СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий пересказ. Составление плана пересказа на примере рассказа Н. Носова "На горке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткий пересказ. Составление плана пересказа на примере рассказа Н. Носова "На горке"»

Коррекционное развитие речи

16.02 Тема урока: Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с кратким пересказом текста, а также будет составлять планы для пересказа.

Для начала давайте с вами вспомним, что такое «краткий пересказ»:

Краткий пересказ - это выборочное изложение событий произведения. Чаще всего в кратком изложении нет многих деталей (цвет платья героини, описание рассвета и т. д.), потому что именно художественные детали создают общую картину произведения. В кратком пересказе есть лишь основные события от начала до конца.

ПАМЯТКА «Учимся кратко пересказывать текст»

1) Записываем ПЛАН произведения.
2) На каждый ПУНКТ плана говорим 2 – 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, связывая их между собой.
3) Рассказываем только САМОЕ ГЛАВНОЕ: кто? что сделал? почему?
4) Рассказываем СВОИМИ СЛОВАМИ. (Авторских слов слишком много, трудно запомнить).
5) Помним! Герои не разговаривают.
(Не используется прямая речь, реплики героев. Для того чтобы сжать, сократить объем диалоги героев заменяются косвенной речью – повествованием, сообщающим тему диалога).

Сегодня мы с вами будем работать над рассказом Н. Носова «На горке».

Прочитайте рассказ:

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку - бух носом!

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал:

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!


А теперь поучимся пересказывать каждую часть произведения двумя-тремя предложениями с помощью картинного плана.

Рассмотрите первую картинку. Вспомните начало рассказа. Как можно озаглавить эту часть?

Запишите первый пункт плана в тетрадь:

Ребята строят горку.

А теперь кратко перескажем эту часть двумя-тремя предложениями

Ребята целый день строили горку, чтобы кататься на санках. Котька Чижов только в окно смотрел, как его друзья трудились. Когда ребята ушли обедать, он вышел во двор кататься на коньках.





Рассмотрите вторую картинку. Как можно озаглавить эту часть?

Запишите второй пункт плана в тетрадь:

Вот так покатался!

А теперь кратко перескажем эту часть двумя-тремя предложениями.

Хитрый Котька, который не помогал ребятам строить горку пришёл кататься. Но она показалась ему слишком скользкой. И он упал.

Рассмотрите третью картинку. Как можно озаглавить

эту часть?

Запишите третий пункт плана в тетрадь:

Горка испорчена

А теперь кратко перескажем эту часть двумя-тремя

предложениями.

Он принёс песок и посыпал им всю горку. Попробовал Котька скатиться, да только бух носом! Коньки по песку не едут!



Рассмотрите четвёртую картинку. Как можно озаглавить

эту часть?

Запишите четвёртый пункт плана в тетрадь:

Огорчение ребят

А теперь кратко перескажем эту часть двумя-тремя

Тут ребята прибежали и увидели испорченную горку. Котька признался, что это он сделал. Ребята ругали Котьку.

предложениями.

Рассмотрите пятую картинку. Как можно озаглавить

эту часть?

Запишите пятый пункт плана в тетрадь:

Котька исправился

А теперь кратко перескажем эту часть двумя-тремя

Ребята заставили Котьку засыпать песок снегом и сами дружно ему помогали. Горку опять полили водой. Котьке понравилось работать. Он даже ступеньки сбоку сделал, чтобы всем было легко на горку забираться.

предложениями.





Таким образом, у нас с вами получилось выделить основные частив тексте. Составить план и кратко пересказать каждую часть рассказа по плану.











Домашнее задание: перед вами два текста на ваш выбор. Составьте к одному из них план, и кратко перескажите текст.

Текст 1. На дальнем Севере

На дальнем Севере все снег да снег. Дует ветер, метет позем­ка. Кругом все бело. Только вдали что-то движется.

Это упряжка собак везет без дорог, прямо по снегу, легкие сан­ки-нарты. На нартах поклажа и человек. Неблизок путь, но чело­веку на нартах беспокоиться нечего: верные псы довезут до места.

У же совсем стемнело. Вот и жилье. Собаки остановились. Те­перь усталые псы могут отдохнуть. Да где же? Кругом нет ни са­рая, ни другого укрытия. Не беда! Ездовые собаки отдыхают прямо на снегу. Выроют яму поглубже, лягут в нее, так и уснут.

Но вот хозяин вышел и свистнул. Вмиг собаки окружили его. Он принес им еду: сухую рыбу. Поели псы и снова спрятались в снег. Поспят, отдохнут, а там опять в путь.

(По Г. Скребицкому)


Текст 2. Выдра-наездница

Выдра с детьми вышла из озера. Мать растянулась на траве, а выдрята гонялись друг за другом, кувыркались. От тепла хищ­ницу разморило, она задремала.

В это время к озеру подходили два охотника с собакой и уви­дели выдру и выдрят. Собака бросилась к ним, но выдра про­снулась и побежала к воде, загоняя туда выдрят. Собака успела схватить одного из них. Хозяин был на другой стороне; выдра с детьми скрылась. Пес решил пуститься с выдренком вплавь.

Охотники, поджидавшие собаку, увидели вдруг, что с ней слу­чилось что-то. Сперва она с выдренком окунулась в воду, потом вынырнула, замотала головой. Верхом на собаку взобралась выдра. Да, это была мать, она не хотела отдавать выдренка.

Собака уже приблизилась к осоке, как вдруг заскулила и вы­пустила выдренка. Выдренок, а за ним и мать прыгнули в воду. (По Н. Никольскому)