталось по одной тонкой косичке, которые сзади соединялись и перевязывались.
4.Прически стиля ампир (первая четверть XIX в.)
Прически делались исключительно на передней части головы, а лоб ограничивали мелкие ниспадающие локоны.
Разнообразие локонов: спиральных, круглых, плоских и пр.
Действительно, в те времена умели мастерски создавать переход от сплетенных частей прически к плоским ее частям.
5.Прически направления Бидермейер (1815 — 1848 гг.)Характерная особенность — крупные плотные локоны, которые укладывались с обеих сторон головы, благодаря чему получалась прочная, как бы, выточенная из камня форма прически.
Далеко выступавшие пышные боковые локоны или сдутые боковые пуфы, стоячие петли и косы требовали от парикмахера очень высокого мастерства.
Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завитками, кольцевым плетением и спиральными локонами. Такие прически отличались высоко стоящими петлями, крученными и плетенными косами, боковыми локонами.
Наряду с этим прически отделывались украшениями, перьями и бантами в самых различных вариантах.
Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними, с небольшими изменениями. Мужчины продолжают носить короткие прически. После войны 1812 года распространились прически из полудлинных волос — "а-ля мужик".
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что характерно для причесок Нового времени?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 36-53 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 8. (1час)
Прически Новейшего времени.
Цель лекции: студенты будут знать прически 20-х, 40-х, 50-60-х годов.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Прически 20-х годов;
2.Прически 40-х годов;
3.Прически 50-60-х годов.
1.Прически 20-х годовБуржуазная революция 1848 года положила конец увлечению бидермейерским стилем. Последовали годы развития капитализма, шедшего в ногу с техническим прогрессом.
В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивки, окрашивание волос всевозможными химическими составами.
Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин, различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, филировочные ножницы, совершенствуется технология стрижек, применяются новые методы, операции, способы.
Вначале прически короткой стрижки были сравнительно однообразны. Особенно излюбленной была "пажеская прическа" с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе.
2.Прически 40-х годов
Прически предвоенного времен были довольно просты и носили "спортивный" характер. Мужчины продолжали носить короткую стрижку разных фасонов: "бокс", "ежик", "бобрик", "каре". B сельской местности мужчины часто сбривали волосы целиком. Носили небольшие усы, бороды — очень редко.
Женские прически довоенного времени преимущественно делались из кос. Укладка их была различной: типа "корзиночки" (от уха до уха), "короны" (вокруг головы) и "венчика". Носили и короткие стрижки — "польку", "фокстрот".
В период Великой Отечественной войны распространяются прически с валиками, одним или двумя коками по сторонам бокового или прямого пробора. Прически делаются из полудлинных волос, концы которых завивают внутрь. Сохраняются прически с короткими стрижками, а также с косами. Прически после военных лет в основном сохранились те же, что и в годы войны, но с некоторыми изменениями. Волосы надо лбом укладываются в трубочки.
3.Прически 50 — 60-х годов
В конце 50-x — начале 60-х годов распространяется прическа "колокол" получившая название за свой силуэт. С распространением этой прически меняется цвет волос — становится модным цвет бронзы, платины, латуни, меди. В прическах преобладают красные и желтые цвета разных оттенков. В это же время распространяются небольшие аккуратные прически типа "клевер", "кошачьи ушки", "пони".
Молодые девушки и женщины 50 — 60-х годов, ХХ века стали подражать модным прическам актрис французского кино — Бриджит Бардо, Марины Влади. Длинные белокурые волосы, свободно падающие на спину и плечи, надолго вошли в моду.
С середины 60-х годов молодежь начинает носить сначала полудлинные, а затем и длинные прямые волосы. Эти прически получили название "битлз", "финский мальчик", "шведский мальчик". Постепенно мужские прически стали укорачиваться. Начали носить "ступенчатую" стрижку, прически с челками.
В конце 60-х годов мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки.
В конце 60-х годов возрождается давно прошедшая и не возобновлявшаяся с времен Великой французской революции 1789 года мода на парики, их носили как женщины, так и мужичины.
Во второй половине XХ века стиль "ретро" наложил свой отпечаток и на прически. Появилось увлечение свободными, мягкими волнами причесок 30-х годов. Особенно это коснулось маленьких причесок со стрижками. Волны в первой половине ХХ века делались при помощи фена, затем паровой, холодной и химической завивок.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Какие прически носили в 20-х, 40-х, 50-60-х годах?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 54-66 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Предусмотрены практические занятия: № 2. Составление инструкционно-технологической карты по выполнению причесок Древнего Мира, № 3. Составление инструкционно-технологической карты по выполнению причесок Древнего Востока, № 4. Составление инструкционно-технологической карты по выполнению причесок Античности, № 5. Составление инструкционно-технологической карты по выполнению причесок Средневековья и эпохи Возрождения, Практическое занятие № 6. Составление инструкционно-технологической карты по выполнению причесок Нового времени, № 7. Составление инструкционно-технологической карты Новейшего времени.
