Название | Толкование |
Акатка | Река. Правый приток Синчуважа. Старое название – Тихонка. Название связано с тем, что река берет начало в селе Акаты. Старое название обращало внимание на маловодность и неспешность течения реки – она считалась тихой |
Вахтан, Вахтана, Б.Вахтана, Вахтан  | Вахтан - река правый приток М.Какши, Вахтан и Вахтана – левые притоки Б. Какши, Б. Вахтана - верховья Вахтана, М. Вахтана – левый приток Пижмы. Происхождение слов (см. р.п. Вахтан) |
Вая  | Правый приток Усты. Название можно связывать с марийским «вая» - «опушка, кайма»: река идет по границе тайги. В финно-угорских языках известен корень «вай» - «речка, исток»: название правомерно связывать и с ним. Ряд исследователей вычленяют в слове индоеврейские форманты |
Долговяж | Река. Левый приток Шайги. В прошлом называлась Нылговаж, но затем название было искажено. Корни исходного названия переводятся с марийского «нылго» - «лиственница» и «важ» - «исток» |
Дубовая | Река. Левый приток Б. Вахтаны. Название указывает на преобладающую в лесах по реке породу деревьев – дуб, в целом не характерную для тайги |
Какша Большая и Малая  | Реки - левые притоки Ветлуги. Возможно, от марийского «кашка» - «быстрый, со стремительным течением» или «кукшо» - «сухая» |
Камское | Болото и озеро, находятся в центре КАМЫ – территории, ограниченной Керженцем, Волгой и Ветлугой, простирающейся на север до линии Семёнова и Воскресенского. Наименее населённая часть Нижегородской области, где преобладают крупные болота, заболоченные леса. Название от фино-угорского корня «кам» - «большой». Есть попытки сопоставить с этнонимом коми (Ярымов, 1997) |
Красная | Река. Левый приток Б. Вахтаны. Название связано с коричневатым цветом воды. |
Кугунер  | Река. Правый приток Вахтана. От марийского «кугу» - «большая» и «энгер» - «речка» |
Кулепиха  | Река. Правый приток Черной. Возможно патроним, от марийского традиционного мужского имени Кулай/Куляп, в основе которого могут быть финно-угорский корень «кула» - «дом», тюркский «кул» - «человек, раб» |
Курдома | Река. Правый приток Ветлуги и Ваи. От финно-угорских корней «курд» - «овраг» и «дом» - «гора» |
Курнуж | Река. Правый приток Пижмы. От марийского «курнуж» - «коршун». Марийское название Шимэнер. Переводится как «черная река» |
Ломовка | Река. Левый приток М. Какши, протекает через бурелом. От мордовского слова «лом» - «пойма, пойменный луг с кочником и мелколесьем». (см. д. Малиновка) |
Лукшанка | В основе марийского «лук» - «топь», имеется гидроформант «-га», указывающий на то, что объект – река |
Мелешиха | Река. Правый приток Шары. Название указывает на качество реки – мелкая |
Мокшура | Река. Правый приток Ваи. Название, вероятно, связано с марийским корнем «мокшинчо» - «налим» и указывает на обилие этой рыбы |
Морана | Река. Правый приток М. Какши, от марийского «меринг» - «заяц», показывает на обилие дичи |
Отломка | Река. Левый притока Ваи. Возможно, название происходит от д. Отлом в нескольких км от реки. Можно предположить и то, что в её названии запечатлен тот факт, что она начиналась «в лому» - в буреломе |
Полдневая  | Река. Левый приток Шары. Река имеет на большей части своего течения строгую меридиональную ориентацию: юг в прошлом именовался «полдень». |
Сальма Большая и Малая | Реки - левые притоки М. Какши. От финно-угорского «салми» - «пролив» |
Синчуваж | Река. Левый приток Ваи. От финно-угорского «сенде» - «река, текущая по ложбине, овраги» и марийского «важ» - «исток» |
Синьга | Река. Левый и правый притоки Ваи. От финно-угорского корня «сен» - «лощина, ложбина» и гидроформанта «-га», означающего реку |
Сюстинский | Пруд. Патроним. По преданию пруд принадлежал помещику Сюстину |
Сява   | Река. Правый приток Б. Какши. От марийского слова «сява» - «коса». Некоторые связывают название с марийским словом «сав/сяв» - «ручей». Предание указывает на патронимическое происхождение названия. Существует легенда: среди дремучего леса, на небольшой речке, стоял охотничий дом старого помещика. При доме в качестве лесника состоял крепостной крестьянин Савва, прозванный Сявкой. У него была дочь. Когда девушке исполнилось 18 лет, барин зачастил к леснику. В один из таких приездов он приказал Савве привести дочь в барскую усадьбу, там она будет служить сенной девушкой. Скрепя сердце, Савва выполнил наказ хозяина. А вскоре узнал, что барин превратил его