Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
для организации отдыха и оздоровления детей
«Финансовые грамотеи»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы –социально-гуманитарная
Актуальность программы
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается с детства, по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Поэтому важно формировать у ребёнка необходимо базовые финансовые знания и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Новизна программызаключается в активном применении игровых форматов. Воспитанники учатся финансовой грамотности вместе с героями мультфильмов «Азбука финансовой грамотности». Выполнение интерактивных заданий позволит детям прожить опыт, необходимый для реальной жизни.
Педагогическая целесообразностьпрограммы в том, что участие в практико-ориентированной деятельности поможет детям научиться управлять своими финансами, изучить финансовую терминологию.
Цель программы: получение знаний в области финансов и освоение компетенций в процессе практической деятельности в ходе решения конкретных финансовых проблемных ситуаций.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
рассказать детям об истории возникновения денег;
научить составлять личный финансовый бюджет;
дать представление об основных мошеннических схемах и способах защиты от них.
Планируемые результаты
узнает историю возникновения денег;
научится составлять личный финансовый бюджет;
будет иметь представление об основных мошеннических схемах и способах защиты от них.
Личностные результаты:
регулирует свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
ответственно относится к собственному здоровью;
Метапредметные результаты:
ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее;
регулирует своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций при работе в паре, группе;
договаривается и приходит к общему решению;
Адресат программы:учащиеся в возрасте 7 - 11 лет.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в день по 40 мин.
Объём программы:10 часов.
Сроки реализации программы, этапы
1) Подготовительный этап (апрель-май 2024г.)
Отбор содержания деятельности.
Разработка информационно-методического сопровождения программы.
Подготовка материально-технической базы.
2) Основной этап (05.06-18.06)
3) Заключительный этап (19.06.-21.06)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 | 05/06 |
2 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 06/06 |
3 | На что тратятся деньги | 1 | 07/06 |
4 | Как с умом управлять своими деньгами | 1 | 10/06 |
5 | Как считать доходы и расходы семьи | 1 | 11/06 |
6 | Как делать сбережения | 1 | 12/06 |
7 | Как планировать семейный бюджет | 1 | 13/06 |
8 | Мошенники. Как защитить кошелёк | 1 | 14/06 |
9 | Как тратить карманные деньги | 1 | 17/06 |
10 | Финансовое бинго | 1 | 18/06 |
Содержание учебного курса
№ п/п | Содержание темы | Форма проведения | Количество занятий |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись Предпосылки возникновения денег как экономического явления, рассказывается об их постепенном развитии — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — досовременных бумажных банкнот. Способы защиты бумажных денег. | Просмотр серии «Азбука финансовой грамотности» «Секрет мастера», «Фальшивый пиастр» Анимированная презентация «История денег: от куниц до бумажных». Мини – исследование «Как защищены бумажные деньги от подделки» | 1 |
2 | Откуда в семье берутся деньги Источники дохода. На какие группы можно распределить все источники дохода. Чем характеризуются регулярные и нерегулярные источники дохода. | Просмотр серии «Азбука финансовой грамотности» «Открытый клуб» Решение проектной задачи | 1 |
3 | На что тратятся деньги Что такое расходы. Какие бывают расходы в семье. | Просмотр серии «Азбука финансовой грамотности» «Список Кроша» Работа в малых группах «На что тратятся деньги в семье» | 1 |
4 | Как с умом управлять своими деньгами Способы увеличения доходов семьи. | Проектное задание на тему «Какя могу помочь своей семье» | 1 |
5 | Как считать доходы и расходы семьи С чего нужно начинать при планировании семейных расходов? Как связаны между собой доходы и расходы семьи? Что делать с «лишними» деньгами? Что такое семейный бюджет? | Обсуждение вопросов. Проектное задание на тему «Составление семейного бюджета» | 1 |
6 | Как делать сбережения Что такое сбережения. Как дети могут делать сбережения. Как взрослые делают сбережения. | Обсуждение вопросов. Проектное задание на тему«Советы. Копейка рубль бережёт» | 1 |
7 | Как планировать семейный бюджет Составление бюджета семьи на простых условных примерах | Игра «Нужная покупка» | 1 |
8 | Мошенники. Как защитить кошелёк Признаки мошенников. Правила при походе в магазин. Учитесь отказывать. Интернет мошенники | Решение ситуационных задач | 1 |
9 | Как тратить карманные деньги? 2 мини-игры и обсуждение темы карманных денег • Игра в формате викторины, в которой участники «голосуют ногами» • Игра «тикающая бомба», в которой нужно назвать платноебесплатное благо | Игра | 1 |
10 | Финансовое бинго Игра «Бинго» проходит в 3 раунда:1- ведущий говорит определение, а участники должны зачеркнуть его в своем «бинго», 2 -участники должны опрашивать друг друга, 3 – ведущий подводит итог и фиксирует ответы детей | Дискуссия Игра | 1 |
Интернет источники
https://vbudushee.ru/upload/iblock/FG/Fin_gramotnost_v_lagere.pdfПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ
https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/591900881.pdfПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАГЕРЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/мультсериал «Азбука финансовой грамотности. Смешарики»