СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Творческие горизонты»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомительный курс для детей с ОВЗ, раскрывающий творческие способности через основы графики, цветоведения, композиции и декоративную стилизацию. Включает лепку, аппликацию, живопись, графику и нетрадиционные техники (монотипия, рисование с природным материалом). Важна для развития потенциала, участия в творческом процессе и радости успеха детей с ОВЗ. Воспитывает целеустремленность, усидчивость и взаимопомощь.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Творческие горизонты»»






Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

«Творческие горизонты»
















Составитель: Пилипенко Арина Сергеевна

Преподаватель по классу «Живопись»

Возраст детей: 7-15 лет

Срок реализации: 9 месяцев

















г. Курск

2024 г.




Направленность программы:

Программа «Творческие горизонты» является программой художественной направленности


Новизна программы: Программа реализуется в течение одного учебного года и имеет ознакомительный уровень. Раскрытие творческих способностей детей с ОВЗ. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности лепка, аппликация, живопись и графика, а также использование нетрадиционных техник рисования монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому.


Актуальность программы: обусловлена тем, что востребована в современном обществе, для детей с ограниченными возможностями здоровья развитие творческих способностей имеет огромное значение. Это позволяет им раскрыть свой потенциал, участвовать в творческом процессе и созидании, а также испытать радость успеха в выбранной области благодаря своим способностям и упорному труду. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.


Педагогическая целесообразность: программы объясняется формированием духовности через освоение основ рисования. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание фантазирования служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

На занятиях дети получают определенные эстетические знания о стилизации изображения, условном цвете, выразительности линий. Применение нетрадиционного рисования способствует развитию фантазии, дети приобретают свободу в работе с художественными материалами.


Цель данной программы: развитие художетсвенно – творческих способностей у детей с ОВЗ посредством изобразительной деятельности.


Задачи программы

Обучающие:

1). Приобретение знаний о различных приёмах рисования.

2). Развитие умения планировать работу и доводить её до конца.

3). Формирование умения следовать устным инструкциям, умения работать с дидактическим материалом.

5). Получение первичного личного опыта в нетрадиционных способах рисования.


Развивающие:

1). Развитие мелкой моторики и координации рук, глазомера.

2). Развитие наблюдательности, умения видеть характерное в объектах, работать по памяти и представлению, строить пропорции.

3). Развитие мотивации к познанию и творчеству.

4). Развитие творческих способностей: воображения, фантазии и пространственного мышления детей.

5). Развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать в процессе изготовления коллективных работ, помогать друг другу.


Воспитательные:

1). Формирование к декоративно-прикладному творчеству как к искусству и средству самовыражения.

2). Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

3). Формирование позитивного отношения к декоративно-прикладному творчеству.

4). Формирование личностных качеств: усидчивости, внимательности, памяти, абстрактного мышления, самостоятельности, аккуратности.


Возраст детей с ОВЗ, участвующих в реализации данной программы 7 – 15 лет. В основе обучения групповые занятия:

- 12 тематических занятий (до 5 человек на занятии итого планируемое посещение за весь период обучения 50-60 детей с овз)

- 3 мероприятия (до 20-30 детей с овз итого за весь период обучения 70-90 человек)

- 3 тематические выставки (10 работ на каждой выставке итого за весь период обучения 30 работ)

планируемый охват детей с овз за период реализации программы 120-150 человек.


В освоении программы используются следующие принципы:

1. Принцип доступности обучения предполагает соответствие учебного материала по возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.

2. Принцип систематичности и последовательности. Учебный материал опирается на ранее усвоенный и создаёт прочную базу для последующего обучения.

3. Принцип наглядности. Это один из важнейших принципов обучения декоративно-прикладному творчеству. Наглядность обогащает круг представлений ребят, организует их внимание, развивает мышление, наблюдательность.


Формы занятий:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения, и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации работы на занятиях. Коллективные занятия вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда детей находят применение в оформлении выставок и мероприятий.

Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале программы и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов, выставок, игр – путешествий и т.д.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в месяц, по 1 академическому часу, в течение 33 недель.


Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дети с ОВЗ:

- приобретут знания о различных приёмах работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, бумагой, и другими материалами;

- разовьют умение планировать работу и доводить её до конца;

- сформируют умение следовать устным инструкциям, умение работать с дидактическим материалом;

- получат личный опыт рисовании и аппликации;

- получат личный опыт по применению различных приёмов в рисовании.

- разовьют мелкую моторику, глазомер;

- разовьют наблюдательность, умение видеть характерное в объектах, работать по памяти и представлению, строить пропорции;

- разовьют мотивацию к познанию и творчеству;

- разовьют творческие способности: воображение, фантазию и пространственное мышление;

- разовьют коммуникативные способности: умение сотрудничать в процессе изготовления коллективных работ, помогать друг другу.

- сформируют интерес к рисованию как к искусству и средству самовыражения;

- сформируют культуру труда и усовершенствуют трудовые навыки;

- сформируют позитивное отношение к декоративно-прикладному творчеству;

- разовьют личностные качества: усидчивость, внимательность, пространственное воображение, самостоятельность, аккуратность.


Формы и виды контроля

Оценка результатов программы осуществляется через наблюдение за детьми в процессе занятий, анализ творческих работ, участие в выставках.

В конце освоения программы проводятся 3 тематические выставки, 3 мероприятия.

Учебно – тематический план


Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество теоретических часов

Количество практических часов

1

Городской пейзаж

1

-

1

2

Натюрморт с фруктами

2

1

1

3

Зимний пейзаж

1

-

1

4

Зимняя композиция с изображением сказочных животных

2

1

1

5

Новогодняя открытка

1

-

1

6

Елочная игрушка

1

-

1

7

Курский сувенир

1

-

1

8

Гобелен

2

1

1

9

Роспись по ткани

1

-

1

10

Флюид-арт

1

-

1

11

Кукла мотанка

1

-

1

12

Цветы

2

1

1

Всего

16

4

12



Содержание программы:

Программа включает в себя следующие направления:

  • Изобразительное искусство: живопись, флюид-арт.

  • Декоративно-прикладное искусство: гобелен, работа с нитками, работа с бумагой, работа с тканью и декоративная роспись.

Каждое направление включает в себя изучение основ композиции, цветоведения, материаловедения, а также практические занятия по созданию творческих работ.

  1. Городской пейзаж: 1 час, работа с гуашью, формат А3

  2. Натюрморт с фруктами: 2 часа, работа с гуашью, формат А3

  3. Зимний пейзаж: 1 час, работа с акрилом и текстурной пастой, холст на подрамнике 30х40

  4. Зимняя композиция с изображением сказочных животных: 2 часа, работа с акрилом, холст на подрамнике 40х50



  1. Новогодняя открытка: 1 час, работа с цветной бумагой, клей, ножницы, формат открытки А5

  2. Елочная игрушка: 1 час, роспись заготовки акриловыми красками 3 елочные игрушки.

  3. Курский сувенир: 1 час, роспись акриловыми красками, двух сувениров из гипса

  4. Гобелен : 2 час, история Суджанского ковроткачества, изготовить подставку под кружку, картонный станок, нитки ,ножницы

  5. Роспись по ткани: 1 час, декоративная роспись шоперов акриловыми красками

  6. Флюид-арт: 1 час, работа с медиумом для флюид-арта, акриловыми красками, 30х40 холст

  7. Кукла-мотанка : 1 час, выполнить куклу-оберег из ниток, нитки , ножницы

  8. Цветы: 2 часа, работа с акриловыми красками, холст на подрамнике 40х50


Список оборудования и материалов,

необходимых для занятий для реализации программы.