дочь в наложницу. Девушка не вынесла позора, бросилась в реку и утонула. Крестьянин решил отомстить барину за поруганную честь дочери. Недалеко от охотничьего дома находился стан разбойников. Договорившись с их атаманом, лесник послал барину весть, что обложена медвежья берлога, тот сообщил о дне приезда на охоту. В этот день разбойники ждали барина в лесу и в короткой схватке его убили. Огонь уничтожил охотничий дом, а Сявка вместе с псарями барина ушел в верховье и основал там свой стан под названием Сявка. Он помогал бедным крестьянам, проживавшим поблизости, за что пользовался у них большим уважением. Впоследствии по названию стана и речку стали называть Сявкой |
Тумбалиха | Река. Левый приток М. Какши. От финно-угорских корней «тамбо» - «болото, яма, омут» или «тумо» - «дуб» |
Тумболиха | Река. Левый приток Хмелёвки. От финно-угорских корней «тамбо» - «болото, яма, омут» или «тумо» - «дуб» |
Тургуж | Река. Правый приток М. Вахтана. От марийского «тургыж» - «торф» или «тур гюшлаш» - «тихо шуметь» |
Хмелевка | Река. Левый приток Ветлуги, М. Какши, правый приток Ветлуги. Название связано с большими зарослями хмеля, через которые течет река |
Чадра | Река. Левый приток Ветлуги. От марийского «чодыр» - «лес»: течет исключительно по тайге |
Черкуша | Река. Левый приток М. Какши. От марийского «чарга» - «сухая пихта». Название указывает на характер растительности |
Шара  | Река. Левый приток М. Какши. От финно-угорского корня «шор» - «ручей». Название может быть и от д. Б. и М. Шара, которые стоят на реке |
Шахунья | Река. Правый приток Шары. Местные предания связывают название с тем, что река «шахала» - шаталась из стороны в сторону или же через нее легко шагнуть |
Шуя | Река. Правый приток Б. Какши. Вероятно, название от русского слова «шуя» - «левая», не исключено и финно-угорское происхождение от основы «шу» - «вода» |
Патронимы |
Вахтан   | Основан на месте кордона в начале 1920-х годов. Происходит от названия р. Вахтан, связанным с названием растения вахта трехлистная, которая в большом количестве произрастает в этой местности. По древним версиям, идет от слова «бахтан», означавшим остановку татар на древней дороге, со словом « вахта», под которым подразумевали делянку, которую разрабатывали солдаты (якобы такая делянка существовала в петровские времена). По преданию, связано с прозвищем разбойника, который в этих местах орудовал. В марийском ономастиконе отмечено имя Вактан, так что название может быть и патронимом |
Вахтан-Рачки | Деревня. Связывается в предании с прозвищем двух братьев-близнецов – первопоселенцев деревни, у которых были большие и могучие руки, деревня основана ими в середине XIX века |
Акаты  | Село. От марийского мужского имени Акат. Акат поселился в глухом лесном местечке, вблизи р. Тихонки. Землю, которую он разработал, называли Акатовым полем. Через несколько лет из слободы Кукарки приехали первые жители. Так появилось поселение, которое впоследствии назвали деревней Акаты |
Андрианово | Село. По преданию, первопоселенцев из д. Стешиха на новое место привел старик Андриан |
Валявино | Деревня. От марийского женского имени Валява («вали» - «властитель» и «ава» - «женщина, мать») |
Верховское | Село. Построено на землях, приобретенных в 1876 году у помещика Верховского |
Гусево | Деревня. По имени первопоселенца Гусева |
Ефтино | Деревня. От марийского мужского имени Евати (в основе финно-угорский корень со значением «милый») |
Журавли | Деревня. Основана в XIX веке Журавлевым |
Крупин | Деревня. По преданию, по фамилии первопоселенцев |
Мелешиха  | Деревня. Вероятно от названия р. Мелешиха, текущей через деревню. Можно предположить и то, что это патроним: у марийцев зафиксировано мужское имя Мелеш (с марийского – «на груди» |
Момзино | Деревня. От марийского мужского имени Момзей/Музей (от марийского «музо» - «рябчик»: было название тотема) |
Музя Большая и Малая | Деревни. Название от марийского «музо» - «рябчик»: указывает на обилие этой дичи или патроним от мужского имени с той же основой Музей. Б. Музя основана в 1550-х годах и относится к старейшим русским поселениям Заветлужья |
Мураиха | Деревня. От мордовского и марийского имени Мурай (в основе финно- угорский корень «мура» - «ребенок») |
Никитиха | Село. По преданию, когда-то давно (в 17 веке) поселился на высоком красивом холме Никита Великий, фамилию его никто не помнит, но название пошло в его честь |