Тема 2.2. Выполнение причесок с моделирующими элементами
Лекция № 9. (3часа)
Стиль и мода в искусстве прически.
Цель лекции: студенты будут знать классификацию стилей, цветотип по временам года и типы колорита.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие, плакаты.
План и содержание лекции:
1.Классификация стилей;
2.Цветотип по временам года;
3.Типы колорита.
Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его исторического развития.
1.Классификация стилей:
Классический стиль. Для этого стиля характерны прически со строгим, четким геометрическим силуэтом и формой, классическими элементами (волны, скульптурные локоны, пучки, валики, гладкие линии). Тональное решение форма прически или стрижки передается в контрасте цветов (черно-белая, черно-красная, черно-желтая и т.д.).
Спортивный стиль – свободный, практичный, комфортный, выражается четкостью формы, короткой стрижкой, сочетанием светлых оттенков волос (эффект выгоревших волос) и прямыми линиями в оформлении прически.
Романтический стиль – возвышенный, благородный, таинственный, представлен мягкими, округлыми формами, плавными линиями, природной гаммой цвета волос (шатен, оттенки каштанового, темно-русый). Прически выполняются из полудлинных волос, с элементами локонов, кудрей, волн.
Фольклорный стиль. Отличается плавными, округлыми или графическими сочетаниями линий, природной гаммой цвета волос (золотистые, русые, светло-каштановые, иногда черные оттенки). Прически выполняются из полудлинных и длинных волос, с элементами плетений, кос, жгутов, узлов.
Авангардный (креативный) стиль. В прическах и стрижках используются самые невероятные сочетания элементов, цвета (иногда совершенно несовместимые: зеленый, синий, розовый).
2.Цветотип по временам года
Зима – контрастный, холодный тип. Кожа белая с легким румянцем, глаза темные (карие, вплоть до черных). Волосы черные с синеватым отливом или темно-каштановые, редкая рыжина на кончиках посеченных волос. При выборе цвета следует выбирать контрастные цвета, например белый или черный. Им подойдут интенсивный рубиново-красный, едко-розовый, лиловый и темно-фиолетовый, темно-синий оттенки.
Весна – идеальны светлые, теплые, ясные цвета, нежные, без примеси серого и черного. Размытые тона проигрывают, поскольку в них люди Весны выглядят пресно. Кожа нежная, прозрачная, с персиковым румянцем. Глаза голубые, бирюзовые, зеленые до золотисто-карего. Волосы льняные, соломенные, бежевые, медовые, светло-рыжие. При выборе цвета хороши теплые оттенки весеннего цветения: персиковый, лосося, теплый кораллово-красный, верблюжье-рыжий, молочно-шоколадный, золотисто-бежевый.
Лето – пепельный оттенок волос и голубоватая подкожная подсветка. Загар всегда получается ореховым или бронзовым, но иногда красноватым. Глаза серо-голубые, светло-голубые, серо-зеленые, ореховые. Этот тип является самой благодатной формой для поиска смелых решений.
Осень – это привлекательный «хамелеон». Цвет кожи достаточно интенсивен: от густо-золотого, беж до отчетливого персикового. Заметна желтовато-золотая подсветка. Характерная особенность кожи – полное отсутствие румянца. Люди осеннего типа быстро получают ожоги. Глаза невероятно выразительные: прозрачно-бездонные, иногда пылающие. Диапазон цветов – от лучистого светло-голубого до янтарного и насыщенного оливкового, от золотисто-карего до темно-карего. Характерный цвет волос – рыжий: от морковного и медного до каштанового. Среди осеннего типа встречаются блондины, но обязательно с рыжеватым отливом. Для окраски волос идеальны теплые коричневые, все красноватые, золотисто-бежевые до яркой ржавчины и шоколадные оттенки. Следует избегать черного и белого тонов.
3.Типы колорита
Светлый колорит. Все краски лица имеют слабую насыщенность, «прозрачны». Как правило, это блондины со светлыми бровями и ресницами, иногда альбиносы или те, у кого белая седина. Этим людям подходят нежные, пастельные тона и их комбинация с цветами средней яркости. Слишком резки для них темные тона и контрастные сочетания ярких чистых цветов.
Приглушенный колорит. Характерны неяркие краски: бледная кожа, цвет волос и глаз не светлый и не темный, скорее средней насыщенности. Не слишком хороши темные глубокие или кричащие цвета, а также сочетание белого с черным.
Яркий колорит. Все краски внешности яркие и насыщенные: загорелая либо смуглая кожа, темные или эффектного цвета волосы, яркие глаза. К этому колориту можно отнести африканцев, мулатов, метисов, латиноамериканцев.
Контрастный колорит. Этот тип предполагает светлую контрастность в лице, например светлая кожа и черные волосы или темно-карие глаза и светло-золотистые волосы.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Какие стили бывают? Какой стиль вам подходит больше всего и почему?
Какие цветотипы по временам года вы узнали?
Какие типы колорита существуют?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 69-84 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 10. (2часа)
Классификация причесок.