Учебные столы и стулья

Мольберт хлопушка

Цветная бумага плотная

Пластиковые тарелки и палитра

Простые карандаши

Холст 40х50
холст 30х40
Бумага плотная ( для акварели) формат А3
Акрил
Тканевые шоперы

Стирательные резинки

Клеенки

Трафареты из картона

Ножницы

Гуашь

Кисти синтетика № 2, 4, 6

Баночки для воды

Клей-карандаш

Бумажные салфетки,

Тряпки для промакивания кисти
Нитки (пряжа)


Методическое сопровождение


В процессе обучения идёт целенаправленное приобщение детей с ОВЗ к художественной культуре и приумножение опыта творческой деятельности. На доступном языке раскрываются понятия жанров искусства и терминов, происходит знакомство с произведениями искусства. После каждого теоретического раскрытия темы предлагается выполнение практических заданий. Непременное условие при проведение занятий - создание атмосферы доверия и заинтересованного общения между детьми и педагогом. Занятия строятся на эмоциональном – образном восприятии искусства и окружающего мира детьми. Учебный материал преподносится через сказочно – игровую форму. Создание атмосферы заинтересованности, помогает ребёнку включиться в работу и работать самостоятельно и творчески. Зрительный ряд занятий формируется на основе показа подлинных произведений народного искусства качественных репродукций произведений художников, показа детских работ, с демонстрацией дидактических материалов.
и

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программы дети с ОВЗ смогут:

  • Развивать творческие способности и воображение.

  • Улучшить мелкую моторику и координацию движений.

  • Научиться работать с различными художественными материалами и инструментами.

  • Получить опыт участия в творческих проектах и выставках.

Оценка результатов:

Оценка результатов программы осуществляется через наблюдение за детьми в процессе занятий, анализ творческих работ, участие в выставках и конкурсах.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы:

  • Просторное и светлое помещение для занятий.

  • Комфортная мебель для детей.

  • Набор художественных материалов и инструментов (краски, карандаши, бумага, глина, нитки, бисер и т.д.).

  • Доступ к интернету для поиска информации и общения с другими участниками программы.

Важно создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятиях, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно и уверенно.

Дополнительные возможности:

Программа может быть дополнена другими видами художественной деятельности, такими как музыка, танец, театр, кино. Это позволит детям с ОВЗ расширить свой кругозор и получить новые впечатления.

Важно помнить, что каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и программа должна быть адаптирована под его индивидуальные потребности и возможности.


Используемая литература.



1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность

педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в

образовании [Текст] / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова –

Психологическая наука и образование № 1.

2. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С.

Альтшуллер - М., 1979. – 175 с.

3. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя

[Текст] Ю.К. Бабанский // Бабанский Ю.К. Советская педагогика – М.,. -

1987. - № 2.

4. Барышева, Г.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие

творческих способностей [Текст] / Г.А. Барышева, В.А. Шекалов– Серия

«Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.

5. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников

[Текст] / Р.М. Дзанагова – М., Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми. / Под ред. Радиной Е.И.

М., 1976. – 216 с.

7. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной

школе [Текст] / Г.М. Дульнев. – М., 1969.

8. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе

[Текст] / С.Д. Забрамная. –М.: «Педагогика», 2000. – 256 с.

74

9. Зайцев, С.В. Технология обучения и проблемы развития

творческих способностей детей: Разнообразие форм воспитания и обучения

дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. [Текст] /

С.В. Зайцев – М., Знание, 2001. – 387 с.

10. Замский, Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения,

воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века [Текст] /

Х.С. Замский - М., Образование, 1995. – 400 с.

11. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. – М.:

Политиздат, 1976. – 144 с.

12. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. — М.:

Наука, 1988. – 126 с.

13. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов [Текст] / А.Г.

Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

14. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной

активности. Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского

дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под

ред. Н. В. Маркиной,О. В. Верещинской [Текст] / С.В. Максимова. –

Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – 348 с.

15. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения.

Дефектология [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко – 2008. – 215 с.