Пояснительная записка
В связи с ростом популярности гармоник и курая, появлением новых исполнителей (солистов и творческих коллективов) на этих инструментах возникла необходимость в обогащении существующей нотной литературы.
Для создания авторского сборника «Музыкальный родник» («Моң чишмәсе») проделана большая предварительная работа по изучению многообразного татарского, русского фольклора, произведений российских и зарубежных композиторов. В содержании музыкального репертуара делается акцент на национальный колорит как народных, так и композиторских произведений, введенных в программу по мере их усложнения.
В целях возрождения и дальнейшего развития традиций инструментального исполнительства, искусства игры на курае и гармонике-тальян основными задачами педагогической работы считаем:
популяризация курая, гармоники-тальян и пропаганда лучших народных исполнительских традиций;
раскрытие новых возможностей курая и гармоники-тальян для исполнителей и коллективов;
обучение игре на инструменте как можно больше детей и молодежи;
формирование «национальной широты» музыкального вкуса – стремление слушать образцы национальной музыки разных народов, интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
воспитание толерантной личности;
развитие исполнительно-творческих навыков и музыкальных способностей своих воспитанников;
развитие познавательной самостоятельности в музыкальной деятельности;
освоение исполнительских закономерностей татарской народной музыки (мелизмы, распевы) на курае, гармонике-тальян.
Сборник «Музыкальный родник» («Моң чишмәсе») состоит из переложений для курая D-dur и тальянки – минорки D-dur.
Переложение – это максимально адаптированное на другой инструмент произведение. Процесс создания переложений был начат с подбора материала и анализа возможности звучания его на инструменте. Для правильной оценки возможности звучания в конкретной нотной среде необходимо было ознакомиться со степенью фактурной насыщенности и виртуозности оригинала, учета специфики инструмента, для которого написано произведение, стиля композитора, жанровых особенностей, соотношения разделов формы, динамики, диапазона, темпа, артикуляции. После завершения художественной части работ наступает заключительный этап – редакторское оформление нотного текста, т.е. выставление штрихов, аппликатуры.
Критерием подбора музыкального материала (образцов фольклора, татарской, русской и зарубежной классики) стал уровень доступности исполнения и учет возрастных особенностей школьников. Содержание сборника ориентировано на мировые культурные ценности, культурные ценности нашего государства и республики, состоит из четырех частей: 1 часть – произведения для курая и гармоники-тальян; 2 часть – произведения для курая; 3 часть – произведения для курая в сопровождении баяна, 4 часть – произведения для курая известных музыкантов-инструменталистов Республики Татарстан. Преподаватели и учащиеся могут воспользоваться базовым репертуаром музыкальных переложений для самостоятельного разучивания и дальнейшей творческой деятельности и составления разнообразных композиций из данных произведений для концертного выступления. Технически менее сложными пьесами могут заинтересоваться и любители музыки для домашнего музицирования.
Краткие рекомендации по разучиванию примерного музыкального
репертуара по классам:
Несколько причин способствовали давней популярности курая: быстрота и простота изготовления инструмента, тембровое богатство, сопровождение песен и танцев и одна из главных - всенародная любовь. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.
1 год обучения на курае
Примерный музыкальный репертуар: Татарские народные песни «Суда, суда», «Туган тел», «Сабан туе». Русские народные песни: «Василек», «Как под горкой под горой». Украинская народная песня «Жили у бабуси». Новогодняя песня «Маленькая елочка» (муз. М. Красева). |
Краткие рекомендации: Практика обучения начинающих музыкантов показывает, что с первых шагов следует уделять внимание постановке. Наиболее типичными у начинающих музыкантов являются недостатки, связанные с неправильным положением инструмента, рук, пальцев и головы. Техника дыхания исполнителя на курае - это прежде всего техника владения звуком, включающее в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и артикуляции. Культура звучания предполагает наличие определенной школы дыхания. Исполнительское дыхание является активным выразительным средством в арсенале музыканта духовика. Учащийся должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством развития и тренировки дыхательных мышц. Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука и разносторонние технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других компонентов исполнительского аппарата: губ, языка, пальцев.
Работа в рекомендованных произведениях над звуком, интонацией, фразировкой, дыханием, ритмом, исполнение в медленном и среднем темпах. Полезно приучать учащихся анализировать свое или другое исполнение, критически их оценивая. Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над кантиленой в медленных пьесах.
2 год обучения на курае
Примерный музыкальный репертуар: Татарские народные песни: «Сандугач-алмагач», «Рәйхан» (даны 2 варианта переложения, знакомство с 7 пониженной ступенью), «Әнисә», «Әпипә», «Өммегөлсем».
