МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЕЧСТВА»
К
СОГЛАСОВАНА заместителем директора по УВР
«____»________2022 г.
Э.А. Сейтмеметова
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ДОД «РЦДЮТ»
Приказ от «___»____2022 г.
_______В.В. Кендзерская
РАСНОГВРАДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА протокол заседания Методического совета
от «___»___2022 г. №___
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
туристско-краеведческой направленности
«Юные краеведы»
Возраст обучающихся – 7- 12 лет
Срок реализации программы – 21 день
Автор-составитель:
Коваленко Елена Николаевна, педагог дополнительного образования кружка «Юные краеведы»
пгт Красногвардейское, 2022 год
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» (далее - Программа) разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования детей МБОУ ДОД «РЦДЮТ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Устав МБОУ ДОД «РЦДЮТ», утвержденный Приказом управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 12.05.2015 № 223;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
Направленность Программы – туристско-краеведческая.
Актуальность Программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию, развивает творческое мышление, самостоятельность, умение взаимодействовать в командной работе, интерес к познанию и изучению родного края, любовь к своей малой родине, развивает заботу об исторических памятниках.
Новизна Программы состоит в том, что в процессе работы, обучающиеся получают теоретические сведения по история родного края.
Отличительные особенности Программы заключаются в том, что она построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Педагогическая целесообразность направлена на формирование и развитие индивидуальных творческих, и познавательных способностей, способствует формированию творческого мышления и расширению общего кругозора обучающихся.
Адресат Программы - обучающиеся младшего и среднего (6-12 лет) школьного возраста. Наполняемость группы 20 человек.
Объем и сроки реализации образовательной Программы - рассчитана на 21 рабочий день.
Уровень Программы - базовый.
Формы обучения: очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий).
Особенности организации образовательного процесса. Проводится групповое обучение. Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 академических часа с перерывом 10 минут в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - ознакомление обучающихся с историческими и памятными местами своей малой родины – села Янтарное, изучение основных сведений об исторических объектах и формирование у учащихся мотивации к туристско-краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков, способствующим личностному росту каждого обучающегося.
Задачи Программы:
Образовательные:
- получение навыков презентации результатов собственной деятельности.
Личностные: воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать санитарно-гигиеническую культуру и соблюдение правил безопасного труда;
- воспитывать каждого ребенка как истинного патриота своей малой родины и родной страны.
Метапредметные: развивать познавательные процессы детей;
- развивать чувство уверенности в себе;
- формировать подготовку перед публичными выступлениями;
- развивать активную гражданскую позицию каждого ребенка.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | |
Тео-рия | Прак-тика | Всего | | |
| Раздел 1. Введение. | 1 | 1 | 2 | | |
| Раздел 2. С чего начинается Родина? | 2 | 2 | 4 | | |
2.1 | «Семь я - Моя семья!» | 1 | 1 | 2 | | |
2.2. | Любимое Янтарное! | 1 | 1 | 2 | коллаж | |
| Раздел 3. Будущее невозможно без прошлого | 3 | 3 | 6 | | |
3.1. | Крым – земля героическая | 1 | 1 | 2 | Выставка писем-треугольников | |
3.2. | Конкурс рисунков на асфальте «Любимый Крым» | 1 | 1 | 2 | | |
3.3. | Почему наш народ победитель? | 1 | 1 | 2 | | |
| Раздел 4. Крым – родина наша, и нет земли краше! | 8 | 8 | 16 | | |
4.1. | Исторические справки о Крыме | 1 | 1 | 2 | | |
4.2. | Крымская мечта – Артек | 1 | 1 | 2 | | |
4.3 | Парад тюльпанов, парад хризантем в Никитском Ботаническом саду | 1 | 1 | 2 | | |
4.4 | Ласточкино гнездо – гордость Крыма на весь мир | 1 | 1 | 2 | | |
4.5 | Карнавал ирисов – люби красоту | 1 | 1 | 2 | | |
4.6 | Северо-Крымский канал | 1 | 1 | 2 | | |
4.7 | Все лучшее о Крыме | 1 | 1 | 2 | | |
4.8 | Радуга детства (выставка работ о Крыме) | - | 2 | 2 | коллаж | |
| Раздел 5. Я для родины сильным, здоровым расту | 3 | 3 | 6 | | |
5.1 | Режим дня – залог здоровья | 1 | 1 | 2 | | |
5.2 | Прогулки, игры на свежем воздухе | 1 | 1 | 2 | | |
5.3 | На зарядку становись! | 1 | 1 | 2 | | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | викторина | |
Итого | 17 | 19 | 36 | | |
Содержание программы
Раздел 1. Введение.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся.
Раздел 2. С чего начинается Родина?