Цель лекции: студенты будут знать виды причесок и их особенности, характеристику причесок по возрастным группам, характеристика причесок по назначению.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие.
План и содержание лекции:
1.Виды причесок и их особенности;
2.Характеристика причесок по возрастным группам;
3.Характеристика причесок по назначению.
1.Виды причесок и их особенности
В зависимости от назначения прически условно можно разделить на две категории: бытовые и зрелищные.
Бытовые прически (современные), в свою очередь, подразделяются на повседневные и нарядные. Далее эти прически можно подразделить на подгруппы в зависимости от использования в различное время дня и для различной окружающей обстановки: днем, вечером, в помещении (дома, в театре, на работе), на улице. Прически для работы также разнообразны. Это зависит от влияния сезонных изменений погоды, необходимости использования головных уборов.
Зрелищные прически в зависимости от вида и жанра зрелищного искусства могут быть предназначены для выступления в театре, на эстраде, в цирке, а также могут являться частью карнавально-маскарадного костюма. Во всех случаях они имеют ярко выраженную целевую направленность, они подчеркнуто индивидуальны, так как должны давать наиболее полное представление о художественном образе и очень часто оказываются прочно связанными с той или иной «сценической маской».
2.Характеристика причесок по возрастным группам
1. Детские прически, юношеские – отвечать требованиям: удобство, универсальность.
2. Для молодежи (до 30 лет) допускается модная, яркая окраска, очень короткие стрижки
3. Прически для среднего возраста должны быть модными, индивидуальными, легко трансформироваться, цвет волос необходимо подбирать с учетом цвета кожи лица.
4. Прически для людей старшего возраста. Мужчинам не рекомендуются стрижки с коротким затылком, с тушевкой. Женские стрижки короткой и средней длинны, не рекомендуется яркая насыщенная окраска. Рекомендуется х\з различных видов, в основном как основа под прическу. Укладка должна прикрывать краевую линию роста волос, полностью или частично, т.к. это является отвлекающим моментом от морщин. Для выполнения укладки можно использовать бигуди.
5. Унисекс – прически вне возраста, Онесекс – прически вне пола.
Виды причесок для возрастных групп
Прически для юношества и молодежи. При выполнении причесок для детей младшего возраста необходимо учитывать структуры волос и индивидуальные особенности ребенка. До 14 лет нельзя применять филировочную бритву, выполнять окраску и химическую завивку. Чаще прически выполняются для девочек из длинных волос – различные виды плетений, косы, применение зажимов, ободков, лент, часто используют густую или редкую челку длиной до бровей. Если прическа выполняется на коротких волосах, то она должна быть легко трансформируемой самим ребенком, удобной, несложной при укладке. Для старшеклассников рекомендуются более разнообразные, многовариантные прически. Девушкам можно предложить легкие различного вида химические завивки, а также легкое мелирование и тонирование волос. Хорошо подходят стрижки "каре" различной интерпретации.прическа должна быть модной и индивидуальной. Для юношей походят стрижки из длинных и коротких волос, выполненные таки образом, чтобы они не мешали при работе и занятиях спортом.
Прически для молодых (до 30 лет) строятся на основе причесок романтического и спортивного характера. Допускается модная, яркая окраска волос, ярко выраженная асимметрия, торчащие хохолки, очень короткие стрижки с тушевкой на затылке и височных зонах. Прически для женщин среднего возраста должны быть модными, индивидуальными, легко трансформируемыми, цветовая гамма волос должна быть модной, насыщенной, но не яркой, кричащей. Цвет волос необходимо подирать с учетом цвета кожи лица и макияжем. Допускаются стрижки на различной длине волос статичных форм, легко трансформируемые, многовариантные. Допускается применение постижерных изделий. Мужчинам можно предложить стрижки различного вида, скрывающие индивидуальные особенности.
Прически для людей старшего возраста. Мужчинам не рекомендуется носить короткие стрижки с тушеванным затылком и висками.не рекомендуется применение постижерных изделий (парики, накладки). Женщинам можно предложить стрижки из коротких и средней длины волос. Не рекомендуется яркая, насыщенная окраска. Химическая завивка различных видов, но в основном рекомендуется как опорная завивка. Укладки должны выполняться таким образом, чтобы они прикрывали краевую линию роста волос полностью или частично, так как это является отвлекающим моментом для морщин. Если полностью седина, то ей можно придавать при помощи подкрашивающей шампуни только оттенок. Не допускается применение торчащих хохолков и мокрого эффекта, а также изобилие всевозможных дополнений. Часто для выполнения укладки используют бигуди.
3.Характеристика причесок по назначению.
1. Прически для коктейля – могут быть дневные или для раннего вечера. Для вечернего коктейля допускается яркая окраска, яркие, блестящие украшения и дополнения, постижерные изделия и дополнения. Для дневного коктейля – это прически более умеренные, без излишеств, но с элементами экстравагантности.
2. Конкурсные прически – разделяются на несколько видов: вечерние, повседневные, перспективные, фантазийные.
