Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
«Творческие горизонты»
Составитель: Пилипенко Арина Сергеевна
Преподаватель по классу «Живопись»
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 9 месяцев
г. Курск
2024 г.
Направленность программы:
Программа «Творческие горизонты» является программой художественной направленности
Новизна программы: Программа реализуется в течение одного учебного года и имеет ознакомительный уровень. Раскрытие творческих способностей детей с ОВЗ. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности лепка, аппликация, живопись и графика, а также использование нетрадиционных техник рисования монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому.
Актуальность программы: обусловлена тем, что востребована в современном обществе, для детей с ограниченными возможностями здоровья развитие творческих способностей имеет огромное значение. Это позволяет им раскрыть свой потенциал, участвовать в творческом процессе и созидании, а также испытать радость успеха в выбранной области благодаря своим способностям и упорному труду. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.
Педагогическая целесообразность: программы объясняется формированием духовности через освоение основ рисования. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание фантазирования служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
На занятиях дети получают определенные эстетические знания о стилизации изображения, условном цвете, выразительности линий. Применение нетрадиционного рисования способствует развитию фантазии, дети приобретают свободу в работе с художественными материалами.
Цель данной программы: развитие художетсвенно – творческих способностей у детей с ОВЗ посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
1). Приобретение знаний о различных приёмах рисования.
2). Развитие умения планировать работу и доводить её до конца.
3). Формирование умения следовать устным инструкциям, умения работать с дидактическим материалом.
5). Получение первичного личного опыта в нетрадиционных способах рисования.
Развивающие:
1). Развитие мелкой моторики и координации рук, глазомера.
2). Развитие наблюдательности, умения видеть характерное в объектах, работать по памяти и представлению, строить пропорции.
3). Развитие мотивации к познанию и творчеству.
4). Развитие творческих способностей: воображения, фантазии и пространственного мышления детей.
5). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать в процессе изготовления коллективных работ, помогать друг другу.
Воспитательные:
1). Формирование к декоративно-прикладному творчеству как к искусству и средству самовыражения.
2). Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
3). Формирование позитивного отношения к декоративно-прикладному творчеству.
4). Формирование личностных качеств: усидчивости, внимательности, памяти, абстрактного мышления, самостоятельности, аккуратности.
Возраст детей с ОВЗ, участвующих в реализации данной программы 7 – 15 лет. В основе обучения групповые занятия:
- 12 тематических занятий (до 5 человек на занятии итого планируемое посещение за весь период обучения 50-60 детей с овз)
- 3 мероприятия (до 20-30 детей с овз итого за весь период обучения 70-90 человек)
- 3 тематические выставки (10 работ на каждой выставке итого за весь период обучения 30 работ)
планируемый охват детей с овз за период реализации программы 120-150 человек.
В освоении программы используются следующие принципы:
1. Принцип доступности обучения предполагает соответствие учебного материала по возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.
2. Принцип систематичности и последовательности. Учебный материал опирается на ранее усвоенный и создаёт прочную базу для последующего обучения.
3. Принцип наглядности. Это один из важнейших принципов обучения декоративно-прикладному творчеству. Наглядность обогащает круг представлений ребят, организует их внимание, развивает мышление, наблюдательность.
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения, и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации работы на занятиях. Коллективные занятия вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда детей находят применение в оформлении выставок и мероприятий.
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале программы и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов, выставок, игр – путешествий и т.д.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в месяц, по 1 академическому часу, в течение 33 недель.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети с ОВЗ:
- приобретут знания о различных приёмах работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, бумагой, и другими материалами;
- разовьют умение планировать работу и доводить её до конца;
- сформируют умение следовать устным инструкциям, умение работать с дидактическим материалом;
- получат личный опыт рисовании и аппликации;
- получат личный опыт по применению различных приёмов в рисовании.
- разовьют мелкую моторику, глазомер;
- разовьют наблюдательность, умение видеть характерное в объектах, работать по памяти и представлению, строить пропорции;
- разовьют мотивацию к познанию и творчеству;
- разовьют творческие способности: воображение, фантазию и пространственное мышление;
- разовьют коммуникативные способности: умение сотрудничать в процессе изготовления коллективных работ, помогать друг другу.
- сформируют интерес к рисованию как к искусству и средству самовыражения;
- сформируют культуру труда и усовершенствуют трудовые навыки;
- сформируют позитивное отношение к декоративно-прикладному творчеству;
- разовьют личностные качества: усидчивость, внимательность, пространственное воображение, самостоятельность, аккуратность.
Формы и виды контроля
Оценка результатов программы осуществляется через наблюдение за детьми в процессе занятий, анализ творческих работ, участие в выставках.
В конце освоения программы проводятся 3 тематические выставки, 3 мероприятия.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество теоретических часов | Количество практических часов |
1 | Городской пейзаж | 1 | - | 1 |
2 | Натюрморт с фруктами | 2 | 1 | 1 |
3 | Зимний пейзаж | 1 | - | 1 |
4 | Зимняя композиция с изображением сказочных животных | 2 | 1 | 1 |
5 | Новогодняя открытка | 1 | - | 1 |
6 | Елочная игрушка | 1 | - | 1 |
7 | Курский сувенир | 1 | - | 1 |
8 | Гобелен | 2 | 1 | 1 |
9 | Роспись по ткани | 1 | - | 1 |
10 | Флюид-арт | 1 | - | 1 |
11 | Кукла мотанка | 1 | - | 1 |
12 | Цветы | 2 | 1 | 1 |
Всего | 16 | 4 | 12 |
Содержание программы:
Программа включает в себя следующие направления:
Изобразительное искусство: живопись, флюид-арт.