Одинцово | Деревня. По преданию от фамилии первопоселенца Одинцова |
Полетаево | Деревня. По преданию, основано переселенцами из д. Полетаево |
Санталы | Деревня. От марийского мужского имени Сандалет, в основе которого финно-угорский корень «сант» - «живой» и марийский «илет» - «живешь-здравствуешь» |
Туманино | Деревня. Трое братьев Туманиных (крестьяне-беженцы), остановились на берегу р. Кулепихи. Кругом стоял непроходимый лес. Они срубили дома, раскорчевали лес под участки, и стало это поселение называться по фамилии братьев – Туманино |
Тумбалиха | Деревня. Возможно патроним. От марийского мужского имени Тумбай/Тумбал ( в основе марийского «тумо» - «дуб» или «тумба» - «бросаться на постель» (о ребенке). Не исключено происхождение названия и от финно-угорского корня «тамбо» - «болото, яма» или «тумо» - «дуб» |
Уткино | Деревня. По преданию, первопоселенцем был Уткин, беглый крестьянин, скрывавшийся в тайге до середины 1860-х гг. и обнаруженный при лесоустройстве, затем возле его дома возникает деревня |
Фадька | Село. Другое название – Верхнее Красное. Село возникло на месте таежного кордона лесника Фадьки (от древнееврейского имени Фаддей – «достойный похвалы»), сделанного при лесоустройстве 1780 года |
Харламовцы | Деревня. От христианского имени Харлампий (греческий – «радостью сияющий») |
Холкино | Урочище. По преданию, место лагеря атамана разбойников Холки |
Шахунья     | Город получил название от близлежащей деревни, которая, в свою очередь, названа по протекающей неподалеку реке. Название речки пошло от древнерусского «шаха» — обман, получается что «Шахунья» — обманщица. А объясняется это тем, что у речки были торфяные берега, которые легко размывала вода в дождь или половодье. Стоило жителям перекинуть мосты, как на следующий же сезон речка меняла русло — вот и обманщица. Название деревни связывают с фамилией первопоселенца Шахунский. Само слово Шахунья имеет подлинно русское происхождение. Целый ряд одинаково звучащих русских слов подтверждает это. Типично русские слова: певунья, хвастунья, визгунья, крикунья, хохотунья, бегунья, шагунья и т. д. составляют один ряд со словом шахунья, от слова шахать  |
Апеллятивы |
Дыхалиха | Деревня. Русское диалектное слово «дыхалиха» означает «трясина, место, которое ходит ходуном». Местное предание связывает название с именами орудовавших здесь при дороге из Ветлуги в Яранск разбойников – Дыха и Лихо |
Пронос | Деревня. В русском диалекте слово означает «быстрое место, проран на реке». Деревня стоит возле такого места на р. М. Какше |
Ономастикон |
Вахтан | См. Патронимы |
Буренино | Деревня и железнодорожная платформа. По преданию, Буря – название местного марийского рода, который раньше жил в окрестностях. В марийском ономастиконе отмечены имена Бурай (добрый, хороший) и Буранай («буран» - «буря») |
Ойконимы |
Вахтана | Деревня. См. Патронимы |
Заовражье | Деревня. Название указывает на то, что деревня находится за оврагом по отношению к селу Черное, считающемуся центром округи |
Извал  | Деревня. Место выхода дороги к берегу реки М. Какши, где возы часто переворачивались, сваливались  |
Каменник | Деревня. Название характеризует местность: деревня стоит возле каменистого берега реки М. Какша, русло которой в основном песчаное |
Коменята | Деревня. Название указывает на обилие небольших камней вблизи деревни |
Красная речка | Деревня. Находится у реки Красной (см.). |
Красногор  | Деревня. Имела в прошлом название починка Красногорка, была основана в 1680 году на горе из красной глины, что объясняет название |
Курнуж | Поселок. От названия реки Курнуж, на которой были основаны (см. р. Курнуж) |
Лубяна, Любянцы | Деревни. От слова «луб»: название указывает на мочальный промысел местных жителей, в деревне вили веревки из выделанной липовой коры |
Лужайки  | Поселок. Название связано с тем, что поселок основан на лугах, которые не характерны в целом для ландшафтов Заветлужья. Существует с начала XVIII века |
Малиновка | Деревня. Название связывают не только с обилием зарослей малины, но иногда с представлениями о счастливой жизни. Деревня имела другое название Б. Ломы: когда-то здесь был дремучий лес, местность была захламленная – ломная, едва проходимая. Дома строили прямо на вырубках. А когда леса немного поредели, то обнажилась речушка, и ее назвали Ломовка. На другом берегу Ломовки росло много малины, и один из первых жителей решил построить там дом. Он первым начал вырубать малинник, и жители прозвали это место Хутор Малинина, а хозяину присвоили фамилию Малинина. Затем на этом же берегу построили еще несколько домов. Так и назвали деревню Малиновкой |