Повседневная конкурсная прическа, отвечающая условиям конкурса и направлению моды. Она не сложна по композиции, имеет строгий определенный силуэт, не допускается использование украшений и большого постижерного изделия.
Вечерняя конкурсная – в этой прическе допускается яркая окраска модного направления, а также различные виды постижерных изделий, украшения.
Фантазийная или карнавальная – эти прически построены на основе легенд сказок или за основу берется мир флоры и фауны. Этот вид прически требует больших технологических знаний и умений. Эти прически дают возможность мастеру проявить свои творческие способности. В них находят свое выражение новые линии и формы, а также совершенство технических приемов.
Перспективная прическа – которая идет в авангарде моды, в ней используются прогрессивные методы укладки, окраски и стрижки волос. Такие прически идут в авангарде моды и являются стимулом для творческой работы мастера.
3. Бытовые прически (дневная) – прически, которые носят каждый день на работу или дома. Эти прически должны отвечать индивидуальным особенностям и направлению моды. В бытовых прическах намечаются элементы вечерних причесок. Прическа должна быть легко трансформируемой и удобной в эксплуатации.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 85-94 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 11. (4часа)
Основные композиции прически.
Цель лекции: студенты будут знать основные композиции прически.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие.
План и содержание лекции:
1.Ее сущность и основные законы;
2.Свойства композиции;
3.Композиция лицевой части прически;
4.Значение цвета в прическе.
1.Ее сущность и основные законы
Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими средствами композиции является совокупность следующих параметров: объем, силуэт, пропорция, ритм, линия, цвет, контраст, нюанс, симметрия и ассиметрия. Композиция – творческий процесс. Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждого элемента и вносит ясность, простоту и силу воздействия.
Композиция прически – это расположение, соединение в единое целое ее составных частей, выражающих основную идею данной модели. Различают два вида композиции: - объемную и плоскостную.
Основой композиции является совокупность образующих ее форм частей, соотношение этих частей, общие пропорции, силуэт.
Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.
Композиция прически – это соединение элементов прически в единое целое, объединенное общим замыслом. По композиции прически можно определить характер ее построения и время выполнения. Размещая детали прически со смысловым значением на том или ином месте должно быть определенно общей формой прически другими деталями и особенностями композиции построения.
Детали, прямо связанные с доминирующей деталью, образуют композиционный центр прически. В сложных моделях возможно наличие нескольких композиционных центров, подчиненных друг другу. Каждый из этих центров является доминирующим на своем участке, и должен быть связан с другими, и подчиняться одному главному композиционному центру и композиции прически в целом. Насколько удачно будет решена композиция прически в целом, зависит красота и выразительность всей модели. Если нет сочетания в пропорции, объеме, элементах прически, то тогда доминируют диспропорция и дисгармония. В любой модели должна быть целостность, последовательность, гармония линий, деталей, формы и силуэта.
Гармония – согласованность частей единого целого, то есть прически, элементов и образа в целом.
Модельер, создавая прически, показывает все свои знания основ построения композиции. Именно по применению этих основ можно дать оценку работы мастера.
Композиция прически – это расположение составленных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.
Компоненты композиции: форма, силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Единство формы и образность формы – передают дух времени. Силуэт – это одноцветное контурное изображение, рассматривается как двухмерная плоская фигура.
Основными законами при создании композиции являются:
1) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;
2) наличие композиционного центра;
3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, а также с лицом и фигурой человека.
2.Свойства композиции
Масса — это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д. Прежде всего, масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна. Статичная форма прически всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос. Оценка массы прически часто происходит по расположению какой-либо детали относительно лица человека. Например, узел или пучок, расположенный на теменной части, давит на лицо, голову. Этот же узел, но находящийся на нижней части затылка, в целом облегчает прическу.
Масса прически также зависит от степени ее объемности: в прическе одной и той же формы прямые волосы выглядят легче, завитые на бигуди. Это касается как отдельных деталей, так и всей формы. Максимальной массой обладают формы: куба, цилиндра, шара. С изменением величины меняется и масса прически, т.е. большей по величине форме соответствует и большая масса. На изменение массы формы также влияет характер украшений.
Фактура поверхности имеет большое значение в моделировании для выявления объемности формы, ее массы и т.д. Общая блестящая гладкая поверхность в прическе статичной формы придает ей массивность, но несколько уменьшает объем, особенно в прическах из темных волос. Негладкая, предположим гофрированная, поверхность зрительно увеличивает объем, масса же в таком случае больше связана с цветом.
Симметрия в прическе Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия. В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности. Осью симметрии в прическе принято считать воображаемую вертикальную линию, проходящую через середину лица и затылка. Асимметрия в прическе Для придания динамичности моделям причесок применяются асимметричные решения, которые могут быть заложены как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.
Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица. Главное условие целостности асимметричной формы прически – это ее композиционная уравновешенность.
