СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочное планирование урока "Природные кислоты и щелочи. Индикаторы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочное планирование соответствует программе обновленного содержания РК

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока "Природные кислоты и щелочи. Индикаторы"»

Раздел долгосрочного плана: 7.3 Простые химические реакции

Школа: КГУ СШИКОР

Дата:

ФИО учителя: Данилко Е.И

Класс:

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Природные кислоты и щелочи. Индикаторы.


Учебные цели для достижения на этом уроке

7.3.4.1 - знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей

7.3.4.2 - знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах

Цель урока

Учащиеся могут определить, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками природных кислот и щелочей; изменение окраски в различных средах

Языковые цели

Учащиеся смогут использовать термины: «кислота», «щелочь», «индикатор», «кислотная среда», «нейтральная среда», «щелочная среда», «рН шкала», «антацидные средства».

Развивать умение учащиеся на основе имеющихся знаний определять тему, цели познавательной деятельности на уроке; поддерживать активный диалог при обсуждении вопросов; объяснять термины.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование

Привитие ценностей

Коммуникативные навыки - умение осуществлять сотрудничество при работе в группе. Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. Образование в течение всей жизни.

Межпредметная связь

биология

Предшествующие знания

Правила ТБ при работе с кислотами и щелочами

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке


Ресурсы

Мотивационный этап

Цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, а также эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность учащихся.

Прием для создания коллаборативной среды: Учащиеся протягивают правую руку в общее рукопожатие со словами «Хорошо, что мы вместе!»

Выход на тему урока – пищевые продукты, которые находятся столе: кефир, яблоко, лимон, уксус, аскорбинка). Что их объединяет? – кислый вкус, значит, они содержат в своем составе вещества, придающие им этот вкус, следовательно, тема урока – кислоты.

Но, оказывается, в природе есть вещества с противоположным свойством, их называют щелочами.

Целеполагание и определение путей достижения цели

собирают предложение из слов.

Ресурс 1. пищевые продукты, которые находятся столе, или слайд презентации















Ресурс 2. Карточки с разрезанным на слова предложением

Операционный этап (новый материал)

Цель: изучение нового материала учащимися

Прием «Кармашки»

  1. Изучение материала п. 11, (чтение, запись определений терминов), время – 10 мин

  2. Работа с матрицей – карточка с вопросами (1,2,3,4 группы – меняются по часовой стрелке), конверт с ответами на 20 вопросов. Учащиеся в группе читают вопросы, находят ответы, вставляют в кармашки матрицы. Время 2 мин.

  3. Взаимо - (само)проверка с помощью цветных стикеров – зеленый ответ верный, желтый – неверный.

  4. Подсчет результатов, подведение итогов работы


Ресурс 3. Матрица для ответов с кармашками, карточки с вопросами и конверт с ответами без нумерации.




Конец урока - рефлексивный этап

Цель: зафиксировать содержание, изученное на уроке. Проанализировать только что пройденный процесс усвоения нового

1. Задание формативного оценивания

2. Рефлексия

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят стикер со своим именем у той строки, которая им больше всего подходит по окончании урока.

Ресурс 4. Карточки



Ресурс 5. Стикеры

Дифференциация, – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Смена деятельности (ЗОЖ),

мебель соответствует учащимся

1 - По видам учебной деятельности - индивидуальная, групповая работа

2 - По уровню трудности заданий – ответить на вопросы, сделать выводы;

3 - По способу выполнения заданий - устные (работа в группе – обсуждение вопросов, озвучивание информации, формулирование выводов), письменные (запись терминов), чтение (работа с текстом);

-по уровню самостоятельности - работа с ресурсами; саморегуляция при выполнении любого задания).

1. Самооценивание.

2. Взаимооценивание

3. Оценивание матриц

4. Оценивание формативного задания

5. Обратная связь по итогам рефлексии


Колоборативная среда с учетом здоровьесберегающих факторов

Рефлексия по уроку

Была ли реальнй и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Я думаю, что все учащиеся достигнут поставленной учебной цели, т.к. в ходе урока для этого будут создана коллаборативная среда и использованы активные формы обучения. В ходе урока осуществляются групповая и индивидуальная формы обучения. Задания соответствуют возрастным нормам учащихся. Чередуются виды деятельности. Дифференциация осуществлялась по различным направлениям, это способствует выполнению заданий различного вида сложности большинством учащихся. Время распределено эффективно.


