МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Саратовской области
Администрация Краснокутского муниципального района
МОУ-СОШ № 1«Образовательный Центр г. Красный Кут Саратовской области»
Центр образования естественно-научного и
технологического направления «Точка Роста»
МОУ–СОШ с.Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММ
КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Юный эколог»
Возраст обучающихся от 7 до 10 лет
Срок реализации 8 часов
Составитель-разработчик:
Пащенко Ирина Павловна
педагог дополнительного образования
2024-2025 гг.
Рабочая программа
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» по уровню образования – является ознакомительной, имеет естественнонаучную направленность и предназначена для обучения детей 7 -10лет. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми.
1.1. Актуальность.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что объединение «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дополнительного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В связи с этим возникла идея проведения объединения по экологии в нашем учреждении, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.
Объединение способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.
Новизна
Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Педагогическая целесообразность
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 5-7 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий.
Программа «Юный эколог» знакомит детей с элементами таких наук как астрономия, биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение знаний в других областях.
Авторскими находками данной программы являются: система учебно-тематического планирования, использование авторских игровых технологий в системе введения в мир природы, содержание программы опирается на занятия, разработанные автором.
Адресат программы - Возраст детей и их психологические особенности:
Дети в возрасте 7 -10лет:
В данный период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.
Условия набора обучающихся. Для обучения принимаются все желающие с 7 до 10 лет (не имеющие медицинских противопоказаний).
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 месяц. В неделю 2 занятия по 30 мин. Всего 8 часов.
Состав группы - занятия проводятся с детьми 10-15 человек.
Режим занятий. Продолжительность занятий - 30 мин. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Форма обучения очная.
Виды деятельности - познавательная деятельность, игровая деятельность, проектная деятельность.
Формы и методы проведения занятий: экскурсии, беседы, викторины, выставки, презентации, коллективные творческие дела, ролевые игры, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания), лекции, экологические рейды, социологический опрос, анкетирование, семинары и т. д.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, беседа, проектная деятельность.
Реализация программы позволит:
привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области окружающего мира;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ естествознания;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
1. Образовательные. Формирование элементов экологического сознания; формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
2. Развивающие. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о природе.
3. Воспитательные. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Содержание программы:
1. Введение. Что такое Экология. (1 час)
Представляется целесообразным на первом занятии познакомить обучающихся с общей структурой программы, его примерным содержанием, формами, видами самостоятельных, практических и творческих работ. Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
2. «Овощи и фрукты» (1 час)
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу, закреплению о значении свежих плодов для здоровья людей, развивать умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса, воспитывать трудолюбие.
3. Грибное царство нашего края. (1 час)
Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.
4. «Водичка-водичка». (1 час)
Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.
Воспитывать экономное отношение к воде.
5. Веселый огород. (1час)
Закрепить и обогатить знания детей о посадке и росте растений.
Учить пользоваться речью доказательством, для основания своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.
6. Комнатные растения. (1час)
Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними.
Познакомить детей с правилами поливки.
Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составлении загадок-описаний.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Познакомить с новыми растениями (герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
7. «Растения на территории Центра» (1 час)
Выявить какие растения являются редкими в нашей местности.
Составить Красную книгу растений нашей местности. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Формировать умение узнавать и правильно называть травы, кустарники.
Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к природе.
8. «Домашние любимцы» (1 час)
Формировать представление о домашних животных. Учить узнавать, побуждать называть животных. Воспитывать желание проявлять заботу о домашних животных
Приветствуем друг друга.
2.1. Учебный план.
№ | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | Общее количество | Форма контроля |
| Мониторинг | - | - | - | Групповой Фронтальный |
1 | «Что такое Экология» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | «Овощи и фрукты» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | «Грибное царство нашего края». | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | «Водичка-водичка». | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | «Веселый огород» | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Комнатные растения». | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | «Растения на территории Центра» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
8 | «Домашние любимцы» | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Мониторинг | - | - | - |
| Всего: | 4 | 4 | 8 |
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Этапы реализации программы. Темы учебного плана | Сроки | Формы организации образовательного процесса | Примечания |
1 | «Что такое Экология» | 02.06. | Групповой Фронтальный | |
2 | «Овощи и фрукты» | 06.06 | |
3 | «Грибное царство нашего края». | 09.06 | |
4 | «Водичка-водичка». | 13.06 | |
5 | «Веселый огород» | 16.06 | |
6 | «Комнатные растения». | 20.06 | |
7 | «Растения на территории Центра» | 23.06 | |
8 | «Домашние любимцы» | 27.06 | |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с посадочными местами, учебные столы, стулья, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, книги, журналы, презентации. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.
Для педагога:
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по
темам программы, выход в интернет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
№ п/п | Наименование | Количество ( на группу) |
1. | ножницы | По количеству обучающихся на занятии |
2. | бумага ксероксная |
3. | бумага цветная |
4. | картон |
5. | карандаши простые |
6. | Краски гуашь, акрил. |
7. | Клей ПВА |
8. | Клей момент |
9. | Кисти для рисования |
10. | Акварельная бумага |
Формы аттестации
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов обучающихся является протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.
Итоговый мониторинг осуществляется в конце освоения программы и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Отслеживание результатов по разделам программы
1. Наблюдение – на экскурсиях, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, экологические навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
2. Мини-викторины и кроссворды по экологии для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Основные формы проведения занятий –
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдение;
- Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
- Беседы;
- Использование научной и художественной литературы;
- Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
- Использование аудио и видео материалов;
- Творческие мастерские по изготовление поделок из природного материала.