3.Композиция лицевой части прически
Все детали, обрамляющие лицо, и форма прически в целом должны, с одной стороны, отвечать требованиям моды, с другой – соответствовать личности человека (быть естественными для данной моды или исторического стиля), причем эти соответствия включают в себя и форму деталей, и их величину (возможно цвет), и технику их выработки, и направление прядей, их компоновку в рамках модного силуэта (анфас и профиль), что в совокупности должно придавать образу человека определенный стиль.
4.Значение цвета в прическе
Дисгармония возникает тогда, когда сталкиваются разные цветовые энергии, например, соединяются цвета разные по тональности, по «характеру», или когда рядом находятся цвета с сильным эмоциональным воздействием, такие как фиолетовый и красный.
Фиолетовый – мистический цвет, а красный – самый «земной», и человек, смотрящий на них, может испытать шок или оцепенеть. Если цель – шокировать, то это оправдано. Только после глубокого анализа исходных данных и четкого представления о желаемом результате (согласованного с клиентом), можно преступать к стрижке и окраске.
Светлота – способность цветной поверхности отражать большее или меньшее количество попадающих лучей света. Круг естественных цветов по Гете Основной треугольник - синий, красный, желтый. Перевернутый треугольник – фиолетовый, оранжевый, зеленый. Смешанный цвета второго порядка – сине-зеленый, сине-фиолетовый.
Различают следующие виды сочетаний:
1.Контрастные сочетания – цвета расположенные друг против друга. (фиолетовый +желтый)
2. Менее гармоничное сочетание цветов расположенных по углам треугольников (синий + желтый)
3. Нюансовые (монохромные) голубой +синий. Красный, оранжевый, желтый и их оттенки человеческий глаз воспринимает как теплые; Синий, фиолетовый – как холодные тона.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 95-121 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 12. (4часа)
Законы пропорционального соотношения в прическе.
Цель лекции: студенты будут знать коррекцию фигуры прической, коррекцию различных типов лица прической и коррекцию формы головы прической.
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие.
План и содержание лекции:
1.Коррекция фигуры прической;
2.Коррекция различных типов лица прической;
3.Коррекция формы головы прической.
1.Коррекция фигуры прической
При помощи прически можно скорректировать фигуру в целом, создать правильное гармоничное сочетание между формой, величиной прически и размерами фигуры. Различают несколько основных типов фигур:
1.коренастая (крепкого сложения, невысокая и широкоплечая) фигура – для женщин с такой фигурой рекомендуются прически средних объемов, приподнятых на темени и макушки. Детали прически должны быть крупными. Не рекомендуется выполнять прически с мелкими кудрями, расширенных в области щек, а также следует избегать причесок большого объема и приглаженных форм. В мужских прическах височно-боковые зоны нужно сделать пышными. Рекомендуется открывать лоб. Можно выполнить прическу с пробором, направляя волосы как вперед, так и назад. Детали должны быть крупными.
2.высокая полная фигура – для женщин с такой фигурой рекомендуются объемные прически с пышными деталями. Следует избегать коротких стрижек и удлиненных причесок, которые зрительно уменьшают размер головы. В мужских прическах следует приподнимать теменную зону и макушку. Виски пышные, на затылке волосы удлиненные. Детали в прическах крупные. Не рекомендуются маленькие гладкие прически.
3. высокая худая фигура – для людей с такой фигурой рекомендуются прически пышных форм, больших объемов. Прически с вытянутыми линиями следует избегать. Детали должны быть крупными. Теменная зона не должна быть приподнятая.
4. миниатюрная фигура – для такой фигуры наиболее подходят прически небольшого объема, приподнятые на теменной зоне с мелкими деталями. Хорошо подойдут гладкие и слегка волнистые волосы, короткая стрижка.
5. сутулая фигура – длинные и пышные волосы в области нижнего затылка хорошо скрывают сутулость. Причесок с гладким плоским затылком следует избегать. Короткая стрижка с объемной пышной челкой направленной на лицо не подойдет для сутулой фигуры.
6. фигура с широкими плечами – рекомендуются пышные прически с волосами до плеч. Если фигура не высокая следует сделать объем на теменной зоне. Нужно избегать коротких гладких причесок, т.к. они только подчеркнут ширину плеч.
7. фигура с покатыми (округленными) плечами – при покатых плечах хорошо смотрится прическа с прямым пробором, когда волосы в области скул и висков уложены пышно от лица. В теменной зоне прическа должна быть пышной. Причесок с плоскими височными зонами следует избегать.
8. фигура с широкими бедрами – для женщин с такой фигурой подойдут прически с пышными височно-боковыми зонами, т.е. расширенные виски или расширенная прическа в области щек помогает отвлечь внимание от широких бедер. И широкая горизонтальная линия зрительно поднимается вверх. Следует избегать причесок вытянутых форм, с короткими или плоскими височно-боковыми зонами.
2.Коррекция различных типов лица прической
1. Овальная форма лица
Такое лицо считается идеальным, т.е. классическим. Обладателям такого лица можно носить прически любого вида – от самых коротких, до очень длинных.