Малков починок | Урочище у села Хмелевицы. По преданию, в XIX веке починок принадлежал крестьянину Малку, который был убит разбойниками |
Мартяхино | Деревня. Название перенесено первопоселенцами из Вятской губернии: по преданию они приехали из находящейся там д. Марьяхино. Основана в 1894 году |
Отлом | Деревня. По распространенной версии, название происходит от р. Отломки (см.), на правом берегу которой стоит деревня. Однако более вероятен обратный вариант: судя по форме названия реки, оно образовано от названия деревни |
Петухи | Деревня. От русского прозвища Петух, которое давалось запальчивому, драчливому человеку |
Полдневая Малая | Деревня. По местной легенде, во время полудня, проезжала мимо этого места императрица Екатерина. Так и назвала она деревню. Старое название – Павелино. По преданию, первый ее житель Павела приехал из деревни Родиха. Его именем и была названа деревня |
Полетайки | Деревня. По преданию, основано переселенцами из д. Полетаево |
Половинная | Деревня. По преданию, построена у оврага, который находится почти на середине между д. Б. Музя и Уткино |
Полома | Деревня. Название связано с лесными буреполомами, возле которых она возникла. |
Пристань Большая и Малая | Деревни. Название указывает на удобный подход и переправу через р. Ваю. По преданию, ими пользовались воины Ивана Грозного во время одного из походов на Казань. Большая Пристань исчезла в 1970-х гг. |
Сальма | Деревня. От названия р. Сальма, по берегам которой стоит |
Свеча Большая и Малая | Деревни. Другое название М. Свечи – Жарёхино. В 1654 году обнаружили починок, который располагался на берегу не очень широкой, но прямой как свеча, речки, которую так и назвали – Свеча. Бытует легенда о свече, которую уронил в реку, переходивший через нее солдат, и она не погасла в воде, поскольку человек, много претерпевший в жизни, становится святым. На месте, где произошло это чудесное событие, якобы и основана деревня |
Синчуваж | Деревня. Название от марийского «сеншто» - местный падеж слова «сен» - «лощина»: «в лощине». «Важ» - марийский корень, означающий «корень, исток» |
Соромотная | Деревня. От слова «сорома» - «лохмотья»: название указывало на бедность населения |
Столбово | Деревня. Основана у столба, обозначавшего границу Варнавинского и Ветлужского уездов Костромской губернии |
Тюрики | Деревня. От марийского «турий» - «жаворонок»: вероятно, название отмечало их местообитание |
Хлыстовка | Деревня. По преданию, основатели деревни входили в секту хлыстов |
Хмелевицы | Село. Предания гласят, что предприимчивые монахи Тихон, Паисий, Козьма и Пафнутий появились на р. Б. Какша. Они построили землянку-келью. Неподалеку, на одной из пустоши, их поразили заросли хмеля, и они назвали это место Хмелевицей. Существует с XVII века |
Хмелевка | Деревня. (см. Хмелевицы) |
Черное | Село. Название связано с цветом воды протекающей вблизи села р. Черной. Село основано у истока р. Черной в начале XVIII века, спасавшимися в тайге от царской власти, старообрядцами |
Шахунья | Деревня. От названия р. Шахунья, у истока которой находится. Деревня дала название ж/д станции и г. Шахунья |
Щербаж | Деревня. Возможно, от марийских корней «шер» - «желанный, вызывающий удовольствие» и «важ» - «родник, источник». По словам старожилов, на месте где стоит деревня, шумел дремучий лес. Первый житель приехал из станции Щербаж Тонкинского района, он искал плодородную землю |
Широкое Большое | Село. Первоначальное название – Шабунки (Шабунино), так как первым поселенцем был беглый каторжник Шабунин. Вокруг стояли леса. Первые жители вырубали их, выжигали, разрабатывали земли и обосновывались. Вокруг образовались починки. В результате в конце 19 в. сформировалось обширное ополье – Трёхволостные земли (Ширь), которые принадлежали Новоуспенской, Хмелевицкой и Широковской волостям. Позже, когда начали строить церковь, округа была широкая, и в честь исторического названия территории назвали село Большое Широкое |
Январи | Деревня. По преданию, строительство деревни было начато в январе, что было необычно и неудобно |