МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Саратовской области
Администрация Краснокутского муниципального района
МОУ-СОШ № 1«Образовательный Центр г. Красный Кут Саратовской области»
Центр образования естественно-научного и
технологического направления «Точка Роста»
МОУ–СОШ с.Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школьный вальс»
(художественная направленность)
Возраст обучающихся от 14 до 17 лет
Срок реализации 18 часов
Составитель-разработчик:
Сарсенгалиева Алмагуль Шарипулловна
педагог дополнительного образования
2024-2025 гг.
Раздел1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Школьный Вальс» художественной направленности
Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к мероприятиям «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Так возникла необходимость создания программы «Школьный Вальс». Результат достигается при условии желания обучающихся украсить вальсом свой выпускной вечер, праздник последнего звонка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы, формы, методы и технологии обучения помогают наиболее эффективному решению комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задачи достижению поставленной цели. А так же при реализации программы у обучающихся вырабатываются технические и танцевальные навыки. На занятиях применён коллективный способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Адресат программы: учащиеся 14-17лет.
Возрастные особенности: 14-17 лет - старшие подростки не только познают действительность, но и вырабатывают к ней соответствующее отношение.
Представление о жизни, требования к себе и другим превращаются в убеждения, формирующие мировоззрение, которое начинает выступать в качестве основных мотивов в поведении и деятельности. Как отмечают психологи, мышление подростков полно увлечений и страсти. Особенно остро эмоциональность характера проявляется в спорах, в отстаивании своих взглядов. Выражено стремление объединить свои знания в единую систему и тем самым определить смысл своего существования. Это возраст между детством и юностью, когда осуществляются основные процессы физического созревания. Работая с этой возрастной группой, педагогу необходимо воспитывать волевые качества, поощрять выдержку, упорство, настойчивость. В этом периоде учащимся доступна сложная координация, точность, отчетливость движений. Развивается художественный вкус: не всегда интересны конкретные,приземленные характеры, образы, сюжеты.
Срок реализации программы:1 месяц (18ч.).
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная
Принцип набора учащихся в объединение: свободный, наличие сертификата дополнительного образования.
Состав групп: переменный.
Форма организации деятельности: групповая.
Количество детей в группе: 15-20 человек.
Цель и задачипрограммы:
Цель:развитие творческих способностей учащихся, средствами хореографии через овладение техникой исполнения вальса.
Задачи программы:
Обучающие:
научить танцевальным элементами движениям вальса, уметь правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.
Развивающие:
развить художественный вкус и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
сформировать культуру группового общения с детьми и взрослыми, уметь работать в паре и группе.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание основных понятий, танцевальных элементов и движения вальса, умение правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.
Метапредметные результаты:
развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.
Личностные результаты:
формирование культуры группового общения с детьми и взрослыми, уметь работать в паре и группе.
Содержание программы
Учебный план
№ | Наименованиеразделов | Всегочасов | В томчисле | Формыаттестации/ контроля |
Теория | Практика |
I | Введение.Вальс и его особенности. | 2 | 1 | 1 | Опрос, Демонстрационныйпоказ. |
Вальсовый шаг вперед иназад. | 1 | - | 1 | Показ. |
Разворотвпереди назад. | 1 | - | 1 | Практическая работа. |
Основной вальсовый ход. Движение качели. Вальсовыйквадрат. | 1 | - | 1 | Показ. |
Движения «лодочка»,«окошко» | 1 | - | 1 | Показ. |
Кружениепарой. | 1 | - | 1 | Соревнованиена Лучшееисполнение. |
Итоговоезанятие. | 1 | - | 1 | Контрольныйпоказ. |
II | Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата идвижений вальса. | 2 | - | 2 | Практическийпоказ. |
Связка из движений и связка из фигур. | 1 | - | 1 | Коллективный показ. |
Итоговоезанятие. | 1 | - | 1 | Соревнованиена лучшееисполнение. |
III | Четкостьисполнениядвижений. | 1 | - | 1 | Показ. |
Чистотаисполнения фигур. | 1 | - | 1 | Практическийпоказ. |
Синхронность в исполнении. | 1 | - | 1 | Практическийпоказ. |
Выразительность исполнения. | 1 | - | 1 | Практическийпоказ. |
Эмоциональность исполнения. | 1 | - | 1 | Показ. |
Контрольноезанятие. | 1 | - | 1 | Исполнение вальса на«Последнем звонке», «Выпускном вечере». |
| Итого | 18 | 1 | 17 | |
Содержание учебного плана.
Введение.
Теория. Вводное занятие: цели и задачи. История возникновения и развития. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи данного курса обучения (стоящие перед учащимися) и требования к учащимся в процессе обучения. Рассказывается об истории возникновения и развития вальса.