При овальной форме лица выбор прически должен основываться на особенностях волос, персональных предпочтениях, возрасту и другим критериям. Короткая прическа с объемной филированной челкой до уровня глаз дает возможность выглядеть моложе, а прическа с длинными кудрявыми волосами подчеркнет вашу женственность. Пышная короткая «шапочка» придаст вам элегантность, шарм.
2. Круглое лицо
Такая форма лица характеризуется, прежде всего, широкими скулами, плавно переходящими в подбородок и лоб. Такое лицо выглядит плоским и довольно крупным, однако с помощью хорошо подобранно и умело выполненной прически эти незначительные недостатки можно легко скрыть.
Для обладателей круглого лица разработаны следующие советы:
1. Придерживайтесь высоких причесок, они визуально вытягивают лицо, делая его овальным.
2. Отдавайте предпочтение прическе с пышной косой челкой, которая зрительно помогает уравновесить пропорции лица.
3. Отпустите волосы большой длины, лучше всего, если они будут прямые.
4. Отдавайте предпочтение косым проборам, они помогут скрыть неправильные пропорции лица.
5. Чтобы скрыть широкие скулы и сделать лицо визуально уже, используйте филированные пряди – укладывая их на лицо, слегка подкручивая их внутрь.
6. Нужно перенести на верхнюю часть головы объемную прическу.
7. Рекомендуется использовать в прическах ассиметричные элементы, такие как проборы, длину, завивку и т.д.
Не рекомендуется делать прямые проборы, зачесывать назад полосы и носить широкие прически – это сильно увеличит ваше лицо. Категорически не рекомендуется использовать круглые прически, повторяющие форму вашего лица.
3. Квадратное лицо
Такая форма лица отличается широкими лбом и челюстью. Лицо выглядит довольно объемным и угловатым.
Скрыть недостатки лица помогают следующие советы:
1. Отдавайте предпочтение в прическе мягким и асимметричным линиям, например, косому пробору или подобной челке.
2. Чтобы уравновесить пропорции лица нужно перенести основную массу волос на одну из сторон головы.
3. Вьющиеся длинные волосы визуально уравновесят пропорции лица.
4. В прическе рекомендуется использовать детали, имеющие разные направления, это смягчит угловатость лица и подбородка.
5. Основную массу волос лучше перенести на затылок или боковые участки головы.
Для квадратной формы лица не рекомендуется делать прически с длинной и прямой челкой, с гладкими зачесанными назад волосами – это сделает лицо открытым и только подчеркнет его недостатки.
4. Прямоугольная форма лица
Она характеризуется достаточно высоким лбом и вытянутой челюстью. Лицо выглядит из-за этого очень длинным, поэтому чтобы скрыть этот недостаток рекомендуется:
1. Старайтесь придерживаться средней длины волос – до подбородка.
2. Густая и объемная прическа поможет прикрыть лоб.
3. Чтобы зрительно расширить лицо концы волос следует подкрутить внутрь.
4. Прически с прямым пробором также помогут сгладить недостатки данного типа лица.
5. Мягкие начесы и локоны следует выполнять только на боках головы.
6. Самая объемная часть волос должна располагаться на уровне бровей.
7. Можно либо совсем прикрыть уши, либо уложить волосы за ними таким образом, чтобы подкрученные кончики выглядывали снизу.
Прически с поднятыми со лба волосами и с прямыми волосами большой длины не рекомендуются, так как и то и другое лишь увеличит недостатки данного типа лица.
5. Треугольное лицо (сердце)
Такое лицо характеризуют широкие скулы, увеличивающие его верхнюю часть, и узкий подбородок, сужающий его книзу.
Приблизить лицо к идеальной форме можно выполняя следующие советы:
1. Прически с пышной длинной челкой зрительно уменьшают размер скул.
2.Подкрученные внутрь волосы на уровне подбородка сделают лицо пропорциональным.
3. Следует выбирать такую прическу, чтобы самая ее широкая часть располагалась на уровне мочек ушей.
4. Уши стоит оставить полуоткрытыми.
5. Высокая прическа приближает этот тип лица к овальному.
Не рекомендуется делать прически с короткой челкой, они увеличивают лоб, тем самым, усиливая контраст между нижней и верхней частями лица, также лучше не использовать прически с зачесанными назад волосами.
6. Треугольное лицо (груша)
Характеризуется узким лбом и широкой челюстью. Чтобы расширить лоб, необходимо частично прикрыть его. Волосы в прическе необходимо направить вверх и в ширину.
7. Вытянутое лицо
Характеризуется сужением горизонтальных и удлинением вертикальных линий лица. У такого типа лица обычно высокий лоб и удлиненный подбородок. В прическах детали должны прикрывать лоб, при этом лицо зрительно укорачивается. Пышные детали прически на уровне скул и подбородка расширяют удлиненное лицо, следует избегать вертикальных линий и прямых длинных волос. Нижняя линия прически должна заканчиваться на уровне подбородка.
8. Трапециевидное лицо.
