Абушева С.В.
г. Калининград
Сегодня мы поговорим о замечательной части речи, о которой один из поэтов сказал так: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам».
Учитель | Ученики |
Работа с текстом | - О какой части речи эти слова? Знаете ли вы, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных? Л. Успенский отмечал: «Имя существительное – хлеб языка». | Ответы на заданные вопросы |
Докажем справедливость утверждения Л.В. Успенского и отправимся в увлекательное путешествие по городу С… |
2) Выборочная работа | - Выпишите из текста словосочетание сущ + сущ, начиная от слов «звучание музыки». Укажите главное слово в словосочетаниях. Укажите род и склонение. - К какому типу относятся выписанные словосочетания? - Сделайте общий вывод об имени существительных. | Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, громыхание грозы, шорох гравия. |
3). Проверка домашнего задания | - Какие отрывки из стихотворений вы подобрали? Ученики цитируют подобранные отрывки по теме «Явления природы» (называют именные, глагольные, наречные словосочетания). |
Путешествие по городу С. 4). Остановка №1 | Аллея разносклоняемых имен существительных - Самодиктант. Перечислите в записанных выражениях разносклоняемые имена существительные. - Почему они получили такое название? | Проверка по ключу Слайд 3 Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь. В косвенных падежах эти существительные имеют окончание И как у сущ. 3 скл., а в творительном падеже - ЕМ, как у сущ. 2 скл. |
5.) Проверочная работа. (Повторение разносклоняемых имен существительных, особенностей их склонения) Слайд 4 6).Остановка № 2 7). Остановка 3 | 1 вариант Языки пламени, машина времени, назвать именем, на темени ребенка, иди тем путем. | 2 вариант Вожак племени, стоять у знаменитости, в пламени костра, нет семян, быть в пути. | 3 вариант Масло у семени, тяжелее бремени, нога в стремени, стоять возле стремян, находиться в пути. |
Задание: обозначить суффиксы, указать падежи. |
Выставка несклоняемых имен существительных |
В морфологию попали очень странные слова. Они иноязычного происхождения и не хотят, как русские слова, изменяться по падежам. Они желают сохранить свой иностранный имидж. Как вы думаете, о чем речь? Что вы знаете о них? | п. 39, 40 (изучаем) Ответы учащихся |
- Соотнесите стрелками прилагательные и существительные. У вас получатся правильные словосочетания. (слайд 5) |
Пальто (ср.р) Интересное интервью (ср.р) | Кенгуру (м.р) Быстрый такси (ср.р) |
- Отредактируйте текст, найдите ошибки.(слайд 6) Я люблю читать книги Марка Твена, Стефана Цвейга, Майна Рида, Жюль Верна, Этель Лилиана Войнич, Конана Дойля О Шерлоке Холмсе, книгу Джоулин Роулинг «Гарри Поттер» -Сделайте вывод. Работа по учебнику упр. 232 (роль ключевых слов-существительных в тексте) В процессе анализа учащиеся определяют, что для выражения отношения героя к изображаемому автор использует метафору, сравнение, гиперболу. Обращается внимание на роль существительного в односоставном предложении. |
Остановка №4 | Музей существительных общего рода (слайд 7) - Какие книги М. Твена вы читали? («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»). - Какие слова вы подобрали бы для характеристики главного героя Тома Сойера? Ученики пишут: Неженка, недотрога, кривляка, забияка, растяпа, умница, зазнайка, непоседа, сирота, обжора, егоза. - Как называются эти существительные? -Что вы знаете о них? -Составьте характеристику главного героя (Тома Сойера или Гекльберри Финна), используя слова, дающие полную характеристику человека. ( слайд 8) |
Остановка №5 Самоинструкция | Панорама орфограмм. - Какую орфограмму вы вспомнили, употребляя названные существительные в разных падежах? |
Перфокарты. |
Конферансье (ср.р) Мадам (ж.р) Красивая авеню (ж.р) Вуаль (ж.р) Тюль (м.р) Молодой Сочи (м.р) Тбилиси (м.р) Конго (ж.р/ср.р) Гоби (ж.р) | Какаду (м. р) Метро (ср.р) Кофе (м.р) Известный шампунь (м.р) Пенальти (м.р) Кольраби (ж. р) Новая МТС (ж.р) ГБДД ( ж.р) ТЮЗ ( м.р ) МХАТ (м.р) |
- Вы знаете, что такое инструкция? В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкцию прилагают к приобретенной вещи, к какому-либо действию. |
Напишите самоинструкцию «Как определить род несклоняемых имен существительных». (Род несклоняемых имен существительных определяется по слову, которое оно обозначает, род таких имен существительных нужно запомнить.) | 1)Определить лексическое значение иноязычного слова; 2)сущ., которое обозначает лицо жен. пола - к жен. роду, муж. пола - к муж. роду; 3) в случае затруднения обратиться к толковому |
| | словарю или словарю иностранных слов; 4)если это имя собственное, определить, что оно называет (государство, озеро, реку, пустыню); 5)если сокращенное слово, расшифровать. (слайд 9) |
1 вариант Ехать по площади, отдыхать в санатории, говорил об опасности, раздавался в тиши, думать о профессии. | 2 вариант Идти по дороге, писал в альбоме, сидел на рябине, ходил по галерее, думал о счастье. (слайд 10) |
Дидактический материал (работа с использованием таблицы) слайд 11 | Обозначить графически орфограммы Он дор…г мне, он мой, На нем в…тра в предгорьях наших свищ…т, На нем впервые дов…лось услышать Мне лепет птиц з…леною весной. Но, как р…дной, Люблю язык я русский. Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нем ж…вые, трепетные чу…ства Откр…лись мне. И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье», Б…льшое счастье жить в б…льшой стране. С ним не б…юсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. |
Остановка 6. Творческая работа: «Что я знаю о слове «канитель?» (слайд 12) | - Сегодня в тексте упражнения нам встретилось слова «канитель». Что вы знаете о слове? | Индивидуальныезадания Морфологический разбор слова капитель Канитель – сущ. 1) (Чем?) – капителью н.ф. канитель 2) Постоянные признаки: нацриц., неодуш., ж.р., 3 скл. Непостоянные: тв.п., ед.ч 3) Рассыпал (как?) капителью |
| IV.Вывод по уроку. Выставление оценок за работу. | Домашнее дифференцированное задание Упр. №235 по выбору Упр. №236 |