Ресурс 1.

Пищевые продукты: кефир, яблоко, лимон, уксус, аскорбинка) или слайд презентации

Ресурс 2.

  • знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей

  • знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах

Ресурс 3.

Группа 1


1. Вещество, которое придает плодам кислый вкус -

2. Признак кислот –

3. Больным с повышенной кислотностью желудочного сока рекомендуют принимать

4. Едкие вещества, которые разъедают многие органические вещества, при работе с которыми следует соблюдать особую осторожность, называются

5. Индикаторами называются вещества


Группа 2


  1. Примеры минеральных кислот

  2. Формула соляной кислоты

  3. Примеры антацидных препаратов –

  4. Мылкие на ощупь

  5. Лакмус, фенолфталеин, метилоранж -


Группа 3


  1. Примеры природных кислот -

  2. Формула азотной кислоты

  3. Действие антацидных препаратов -

  4. Примеры щелочей –

  5. В кислотной среде лакмус становится …


Группа 4


  1. Кислоты нельзя пробовать на вкус, т.к. …

  2. Больным с пониженной кислотностью желудочного сока прописывают раствор

  3. В состав различных напитков входит вещество –

  4. Формула гидроксида натрия

  5. В щелочной среде фенолфталеин становится …




Лимонная, молочная, аскорбиновая, салициловая, яблочная

HNO3


химическая нейтрализация кислоты желудочного сока


Гидроксиды калия, кальция, натрия



Красным


Они вызывают ожоги и отравления




Соляной кислоты




Угольная кислота




NaOH





Малиновым



Кислота




Наличие атомов водорода




Антацидные препараты




Щелочи


… которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет


Азотная, соляная, серная



НCl




Примеры индикаторов


Растворы щелочей


Оксид магния, гидроксид магния, гидроксид алюминия, карбонат магния




Ответы Группа 1


1. Кислота

2. Наличие атомов водорода

3. Антацидные препараты

4. Щелочи

5. … которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет

Ответы Группа 2


1. Азотная, соляная, серная

2. НCl

3. Оксид магния, гидроксид магния, гидроксид алюминия, карбонат магния

4. Растворы щелочей

5. Примеры индикаторов

Ответы Группа 3

1. Лимонная, молочная, аскорбиновая, салициловая, яблочная

2. HNO3

3. химическая нейтрализация кислоты желудочного сока

4. гидроксиды калия, кальция, натрия

5. красным

Ответы Группа 4

1. они вызывают ожоги и отравления

2. соляной кислоты

3. угольная кислота

4. NaOH

5. малиновым

Ресурс 4.

Задание формативного оценивания

Раздел

Тема

7.3А Химические реакции

Природные кислоты и щелочи. Индикаторы.

Цель обучения

7.3.4.1 - знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей

7.3.4.2 - знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание и применение.


Критерий оценивания

знают, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей

знают химические индикаторы– метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах

задание 1.

Распределите известные вам вещества на 2 группы. Какие свойства веществ вы взяли за основу их разделения ________________ и __________________.

Подпишите колонки таблицы:





средство для мытья посуды; раствор стирального порошка; кефир; столовый уксус; мякоть банана; витамин С («аскорбинка»); мыло хозяйственное; сок лимона; шампунь; пищевая сода.

Дескриптор:

Умеют различать кислоты и щелочи, опираясь на свойства веществ.

задание 2.

Объясните:

А) Почему при добавлении индикатора метилового оранжевого к молочной сыворотке цвет индикатор изменяется в розовый?

Б) Если яблоки и апельсины содержат аскорбиновую кислоту, лимоны – лимонную, то при действии индикатора синего лакмуса на срез этих фруктов цвет индикатора меняется на …

В) Если к каустический соде (каустик, NaOH) добавить раствор_______________________, то цвет индикатора изменится на малиновый.

Г) Если добавить лакмус к яду осы и пчелы можно наблюдать изменение окраски лакмуса в красный цвет, а если к яду муравьев или крапивы, то окрашивание станет синим.

Предположите, какие вещества могут содержаться в этих ядах?

Дескриптор:

Называют, как изменяется окраска лакмуса в кислой и щелочной среде.

Дают названия индикаторам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!