СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная образовательная практика «Загадочные ребусы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная образовательная практика «Загадочные ребусы»

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика «Загадочные ребусы»»

Краткосрочная образовательная практика «Загадочные ребусы»



рограмма  краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста
                                      

Полное  название 

программы 

 РЕБУСЫ  И  ИЗОГРАФЫ.

Краткое  название

«Загадочные ребусы».

ФИО автора

 Учитель-логопед: Шишмакова  Марина  Анатольевна

Возраст детей

5-7 лет

Количество занятий

2

Актуальность

. Знакомство  с  мнемодорожками.

Цель

2. Знакомство с приемами  запоминания  стишков.

Задачи

-Дать понятие «ребус», познакомить с  правилами и приёмами, которые используются при их составлении.

-Выучить алгоритм решения ребусов.

Материалы  и

 оборудование

Картинки-ребусы,  картинки-изографы, альбомные листы,  карандаши,  картинки, ножницы, клей.

Части ОП КОП

1. Знакомство  с  ребусами.

2. Знакомство с приемами, которые используются при их составлении.

3.Знакомство  с  алгоритмом решения ребусов.

Конечныерезультаты

Сформировать  навык решения и составления ребусов.

Конкретные  программные  

критерии

Развивать умения:

 -пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение,  классификация;

-вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

- развивать концентрацию внимания.

-Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

-Отработать умения решать ребусы.

Количество

10  человек

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.В отличие от простой загадки, где основа - словесное описание, ребус развивает еще и образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать. 
Подберите ребенку подходящие ребусы и постепенно увеличивайте их сложность.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ребус – логическая игра, в которой надо разгадать ответ по картинке. На картинке изображаются предметы, животные и растения, буквы и цифры. Имеет значение их взаимное расположение. Ребусы могут стать увлекательным занятием, если подать его в игровой форме. 

И от самых простых картинок-головоломок для дошкольного возраста добраться до сравнительно сложных. 

Ребусы придуманы на огромное множество тем. Главное, чтобы каждое слово, буква и предмет, служащие ответом к картинке, были уже знакомы малышу.

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная  гимнастика  для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Цель практики – Научить детей разгадывать и составлять ребусы.

Задачи: 

-Дать понятие «ребус», познакомить с  правилами и приёмами, которые употребляются при их составлении.

-Выучить алгоритм решения ребусов.

Основные  принципы  построения  краткосрочной  образовательной  практики:

1.Принцип  доступности (метод обучения  соответствует возрасту, уровню  развития,  подготовки, интересам  детей).

2.Принцип последовательности (от  простого к  сложному).

3.Принцип  индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет  его особенностей).

Основные критерии:

Развивать умения:

 -пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение,               классификация;

-вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

- развивать концентрацию внимания.

-Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

-Отработать умения решать ребусы.

Части  занятия.

1.Организационная  часть. 

2.Основная часть. 

3.Заключительная.

Ожидаемый результат.

Сформировать  навык решения и составления ребусов.

Инструментарий  для  организации  практики

Картинки-ребусы, картинки-изографы, альбомные листы,  карандаши,  картинки, ножницы, клей.

Методическое  сопровождение.

1.Ресурсы  интернета.

2.Собственные   изографы, ребусы.

3.Волина В.В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994.

4.Карпенко М.Т. Сборник загадок и ребусов. М., 1988.

 

Результаты  практики.

У детей сформируется навык решения и составления ребусов. Дети будут проявлять заинтересованность.

Перспективы  практики. При  высокой  заинтересованности  детей,  прошедших  практику,  можно  организовать  дополнительные  занятия. 

 

Реклама  и  продвижение  практики.

          « Разные символы  и  шифровки

            С  вами  мы  применим  ловко,

            Научимся  ребусы составлять,

           Будем их мы  создавать,

          Вас попросим разгадать!»

                

 

СЦЕНАРНЫЙ  ПЛАН ОП КОП 

ЗАНЯТИЕ 1. Составление ребусов. Понятие «ребус»  и правило их решения.

Задачи: 

-Дать понятие-«ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом  решения ребусов; расширять интерес детей к решению ребусов.

-Познакомить детей с приёмами и правилами составления ребусов; развивать воображение; закрепить алгоритм решения ребусов; упражнять в решении и составлении ребусов.

 

1.Организационный  момент. 

В  доступной  форме логопед  знакомит детей с ребусами.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.

2.Основная часть.    

 Дети под руководством  логопеда  учатся «расшифровать»  ребусы.

 Детские ребусы с картинками:
Ш + «Утка» (Шутка), “Шар” + Ф (шарф), Ба + «бочка» (Бабочка), Г + «роза» (Гроза), «рыба» + К (рыбак), Шм +» ель» (шмель), К + «рот» (крот), «косы»+НКА(косынка), «рука» + В (рукав), Б + «усы» (бусы), пат + «руль» (патруль), сер + «ёж» + ки (серёжки), стре + «коза» (стрекоза), «маг»+ зин (магазин), пч + «ёлка» (пчелка) и др.

Ребусы с буквами и цифрами: 
7+Я(семья), 40+а (сорока), с + 3 + ж (стриж), 100 + г(стог), по + 2 + л (подвал) и тд. Эти ребусы потруднее. Для детей, которые уже научились читать и знают цифры. 
Но тем не менее они очень просты в разгадывании.

3.Заключительная  часть. Подводим итоги. У кого  какие  возникли  трудности ? Какие  упражнения больше  понравились?

 

ЗАНЯТИЕ №2.

1.Организационный  момент. 

Задачи: Познакомить детей с логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация; закрепить алгоритм составления ребусов; развивать концентрацию внимания, учить работать в группах; отработать умение решать ребусы.

2. Основная часть.

 Правила разгадывания ребусов с запятыми - запятые перед картинкой обозначают,  сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.

Ребусы по типу « буквы в букве», «буквы на или под буквой» однотипны, их легко решить на примере одного из них: под РУ ЖКА(подружка), на ТА ША(Наташа), в О лк (волк), в О рона (ворона), в О 7(восемь) и др. В такие головоломки хорошо складываются некоторые имена: вАря, вАня, вАля, вЕра, вОлодя, вОва.

Ребусы-изографы. Дети учатся видеть образ предмета и находят буквы, из которых составлены изографы.

 

Изографы.                                             Чтение по полбуковке.

 

Самостоятельная работа. Дети составляют свои ребусы. Подбирают картинки.

Красиво  оформляют их на  листах. 

     

3.Заключительная  часть. Подводим итоги. Чему научились? В чем испытывали затруднения?

ОТЧЕТ.

АННОТАЦИЯ  ПРАКТИКИ:  в  ходе  практики дети научились разгадывать и составлять несложные ребусы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети  и  родители заинтересованы, самостоятельно дома составляют различные ребусы.

Перспективы  практики. При  высокой  заинтересованности  детей,  прошедших  практику,  можно  организовать  дополнительные  занятия

Реклама  и  продвижение  практики.

Институциональный  уровень: участие  в  ярмарке, информация  о практике  в  группах  детского сада.

 

Разгадай ребусы!

         

Практику  посещают 10  человек(2  подгруппы  по  5 человек).

 Дети проявили заинтересованность, научились составлять ребусы.