Песня «Ак каен» (муз. М.Валиева).
Татарские народные плясовые: «Казан егетләре биюе”, “Өч дус биюе”, «Бишле бию». Из танцевальных пьес можно составить попурри.
Новогодние песни: «В лесу родилась елочка» (муз. Л. Бекмана), Дж.Пайерпойнт «Jingle Bels».
Русские народные песни: «Как у наших у ворот» (обратить внимание на ноту с точкой, пунктирный ритм), «Во поле береза стояла».
Краткие рекомендации: Играющий должен овладеть красивым звуком, то есть делать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным. При этом характер звука должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки. Для выразительности звучания особо важное значение приобретает чистота интонации. Развитие технических навыков у учащихся должно проходить тесно с художественным развитием.
Выразительные особенности татарских народных мелодий - это применение мелизмов (чаще всего трель, мордент, форшлаг).
Исполнение произведений в подвижном темпе.
3 год обучения на курае
Примерный музыкальный репертуар: Татарские народные песни «Сандугач-кугәрчен», «Кәрия-Зәкария», «Бормалы су», «Илче бага» (две партии), башкирская народная мелодия «Җиде кыз».
Творчество российских композиторов: «В траве сидел кузнечик» (муз.В.Шаинского), «Катюша» (муз.М.Блантера).
Творчество зарубежных композиторов: Э.Морриконе «Одинокий пастух», Д. Руссос «Прощай, любовь моя », Д.А.Роблес «Полет кондора» (для исполнения ноты соль диез 4-ое отверстие на курае закрыть на 1/3).
Краткие рекомендации: Работа над средствами музыкальной выразительности (звук, тембр, интонация, штрихи, вибрато, ритм, метр, темп, агогика (небольшое отклонение от темпа), артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка). Исполнители на духовых инструментах к этим средствам причисляют так же технику губ, языка, двойное стаккато, глиссандо, исполнительское дыхание. Хотя двойное стаккато - это технический прием. А глиссандо относится уже к штрихам.
Выразительные особенности татарских народных мелодий.
Сравнительная характеристика изучаемых произведений (татарских, русских, зарубежных).
4 год обучения на курае
Примерный музыкальный репертуар: Произведения С.Сайдашева «Танец из музыки к драме «Наемщик» (1, 2 части). «Зәңгәр күл», «Каршылау маршы».
Татарские народные песни «Матур булсын», «Сарман», «Ай, былбылым», «Рамай».
Татарский народный танец «Себер татарлары биюе» (2 партии; 1,2 части). Развитие гармонического слуха. Разучивание музыкального текста по партиям (двухголосие), исполнение в подвижном темпе. Транспозиция. М.Макаров «Туй биюе» (Развитие гармонического слуха. Разучивание музыкального текста по партиям (двухголосие), исполнение в подвижном темпе.
А.Имаев «Бию» (обратить внимание на ритмический рисунок и мелизмы).
Совершенствование техники игры на курае в различных темпах.
Краткие рекомендации: В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо добиваться сознательного его усвоения. Запоминание в сложных произведениях может быть и преднамеренным, когда специально заучивают отдельные отрывки, а затем и все произведение целиком. Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной формы, причем внимание фиксируется на том, что различает эти части и что их объединяет. В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо добиваться сознательного его усвоения. Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы: 1) средства, определяющие качество звука (тембр, интонация, вибрация), 2) средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка), 3) средства музыкальной выразительности (музыкальная фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура). Умелое использование при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия. Музыкальная фразировка тесно связана с применением штрихов. Штрихи помогают усилить выразительность исполнения.
5 год обучения на курае
Примерный музыкальный репертуар: С.Сайдашев «Танец» из музыки к драме «Наемщик» (3,4 части).
Танцевальные ритмы. Мексиканская мелодия «La cucaracha», финская мелодия «Levan polka», «Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. М.Качурбиной), А.Соловьев «Румынские наигрыши».
Татарские народные песни «Су буйлап», «Авыл көе», «Таң алды», «Гармун - гармун», «Арча», «Уракчы кыз» (муз. Х.Ибрагимова).
Творчество зарубежных композиторов: П.Маккартни «Yesterday», К.Веласкес «Бесаме мучо», А.Симон «Cucarella».
Краткие рекомендации: Исполнение в подвижном темпе. Сравнительная характеристика особенностей мелодий разных народов. Совершенствование техники игры на курае в различных темпах.