Характеризуется тяжелым подбородком и маленьким узким лбом. Рекомендуется прикрывать волосами нижние части щек. Для такого типа хорошо подойдет ассиметричная прическа. В прическах из коротких волос нужно делать пышными волосы в области висков. Нижняя граница прически должна быть ниже линии подбородка.
9. Ромбовидное лицо (скуластое).
Характеризуется узким лбом, широкими скулами и узким подбородком. Для такого типа подходят все прически, детали которых прикрывают скулы с мягкими линиями и длиной до плеч. Зрительно расширить лоб поможет прямая челка. Не рекомендуются прически с прямым пробором и волосами, зачесанными назад.
3.Коррекция формы головы прической
К идеальной форме головы подходят практически все стрижки. Существует несколько основных типов:
1.вытянутая форма головы – при такой форме головы волосы фронтальной зоны не следует стричь слишком коротко. Стрижки и укладки должны быть слегка приподняты. На затылочной зоне волосы стригутся короче, на висках лежат свободно.
2.круглая форма головы – при такой форме головы на фронтальной и затылочной зоне прическа должна быть пышной, на височно-боковой зоне волосы лежат гладко.
3.заостренная форма головы – при такой форме волосы на теменной зоне следует приподнимать, объем необходим в области макушки и затылка.
4.форма головы, скошенная к низу – при такой форме волосы на височно-боковых зонахлежат плоско. Необходим объем в области макушки и затылка.
5. приплюснутая форма головы – при такой форме объем необходим на теменной зоне, на затылке волосы лежат гладко.
Профили
1. Выпуклый профиль (нет подбородка и лба): необходимо сделать более массивную челку и оставить сзади волос.
2. Вогнутый профиль (выпуклый лоб и подбородок): нельзя сзади оставлять длину и открывать лоб. Необходимо волос убирать назадили делать короткую стрижку.
3. Угловатый профиль (низкий лоб, выпуклый подбородок): необходимо открыть лоб, поднять челку вверх и сделать на затылке удлинение.
Коррекция отдельных недостатков лица прической.
Лоб с залысинами: рекомендуется выполнять прическу с прямым пробором или челкой без пробора. Причесок с боковым пробором следует избегать.
Большой покатый лоб: делает лицо непропорциональным. Основная часть лица резко контрастирует с верхней ее частью. Рекомендуется зрительно увеличить лобную область прически, с помощью пышной объемной челки, направленной на лицо. Пышная челка должна быть уравновешенна в прическе объемным затылком. Длина волос может быть любой.
Маленький выпуклый лоб: рекомендуется прилегающая челка, которая начинается от макушки или середины теменной зоны.
Большие оттопыренные уши: рекомендуется прическа, при которой уши не будут выступать за ее основной контур. Недопустимы прически с гладко зачесанными назад волосами, ассиметричными линиями или с линиями, повторяющими форму ушей.
Широко расставленные глаза: рекомендуется расчесывать волосы к лицу. Прикрывая ими лоб и виски. Можно направить волосы к переносице, так как это будет отвлекающим моментом.
Близко посаженные глаза: область лица около глаз следует открыть и придать пышность прически на уровне глаз, а щеки можно слегка прикрыть волосами.
Маленький подбородок: для уравновешивания деталей лица лоб следует прикрывать челкой. Необходимо создать объем и пышность прически на уровне носа и подбородка. Нижнюю часть щек следует прикрыть. Длина прически должна быть ниже линии подбородка.
Скошенный подбородок: рекомендуется прическа с вытянутой вперед челкой. Пышные волосы в области нижнего затылка направленны от лица. Часть лица, ниже мочки уха необходимо оставить открытой.
Тяжелый подбородок: рекомендуется прически с пышной челкой, облегченные в нижней затылочной зоне. Макушка пышная. Для мужчин можно рекомендовать удлиненные бакенбарды и бороды, а так же удлиненные волосы на висках.
Большой крючкообразный нос: рекомендуется прическа пышная в области висков и затылка с большой объемной челкой направленной на лицо. Скулы и уши следует прикрыть волосами. Контур прически должен быть в мягких плавных линиях.
Мясистый нос: рекомендуется прическа простых форм с направленной вперед челкой и пышным затылком. Скулы и уши следует прикрыть волосами. Необходимо придать пышность прическе в нижней и средней части затылка.
Маленькой нос (плоский профиль): рекомендуется прическа с волнистыми пышными волосами. Лоб и уши следует открыть. Не рекомендуется большая челка.
Длинный нос: в прическах следует избегать симметрию, она только подчеркнет этот недостаток. Рекомендуются пышные прически с челкой и кончиками волос, уложенными на лицо. Проборы и челку лучше сделать косыми. Не рекомендуется прическа с гладко зачесанными назад волосами.
Толстая короткая шея: не следует носить прически с длинными волосами. Длина волос должна достигать середины шеи, это помогает зрительно удлинить шею. Так же в прическах должны присутствовать вертикальные линии. Следует избегать очень коротких стрижек и пышных причесок на уровне шеи.