Декоративно-прикладное искусство: гобелен, работа с нитками, работа с бумагой, работа с тканью и декоративная роспись.
Каждое направление включает в себя изучение основ композиции, цветоведения, материаловедения, а также практические занятия по созданию творческих работ.
Городской пейзаж: 1 час, работа с гуашью, формат А3
Натюрморт с фруктами: 2 часа, работа с гуашью, формат А3
Зимний пейзаж: 1 час, работа с акрилом и текстурной пастой, холст на подрамнике 30х40
Зимняя композиция с изображением сказочных животных: 2 часа, работа с акрилом, холст на подрамнике 40х50
Новогодняя открытка: 1 час, работа с цветной бумагой, клей, ножницы, формат открытки А5
Елочная игрушка: 1 час, роспись заготовки акриловыми красками 3 елочные игрушки.
Курский сувенир: 1 час, роспись акриловыми красками, двух сувениров из гипса
Гобелен : 2 час, история Суджанского ковроткачества, изготовить подставку под кружку, картонный станок, нитки ,ножницы
Роспись по ткани: 1 час, декоративная роспись шоперов акриловыми красками
Флюид-арт: 1 час, работа с медиумом для флюид-арта, акриловыми красками, 30х40 холст
Кукла-мотанка : 1 час, выполнить куклу-оберег из ниток, нитки , ножницы
Цветы: 2 часа, работа с акриловыми красками, холст на подрамнике 40х50
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий для реализации программы.
Учебные столы и стулья
Мольберт хлопушка
Цветная бумага плотная
Пластиковые тарелки и палитра
Простые карандаши
Холст 40х50
холст 30х40
Бумага плотная ( для акварели) формат А3
Акрил
Тканевые шоперы
Стирательные резинки
Клеенки
Трафареты из картона
Ножницы
Гуашь
Кисти синтетика № 2, 4, 6
Баночки для воды
Клей-карандаш
Бумажные салфетки,
Тряпки для промакивания кисти
Нитки (пряжа)
Методическое сопровождение
В процессе обучения идёт целенаправленное приобщение детей с ОВЗ к художественной культуре и приумножение опыта творческой деятельности. На доступном языке раскрываются понятия жанров искусства и терминов, происходит знакомство с произведениями искусства. После каждого теоретического раскрытия темы предлагается выполнение практических заданий. Непременное условие при проведение занятий - создание атмосферы доверия и заинтересованного общения между детьми и педагогом. Занятия строятся на эмоциональном – образном восприятии искусства и окружающего мира детьми. Учебный материал преподносится через сказочно – игровую форму. Создание атмосферы заинтересованности, помогает ребёнку включиться в работу и работать самостоятельно и творчески. Зрительный ряд занятий формируется на основе показа подлинных произведений народного искусства качественных репродукций произведений художников, показа детских работ, с демонстрацией дидактических материалов.
и
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы дети с ОВЗ смогут:
Развивать творческие способности и воображение.
Улучшить мелкую моторику и координацию движений.
Научиться работать с различными художественными материалами и инструментами.
Получить опыт участия в творческих проектах и выставках.
Оценка результатов:
Оценка результатов программы осуществляется через наблюдение за детьми в процессе занятий, анализ творческих работ, участие в выставках и конкурсах.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы:
Просторное и светлое помещение для занятий.
Комфортная мебель для детей.
Набор художественных материалов и инструментов (краски, карандаши, бумага, глина, нитки, бисер и т.д.).
Доступ к интернету для поиска информации и общения с другими участниками программы.
Важно создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятиях, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно и уверенно.
Дополнительные возможности:
Программа может быть дополнена другими видами художественной деятельности, такими как музыка, танец, театр, кино. Это позволит детям с ОВЗ расширить свой кругозор и получить новые впечатления.
Важно помнить, что каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и программа должна быть адаптирована под его индивидуальные потребности и возможности.
Используемая литература.
1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность
педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в
образовании [Текст] / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова –
Психологическая наука и образование № 1.
2. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С.
Альтшуллер - М., 1979. – 175 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя
[Текст] Ю.К. Бабанский // Бабанский Ю.К. Советская педагогика – М.,. -
1987. - № 2.
4. Барышева, Г.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие
творческих способностей [Текст] / Г.А. Барышева, В.А. Шекалов– Серия
«Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
5. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников
[Текст] / Р.М. Дзанагова – М., Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми. / Под ред. Радиной Е.И.
М., 1976. – 216 с.
7. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе [Текст] / Г.М. Дульнев. – М., 1969.
8. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе
[Текст] / С.Д. Забрамная. –М.: «Педагогика», 2000. – 256 с.
74
9. Зайцев, С.В. Технология обучения и проблемы развития
творческих способностей детей: Разнообразие форм воспитания и обучения
дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. [Текст] /
С.В. Зайцев – М., Знание, 2001. – 387 с.
10. Замский, Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения,
воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века [Текст] /
Х.С. Замский - М., Образование, 1995. – 400 с.
11. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. – М.:
Политиздат, 1976. – 144 с.
12. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. — М.:
Наука, 1988. – 126 с.
13. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов [Текст] / А.Г.
Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
14. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной
активности. Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского
дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под
ред. Н. В. Маркиной,О. В. Верещинской [Текст] / С.В. Максимова. –
Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – 348 с.
15. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения.
Дефектология [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко – 2008. – 215 с.