В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- литература по окружающему миру для чтения;
- сведения из интернета (сайты по биологии, зоологии, экологии )
- книги, брошюры, газетные материалы;
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- компьютерные презентации по темам;
Занятия объединений носят преимущественно практический характер. Основная часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в обучающихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. План занятий необходимо строить так, чтобы перед обучающимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия в парк и в природу для сбора природного материала , экологический десант, и т. п.
Содержание занятий следует постоянно усложнять от простого к сложному. Их необходимо использовать для расширения и углубления знаний учащихся по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
После экскурсии, прогулки на занятии обсуждаются его итоги. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки детей.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении экскурсий в природу.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия объединения помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Специфика работы по данной программы:
1.Стратегической целью является формирование чувства любви к окружающему миру, формирование базиса культуры личности ребенка.
2.Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер.
3.Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, что выражается в его творчестве.
4.Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к природе.
Общедидактические принципы программы:
- Научность;
- Систематичность и последовательность;
- Доступность;
- Наглядность;
- Прочность;
- Целесообразность;
- Сознательность и активность.
Принципы педагогической системы:
- Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности;
- Принципы гуманизма;
- Принципы комплексности;
- Принцип индивидуального подхода;
Специфические принципы:
- Принципы взаимосвязи природы с разными видами искусства: музыкальным, художественным творчеством;
- Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
- Принцип сезонности;
- Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):
1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/
3.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/
5. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/
6. Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru
Кадровое обеспечение - реализовать программу "Юный эколог" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области основ Экологии, биологии, зоологи, прикладного творчества и опыт работы в учреждениях дополнительного образования.
1.3. Принципы организации образовательного процесса.
В основу программы положены принципы:
1. Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
2. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
3. Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
4. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
5. Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения; креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:
1. Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
2. В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
3. Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
4. Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
5. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.
1.4. Формы, методы, приемы проведения занятия.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная работа с использованием учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
1.5 Организационно-методическое обеспечение программы.
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Юный эколог» рассчитана на 8 часов . Для успешного освоения программы, занятия в группе должны составлять 10 - 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 занятия (30 мин.). В начале и конце освоения программы проводится мониторинг.
Год обучения | Количество занятий | Возраст детей | Продолжительность | Кол-во детей в группе |
в неделю | в месяц |
2024 - 2025 учебный год | 2 | 8 | 7-10 лет | 30 минут | 10-15 |
1.6. Ожидаемые результаты.
1. Должен знать и называть домашних животных и их детёнышей, части тела животных и их особенности, их среду обитания; знать виды растений, основные части растений, правила ухода.
2. Самостоятельно наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами, делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире. Правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
3. Иметь представление о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
4. Самостоятельно видеть проблему. Активно высказывать предположения выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планировать предстоящую деятельность. Осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
5. Действовать планомерно. Помнить о цели работы на протяжении всей деятельности.
6. В диалоге со взрослым пояснять ход деятельности. Доводить дело до конца.
7. Формулировать в речи, достигнут или нет результат, замечать неполное соответствие полученного результата гипотезе.
8. Формировать умение устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делать выводы.
2. План работы кружка «Юный эколог» на 2024 – 2025 учебный год.
1 | Режим работы | 1 раз в неделю по 2 часа 10.00-11.10 |
2 | Продолжительность учебного периода | Начало: 02.06.2025 год Окончание : 27.06.2025 год |
3 | Количество недель | 4 недели |
| | |
2.1. Календарно – тематическое планирование.
Неделя | № | Тема | Интеграция образовательных областей | Формы работы | Отметка о выполнении |
первая | 1. | Мониторинг | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Наблюдение. 2. Беседа. 3. Игра – ситуация. | |
2 | «Что такое Экология» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Сказка о капельке. 2. Беседа «береги природу». 3. Д/и «Живое - неживое». | |
3. | «Овощи и фрукты» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». | |
вторая | 1. | «Грибное царство нашего края». | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» | 1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Д.И. «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы» | |
| 2. | «Водичка-водичка». | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | 1. Беседа «Что было бы, если не было воды?» 2. Эксперименты по определению свойств воды. | |
третья | 1. | «Веселый огород» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» | 1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Проращивание и посадка семян. 3. Д.И. «Сложи картинку». | |
2. | «Комнатные растения». | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | 1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим уходом за растением) | |
четвертая | 1. | «Растения на территории Центра» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Наблюдение за растениями. 2. Д.И. «Угадай растение». 3. Чтение стихотворений. | |
2. | «Домашние любимцы» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | 1. Беседа «У меня дома живет…» (рассказы детей об их любимцах). 2. Д.И. «Хорошо-плохо». | |
| 3. | Мониторинг | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Наблюдение. 2. Беседа. 3. Игра – ситуация. | |
2.2. План работы с родителями
Неделя | Мероприятие |
первая-вторая | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». Папки-передвижки «Животные в доме» |
третья-четвертая | Оформление огорода на окне детей и родителей дома (посадка семян овощей). Фотовыставка для родителей «Я маленький эколог» Консультация для родителей «Зачем беречь природу» |
Список литературы
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург, 2007г.
7. Гризик Т. «Познаю мир» - М.: Издательский дом «Воспитание школьника». www/vospitalochka/ru и др.