Аранжировка - это не просто придумывание партий разных инструментов. Это еще и выбор этих инструментов, и правильное расположение партий по тесситуре, и умение найти правильное сочетание тембров инструментов. В сборнике «Музыкальный родник» («Моң чишмәсе») предлагаются переложения педагогического репертуара для курая в ансамбле с гармоникой-тальян.
Компактность, доступность в обучении сделали в свое время тальянку самым распространенным инструментом среди народов Поволжья. Ее считают своим национальным инструментом татары, русские, башкиры, марийцы, чуваши и удмурты. Без тальянки невозможно представить себе любой национальный праздник.
Примерный музыкальный репертуар для разучивания по классам:
1 год обучения на гармонике–тальян
Русские народные песни: «Василек», «Как под горкой под горой», украинская народная песня «Жили у бабуси», «Маленькая елочка», муз. Красева (разучивание правой рукой).
Татарские народные песни «Суда, суда» (разучивание правой рукой), «Туган тел»(разучивание правой рукой),«Сабан туе»(разучивание правой рукой).
2 год обучения на гармонике–тальян
Татарские народные песни «Сандугач - алмагач», «Рәйхан», «Әнисә», «Әпипә » « Өммегөлсем» (двумя руками). Песня «Ак каен», муз. М Валиева.
Новогодняя песня: «В лесу родилась елочка», муз. Л. Бекмана.
Русские народные песни «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла».
3 год обучения на гармонике–тальян
Татарские народные песни: «Сандугач-кугәрчен», «Бормалы су», «Илче бага», «Кәрия - Зәкария». Татарские народные плясовые: «Өч дус биюе», «Бишле бию».
Творчество российских и зарубежных композиторов: «В траве сидел кузнечик» муз. В.Шаинского, Д.А.Роблес «Полет кондора».
4 год обучения на гармонике–тальян
Татарские народные песни: «Сарман», «Матур булсын». Татарская народная плясовая «Казан егетләре биюе».
Творчество татарских композиторов: С.Сайдашев «Каршылау маршы», «Зәңгәр күл»; М.Макаров «Туй биюе», «Уракчы кыз», муз. Х. Ибрагимова.
5 год обучения на гармонике–тальян
Татарские народные песни: «Таң алды», «Авыл көе», «Гармун - гармун», «Арча».
Танцевальные ритмы: А.Симон «Cucarella», финская мелодия «Levan polka».
Краткие рекомендации по разучиванию произведений на гармонике-тальян:
Обратить внимание на правильность посадки во время игры. Звукоизвлечение. Аппликатура. Очень важно правильно менять мех. В зависимости от характера и громкости пьесы движения меха могут быть ровными и плавными, а также прерывистыми и резкими. Обратить внимание, что в большинстве традиций при исполнении плясовой музыки именно смена меха на слабую долю при тянущемся звуке является одним из выразительных средств и принципов ритмической организации музыки. Использование этого принципа сходно с приемом огласовок в народных песнях.
При игре на тальянке встречаются трудноисполнимые места, которые приходится учить отдельно, применяя специальные упражнения. Например, репетиция – игра одной и той же ноты разными пальцами в быстром темпе. Некоторые неудобства представляют скачки партий левой руки. Их следует учить отдельно путем многократного повторения. А скачки в правой руке отрабатывают, подбирая удобные пальцы.
Музыкальный слух развивается в процессе деятельности музыканта. Нужно добиться неустанного контроля слуха в работе с инструментом. Недостаток самостоятельной работы учащихся в том, что они не контролируют свою игру на инструменте слухом. В ансамбле (курай и гармоника-тальян) ценится исполнитель, который хорошо слушает свою группу, активно в ней участвует, не нарушая ансамбля. Развивая гармонический слух, полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального произведения, больше играть в ансамбле.
Овладеть навыками игры на гармонике – тальян, умением серьезного и вдумчивого отношения к работе над музыкальным произведением и совершенствование техники игры на инструменте в различных темпах и средствах музыкальной выразительности. Характерной особенностью всех исполнительских средств музыканта является не только их тесная взаимосвязь, но и полное подчинение их художественным целям, художественным задачам.
Осваивать исполнительские закономерности татарской народной песни (мелизмы - форшлаг, мордент, трель, группетто и распевы).
Развивать умение читать с листа.
Освоение одного и того же произведения и выстраивание процесса совершенствования техники игры на инструменте предполагает разнообразие форм обучения в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учащихся (исполнение отдельных фрагментов произведения на курае, гармонике-тальян или пропевание их, прослушивание, прохлопывание ритмического рисунка, музыкально-ритмические движения, размышление и т.д.).