СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кратко-срочное планирование " Вымершие Земноводные и их происхождение" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока поможет учителю в подготовке  к уроку

Просмотр содержимого документа
«Кратко-срочное планирование " Вымершие Земноводные и их происхождение" 7 класс»

КРАТКО-СРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока: Вымершие Земноводные и их происхождение

класс: 7 № урока: 46

Дата

Ф.И.О. Кулага О.С.


Кол-во отсутст: кол-во присут:


Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1) Создать условия для изучения учащимися развития и происхождения земноводных, способствовать формированию у обучающихся умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении происхождения земноводных от древних кистеперых рыб; дать представления о вымерших земноводных.

2) Содействовать развитию умений самостоятельного поиска знаний, используя дополнительную литературу, формированию навыков сравнения и анализа, умений выделять главное и делать соответствующие выводы, логически мыслить.

3) Способствовать развитию интереса к изучению окружающей природы, активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для положительной мотивации при изучении биологии.

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут: работать с дополнительными источниками информации, уметь выделять главное

Большинство учащихся будут уметь: определить происхождение земноводных и показать в каком направлении шла эволюция

Некоторые учащиеся смогут: показать связь земноводных с кистеперыми рыбами

Предыдущее обучение

Многообразие Земноводных

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

10 мин







1. Вызов. Выход на тему. Формулирование целей и задач урока

1) проверка знаний- ПОЛЕТНЫЙ ОПРОС

Безногие Хвостатые Бесхвостые

Животные: 1. Тритон; 2. Зеленая жаба; 3. Семиреченский лягушкозуб; 4. Травяная лягушка; 5. Саламандра; 6. Цейлонский рыбозмей; 7. Озерная лягушка; 8. Кольчатая червяга; 9. Обыкновенная жаба.

Особенности строения: 1. Нет конечностей; 2. Тело удлиненное, ярко выражен хвост; 3. не имеют хвоста; 4. Задние конечности более длинные, чем передние. 5. Примитивные земноводные, приспособлены к проживанию в норах под землей; 6. Между пальцами задних конечностей есть кожные перепонки; 7. Глаза недоразвиты, барабанных перепонок нет. 8. Оплодотворение внутреннее; 9. Оплодотворение наружное.

1.О чем говорит тот факт, что головастики больше похожи на рыб, чем на своих родителей? (Предполагаемый ответ: о том, что первые земноводные произошли от каких-то древних рыб)

2.Скажите, а у каких рыб парные мускулистые плавники служили для переползания из одного водоёма в другой?


Полетный опрос



Середина урока

25 мин










2.Осмысление- работа в парах- интернет ресурсы, презентация

Долгое время кистеперые рыбы или целаканты считались вымершими. Первого живого целаканта нашла в декабре 1938 года Марджори Куртене-Латимер, куратор музея в городе Ист-Лондон (ЮАР). Она исследовала рыб, выловленных рыбаками возле устья рекиЧалумна, и обратила внимание на необыкновенную рыбу синего цвета (слайд 8). Не найдя рыбу ни в одном определителе, Куртене-Латимер попыталась связаться с профессором ихтиологии Джеймсом Смитом, но все попытки не увенчались успехом. Не имея возможности сохранить рыбу, Марджори отдала ее для изготовления чучела. Когда профессор Смит вернулся в музей, он сразу же узнал в чучеле представителя целакантов, хорошо известном по ископаемым останкам, дав ей латинское имя в честь Марджори Латимер. Также профессор Смит охарактеризовал эту рыбу как «живое ископаемое», что впоследствии стало общепринятым.

 Окраска латимерии синевато-серая или коричневая (слайд 9) в зависимости от вида. Самки обоих видов вырастают в длину в среднем до 190 см, самцы — до 150 см, при весе 50—90 кг; длина новорождённых латимерий составляет 35—38 см. Парные плавники целакантов поддерживаются костными поясами, которые напоминают плечевой и тазовый пояса наземных четвероногих позвоночных.

До 1997 года районом распространения латимерии считался только юго-запад Индийского океана (с центром на Коморских островах) Однако позже латимерий, вылавливали возле побережьяМозамбика и юго-западнее от Мадагаскара.

Латимерии — тропические морские рыбы, населяющие прибрежные воды на глубине приблизительно 100-300 метров. Предпочитают районы с крутыми обрывами. Пищи на этих глубинах немного, и целаканты ночью часто перемещаются в менее глубокие слои воды. Днём они погружаются назад. Рыбы, поднятые на поверхность, где температура намного выше 20 °C, испытывают стресс, выживание после которого маловероятно даже при помещении рыб в холодную воду. Икринки латимерий достигают размера апельсина. Латимерии являются яйцеживородящими. До сих пор неизвестно, как происходит внутреннее оплодотворение, и где живут молодые рыбы несколько лет после рождения.

Житель Коморских островов: После того, как в 1952 году был пойман второй живой целакант, Коморские острова (тогда — колония Франции) были признаны «домом» этого рода. Со временем все следующие экземпляры были задекларированы как национальная собственность, только французам предоставлялось право проводить промысел данных рыб. После того как прошел слух, что жидкость из нотохорд латимерий продлевает жизнь, быстро образовался черный рынок, где цены доходили до 5000 долларов США за рыбу, и численность латимерий резко сократилась. В 1995 году общая численность оценивалась в менее 300 особей. Латимерия остается под угрозой из-за узкого ареала, очень специализированной физиологии и образа жизни. В 2013 году Международный Союз охраны природы оценил положение коморского вида латимерий как критическое, а индонезийского — как уязвимое.


Конец урока


10 мин









1. Рефлексивно- оценочный этап

Тестирование.

1. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс:А) Костные рыбы В) Млекопитающие 

С) Пресмыкающиеся D) Земноводные

2. Каких древних животных считают предками земноводных:

А) стегоцефалов В) ихтиозавров С) археоптериксов 

D) латимерий

3. По какому признаку можно узнать земноводных:

А) сухая кожа с перьевым покровом С) голая влажная кожа

В) кожа с железами, покрытая чешуёй D) сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками

4. Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.

А) размножение и развитие личинок происходит в воде;

В) оплодотворение у большинства видов внутреннее;

С) личинки называются мальками;

D) являются гермафродитами.

5. Земноводные произошли от рыб около:

А) 150-170 млн. лет назад;

В) 250-270 млн. лет назад;

С) 350-370 млн. лет назад;

D) 450-470 млн. лет назад.

6. На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:

А) короткое тело, лишенное хвоста;

В) заостренная голова;

С) наличие перепонки на задних конечностях;

D) трехкамерное сердце.

7. Доказательства происхождения земноводных от древних кистеперых рыб является:

А) Тесная связь земноводных с водой.

В) Сходство в строении их личинок

С) наличие чешуи у древних земноводных

D) все выше перечисленные

8. Кто не является представителем древних земноводных:

А) ихтеостегии; В) лепоспондилии; С) лабиринтодонт; 

D) рыбозмей.

2) Повторить материал Рыбы, Земноводные

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне особенно запомнилось…

Меня удивило…

Я считаю…

Урок мне…