Практика. Позиции рук, ног. Положение рук, головы и корпуса в паре. Вальсовый шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка, развороты. Движение«качели», вальсовый квадрат. Разучивание диагонали, движение «лодочки» и«окошко». Фигуры «прямоугольник» и волна. Кружение парой. Итоговое занятие.
Постановочная работа.
Теория.Объяснениесхемытанцаисвязок.Составлениетанцевальнойкомпозиции из ранее проученных элементов и комбинаций. При постановке танцевальной композиции следует учесть уровень восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся.
Практика. Соединение вальсового квадрата и диагонали, составление связки из двух движений и двух-трех фигур. Соединение кружения парой с основным ходом. Соединение связок в танцевальную композицию. Итоговое занятие.
Репетиционная работа
Теория. Объяснение танцевальной композиции.
Практика. Добиваться чёткости исполнения движения, чистоты исполнения фигур. Отрабатывать синхронность исполнения. Техника танца. Добиваться выразительности и эмоциональности исполнения. Контрольное занятие.
Форма аттестации планируемых результатов программы и их периодичность
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итогов аттестации учащихся.
Текущий контроль–осуществляется регулярно педагогом на занятиях. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и учитывает темпы продвижения учащегося, инициативность на уроках, качество выполнения заданий.
Итоговая аттестация–обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью учащегося и проводится с целью определения:
-качества подготовки по программе;
-уровня умений и навыков, сформированных у учащегося за время обучения. Формой итоговой аттестации служит публичное выступление на последнем звонке и на выпускном вечере.
Раздел2.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения: очная. Методы обучения– словесный, наглядный, практический.
Словесный метод - позволяет в кротчайшие сроки передатьучащимся информацию, ставить перед ними задачу и указывать пути ее решения.
Наглядный метод-исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала.
Практический метод - выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества исполнения.
Метод практических работ для формирования навыков самостоятельной деятельности.
Педагогические технологии используемые в предоставлении программного материала: технология группового обучения, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Условия реализации программы
Программа «Школьный Вальс» обеспечивается учебно-методической документацией. В образовательном процессе используются учебно-методические пособия, аудио-видеоматериалы.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю данной программы.
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс»
№ | Дата | Темазанятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма проведения | Формааттестации/контроля |
1 | | Введение. Вальс и его особенности. | 2 | Актовый зал Школьная площадка | Опрос, упражнения | Демонстрационный показ. |
2 | | Вальсовый шаг вперед и назад. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Показ. |
3 | | Разворот впереди назад. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Практическая работа. |
4 | | Основной вальсовый ход. Движение качели. Вальсовый квадрат | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Показ. |
5 | | Движения «лодочка»,«окошко» | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Показ. |
6 | | Кружение парой. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Соревнование на лучшее исполнение. |
7 | | Итоговое занятие. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Танец | Контрольный показ |
8 | | Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и движений вальса. | 2 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Практический показ. |
9 | | Связка из движений и связка из фигур. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Коллективный показ. |
10 | | Итоговое занятие. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Танец | Соревнование на Лучшее исполнение. |
11 | | Четкость исполнения движений. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Показ. |
12 | | Чистота исполнения фигур. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Практический показ. |
13 | | Синхронность в исполнении. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Практический показ. |
14 | | Выразительность исполнения. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Практический показ. |
15 | | Эмоциональность исполнения. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Изучение движений | Показ. |
16 | | Контрольное занятие. | 1 | Актовый зал Школьная площадка | Танец | Исполнение вальса на «Последнем звонке»,«Выпускном вечере». |
17 | | Итого | 18 | | | |
Оценочные материалы
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность–способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность–выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах, жестах характер вальса.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук в исполнении элементов вальса.
Координация, ловкость движений–точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок)
Память–способность запоминать музыку и движения.
Список литературы
Список литературы для педагога
БазароваН.,МейВ.Азбукаклассическоготанца:Учебно-методическоепособие.2-еизд.-Л.:Искусство. 1983.-207 с.
Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала.-М.:Владос, 2003
Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности.//Вестник новосибирского государственного педагогического университета.2012. №2.Том6.С.87-91.
Современный бальный танец. Под ред. М. В. Стриганова и В. И.Уральской.М.,«Просвещение»,1978.
ХамзинХ.Х.Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. Правильная осанка.-М.,1999.
Список литературы для учащихся
Интернет-ресурсы
https://ikt.ipk74.ru
https://horeografiya.com
www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам
http://www.ballet.classical.ru/ - Маленькая балетная энциклопедия
https://studwood.ru/760190/kulturologiya/zaklyuchenie/
2