Теория. Понятие о родословной, поколении, предках, потомках. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Семейные традиции, реликвии, увлечения. Воспитание чувства гордости за свое село, привитие любви к своей улице, дому, воспитание уважения и заботы к родным местам.
Практика. Составление родословной своей семьи, исследование своей фамилии, составление коллажа семейных традиций, увлечений, реликвий. Составление видеорассказа о любви к своему селу, его красоте, достопримечательностям.
Раздел 3. Будущее невозможно без прошлого.
Теория. Знакомство с военным прошлым крымской земли. Воспитание гордости и уважения к героическому прошлому советского народа, памятниками и ветеранам Великой Отечественной войны. Знакомство с понятием «подвиг». Воспитание чувства ответственности за свою землю, родину.
Практика. Изготовление военного письма-треугольника. Составление устного мини-сочинения о понимании слова «подвиг»
Раздел 4. Крым – родина наша и нет земли краше.
Теория. Знакомство с интересными историческими справками о Крыме, достопримечательностями, историческими и красивейшими местами нашей родины.
Практика. Составление коллажа на тему: «Я люблю Крым» согласно темам раздела.
Раздел 5. Я для родины сильным, здоровым расту.
Теория. Привитие здорового образа жизни, понимание выполнения режима дня, правильного питания, значения пребывания на свежем воздухе, активного образа жизни, воспитание в себе полноценного, здорового, социально-активного гражданина.
Практика. На протяжении периода летней программы выполнять правила здорового образа жизни: соблюдение режима дня, следить за здоровым питанием и проводить с интересом и пользой время на свежем воздухе.
Формы контроля.
Викторина «Родина моя – Крым» (приложение № 1)
Календарно-учебный график
№ | Тема занятия | Дата (план) | Дата (факт) | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Введение | 01.06 | | 2 | | |
2 | Режим дня – залог здоровья | 02.06 | | 2 | | |
3 | Прогулки, игры на свежем воздухе | 03.06 | | 2 | | |
4 | На зарядку становись! | 03.06 | | 2 | | |
5 | Моя семья | 04.06 | | 2 | | |
6 | Я горжусь моей малой Родиной | 05.06 | | 2 | | |
7 | Крым – земля героическая | 09.06 | | 2 | | |
8 | Конкурс рисунков | 10.06 | | 2 | | |
9 | Мы растем для своей Родины | 10.06 | | 2 | | |
10 | Исторические справки о Крыме | 11.06 | | 2 | | |
11 | Крымская мечта – Артек | 12.06 | | 2 | | |
12 | Парад тюльпанов, парад хризантем в Никитском Ботаническом саду | 15.06 | | 2 | | |
13 | Ласточкино гнездо – гордость Крыма на весь мир | 16.06 | | 2 | | |
14 | Карнавал ирисов – люби красоту | 17.06 | | 2 | | |
15 | Розовое озеро Сасык-Сиваш | 17.06 | | 2 | | |
16 | Все лучшее о Крыме | 18.06 | | 2 | | |
17 | Радуга детства (выставка работ о Крыме) | 18.06 | | 2 | | |
18 | Итоговое занятие | 19.06 | | 2 | | |
Формы аттестации
Приложение № 1.
Викторина «Родина моя – Крым»
Что такое семья?
Какие в вашей семье есть традиции, увлечения?
В вашей семье есть реликвия?
Чем сильна Россия?
Что относится к достопримечательностям Крыма?
Сколько примерно достопримечательностей в Крыму?
Что такое Артек?
Парады каких растений проводятся в Никитском Ботаническом саду?
Какие памятники ты знаешь в родном селе?
Что ты можешь рассказать об одном из памятникв?
Оценочные материалы: творческое задание, задание для самостоятельной работы.
Условия реализации программы: педагог, компьютер, колонки, выход в Интернет.
Интернет-источники:
Амет-хан Султан https://youtu.be/rzQc8p17pII
Артек https://youtu.be/47A275cXhP4
Все лучшее о Крыме https://youtu.be/Ood6xPHerwo
Исторические справки https:/ /youtu.be/4HC0OakBQnE
Карнавал ирисов https://youtu.be/p77gdzaHuFM
Крым – земля героическая https://ok.ru/live/2075585552236
Ласточкино гнездо https://youtu.be/v0fQqpbvZD0
Моя семья https://youtu.be/_rAiDs4_mLg
https://youtu.be/kNsIB_40vIo
Моя малая родина https://youtu.be/Jam47UcuzXw
Мультфильм о войне https://youtu.be/ENTaQBTQ2E4
Парад тюльпанов, хризантем https://youtu.be/AgdcvNu0Zgc
https://youtu.be/vJO0Y9xSJB4
Письмо-треугольник https://youtu.be/XUEaEqS_7sc