СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий план – конспект открытого урока русского языка в 6 классе «Путешествие в город С…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить и обобщить сведения об имени существительном как части речи и его  роли в словосочетании, закрепить и углубить знания и умения по изученной теме, совершенствовать навык морфологического разбора слов этой части речи.

Просмотр содержимого документа
«Краткий план – конспект открытого урока русского языка в 6 классе «Путешествие в город С…»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 22





Краткий план – конспект

открытого урока русского языка в 6 классе

«Путешествие в город С…»

(контрольный опрос с включение игровых элементов)









Учитель русского языка и литературы

Абушева С.В.

















г. Калининград





Цели урока: повторить и обобщить сведения об имени существительном как части речи и его роли в словосочетании, закрепить и углубить знания и умения по изученной теме, совершенствовать навык морфологического разбора слов этой части речи.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский лепет и шорох морского гравия.

К. Г. Паустовский (слайд 2)

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о замечательной части речи, о которой один из поэтов сказал так: «Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам».

II. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос по теории пройденной темы.

III. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

Учитель

Ученики


  1. Работа с текстом

- О какой части речи эти слова? Знаете ли вы, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных?


Л. Успенский отмечал: «Имя существительное – хлеб языка».


Ответы на заданные вопросы

Докажем справедливость утверждения Л.В. Успенского и отправимся в увлекательное путешествие по городу С…


2) Выборочная работа

- Выпишите из текста словосочетание сущ + сущ, начиная от слов «звучание музыки». Укажите главное слово в словосочетаниях. Укажите род и склонение.


- К какому типу относятся выписанные словосочетания?


- Сделайте общий вывод об имени существительных.


Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, громыхание грозы, шорох гравия.

3). Проверка домашнего задания

- Какие отрывки из стихотворений вы подобрали?


Ученики цитируют подобранные отрывки по теме «Явления природы» (называют именные, глагольные, наречные словосочетания).


Путешествие по городу С.

4). Остановка №1

Аллея разносклоняемых имен существительных


- Самодиктант. Перечислите в записанных выражениях разносклоняемые имена существительные.


- Почему они получили такое название?

Проверка по ключу Слайд 3

  • Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

  • В косвенных падежах эти существительные имеют окончание И как у сущ. 3 скл., а в творительном падеже - ЕМ, как у сущ. 2 скл.



5.) Проверочная работа. (Повторение разносклоняемых имен существительных, особенностей их склонения) Слайд 4











6).Остановка № 2


















7). Остановка 3


1 вариант


Языки пламени, машина времени, назвать именем, на темени ребенка, иди тем путем.

2 вариант


Вожак племени, стоять у знаменитости, в пламени костра, нет семян, быть в пути.

3 вариант


Масло у семени, тяжелее бремени, нога в стремени, стоять возле стремян, находиться в пути.

Задание: обозначить суффиксы, указать падежи.

Выставка несклоняемых имен существительных

В морфологию попали очень странные слова. Они иноязычного происхождения и не хотят, как русские слова, изменяться по падежам. Они желают сохранить свой иностранный имидж.

Как вы думаете, о чем речь? Что вы знаете о них?

п. 39, 40 (изучаем)



Ответы учащихся

- Соотнесите стрелками прилагательные и существительные. У вас получатся правильные словосочетания. (слайд 5)

Пальто (ср.р)


Интересное интервью (ср.р)

Кенгуру (м.р)


Быстрый такси (ср.р)


- Отредактируйте текст, найдите ошибки.(слайд 6)


Я люблю читать книги Марка Твена, Стефана Цвейга, Майна Рида, Жюль Верна, Этель Лилиана Войнич, Конана Дойля О Шерлоке Холмсе, книгу Джоулин Роулинг «Гарри Поттер»

-Сделайте вывод.




Работа по учебнику упр. 232 (роль ключевых слов-существительных в тексте) В процессе анализа учащиеся определяют, что для выражения отношения героя к изображаемому автор использует метафору, сравнение, гиперболу. Обращается внимание на роль существительного в односоставном предложении.

Остановка №4

Музей существительных общего рода (слайд 7)


- Какие книги М. Твена вы читали?


(«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»).


- Какие слова вы подобрали бы для характеристики главного героя Тома Сойера?


Ученики пишут:

Неженка, недотрога, кривляка,

забияка, растяпа, умница, зазнайка,

непоседа, сирота, обжора, егоза.


- Как называются эти существительные?


-Что вы знаете о них?


-Составьте характеристику главного героя (Тома Сойера или Гекльберри Финна), используя слова, дающие полную характеристику человека. ( слайд 8)






Остановка №5












Самоинструкция

Панорама орфограмм.

- Какую орфограмму вы вспомнили, употребляя названные существительные в разных падежах?

Перфокарты.


Конферансье (ср.р)

Мадам (ж.р)

Красивая авеню (ж.р)

Вуаль (ж.р)

Тюль (м.р)

Молодой Сочи (м.р)

Тбилиси (м.р)

Конго (ж.р/ср.р)

Гоби (ж.р)

Какаду (м. р)

Метро (ср.р)

Кофе (м.р)

Известный шампунь (м.р)

Пенальти (м.р)

Кольраби (ж. р)

Новая МТС (ж.р)

ГБДД ( ж.р)
ТЮЗ ( м.р )
МХАТ (м.р)

- Вы знаете, что такое инструкция? В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкцию прилагают к приобретенной вещи, к какому-либо действию.

Напишите самоинструкцию «Как определить род несклоняемых имен существительных». (Род несклоняемых имен существительных определяется по слову, которое оно обозначает, род таких имен существительных нужно запомнить.)

1)Определить лексическое значение иноязычного слова;


2)сущ., которое обозначает лицо жен. пола - к жен. роду,

муж. пола - к муж. роду;


3) в случае затруднения обратиться к толковому



словарю или словарю иностранных слов;


4)если это имя собственное, определить, что оно называет (государство, озеро, реку, пустыню);


5)если сокращенное слово, расшифровать. (слайд 9)


1 вариант

Ехать по площади,

отдыхать в санатории,

говорил об опасности,

раздавался в тиши,

думать о профессии.

2 вариант

Идти по дороге,

писал в альбоме,

сидел на рябине,

ходил по галерее,

думал о счастье. (слайд 10)

Дидактический материал (работа с использованием таблицы) слайд 11

Обозначить графически орфограммы


Он дор…г мне, он мой,

На нем в…тра в предгорьях наших свищ…т,

На нем впервые дов…лось услышать

Мне лепет птиц з…леною весной.

Но, как р…дной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем ж…вые, трепетные чу…ства

Откр…лись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Б…льшое счастье жить в б…льшой стране.

С ним не б…юсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.



Остановка 6. Творческая работа: «Что я знаю о слове «канитель?»

(слайд 12)






- Сегодня в тексте упражнения нам встретилось слова «канитель». Что вы знаете о слове?



Индивидуальныезадания

Морфологический разбор слова капитель


Канитель – сущ.

1) (Чем?) – капителью
н.ф. канитель

2) Постоянные признаки: нацриц., неодуш., ж.р., 3 скл.
Непостоянные: тв.п., ед.ч

3) Рассыпал (как?) капителью



IV.Вывод по уроку. Выставление оценок за работу.

Домашнее дифференцированное задание


Упр. №235

по выбору

Упр. №236








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!