Длинная худая шея: в таком случае хорошо подойдет стрижка «каре» из средней длины волос с подкрученными внутрь концами. Челка не обязательна. Не рекомендуется прическа с открытой шеей.
Крупные черты лица: хорошо подойдет прическа из длинных волос. В ней не должно быть резких переходов, все элементы должны плавно переходить друг в друга.
Мелкие черты лица: хорошо подойдут маленькие завитки. Они придадут лицу изящности. Можно приоткрыть мочки ушей.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Как можно скорректировать фигуру прической?
2.Как можно скорректировать различные типы лица прической?
3.Как можно скорректировать форму головы прической?
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 122-141 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Лекция № 13. (4часов)
Особенности моделирования причесок
Цель лекции: студенты будут знать особенности моделирования причесок
Используемое оборудование, материалы: учебное пособие
План и содержание лекции:
1.Основные принципы моделирования;
2.Правила при работе над прической
1.Основные принципы моделирования
Существует большое разнообразие причесок, но по характеру построения в зависимости от направления волос их можно разделить на 4 основных принципа:
1. обратный принцип: все волосы в прическе этого типа направляются назад от лица, ото лба, от затылка. Это самый распространенный вид причесок, который хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. Прически этого типа хорошо выполняются из коротких и длинных волос.
2. передний принцип: все волосы этого типа имеют направление вперед от затылка на лоб, причем желательно, чтобы волосы нижней части затылка были удлиненные, т.к. они направляются против роста волос. Встречается этот тип очень редко, т.к. сложен в исполнении и пригоден только для женщин.
3. ацентральный принцип: в прическах этого типа волосы направленны от макушки в разные стороны к краевой линии роста волос. Такое направление соответствует естественному их росту. Прически этого типа могут быть выполнены как из коротких, так и из длинных волос. Одинаково хорошо подходит и мужчинам и женщинам.
4. концентрированный принцип: все волосы этого типа зачесаны вверх к макушке. Выполняются такие прически на полудлинных и длинных волосах, только для женщин.
В чистом виде каждый принцип встречается очень редко, но определенный принцип должен быть доминирующим в направлении волос прически. Очень часто эти принципы комбинируются между собой, и тогда такой принцип называется комбинированным.
2.Правила при работе над прической
1) прежде всего необходимо поточнее выяснить назначение прически и по возможности лучше понять или почувствовать образ клиентки, ее стиль, вкус. Возникшую идею прически уточнить с клиенткой (слово "прическа" в данный момент следует понимать очень широко - это может быть просто стрижка);
2) прислушиваясь к пожеланиям клиентки, выбрать нужную форму прически и главных деталей с учетом исходных данных - стрижки, фактуры и цвета волос, формы лица, головы и т. д., избрать композиционный прием с оценкой предполагаемой формы как "снаружи", так и "изнутри";
3) продумать композицию прически с учетом единства характера формы - способы соединения (композиционный центр) отдельных деталей, разработать второстепенные детали, необходимые для соединения или декоративных целей с учетом направлений отдельных прядей и основных формообразующих линий; прикинув основные пропорции, избрать масштаб прически, сравнивая предполагаемый силуэт прически с особенностями лица, шеи (посадка головы);
4) разработать технологию - схему накручивания кольцевых локонов или бигуди, размер которых выбирается в зависимости от величины прически, фактуры волос и формы головы; продумать особенности накручивания для получения определенных эффектов (разрабатывая схему накручивания, нужно иметь в виду, что самой клиентке прическа может не понравиться, поэтому при разработке схемы не следует жестко программировать ее только на один вариант прически, нужно предусмотреть возможность получения нескольких вариантов при расчесывании.Это же нужно учесть и при разработке стрижки);
5) продумать последовательность получения и соединения деталей, технику расчесывания, применение расчесок и щеток, использование тупировки и ее интенсивность в зависимости от выбранной формы, применение шпилек, заколок, гребней и украшений с конструктивной и декоративными целями, использование лака в процессе расчесывания.
Придерживаясь этого порядка, можно избежать некоторых ошибок в работе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Список литературы:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 142-189 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Перечень основной и дополнительной литературы
Основные источники:
1.Королева С.И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.И. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
Дополнительные источники:
Журнал для парикмахеров Долорес
Журнал для парикмахеров HAIRS HOW
Журнал для парикмахеров YOU Professional
Журнал «ESTETICA: Russian Edition»
Интернет-ресурсы:
1. http://hair.loveinfo.ru/osnovnye.opredeleniya.html?&sitemap Женские стрижки
и прически.
3. http://www.haircity.ru/ Каталог парикмахера
4. http://www.iddolores.ru/ Официальный сайт журнала «Долорес». Прически,
косметика, мода. Специализированный журнал для профессионалов-парикмахеров, косметологов, визажистов.
5. http://prichesky.ru/ Официальный сайт журнала «Стильные прически».
Ежемесячный практичный журнал для молодых женщин, следящих за красотой.
6. http://hair.su/ Официальный сайт журнала «HAIR’S». Проект издательского
дома Beauty Press
38