Стратегия «Мозговой штурм». Вводная беседа. Чтение и обсуждение афоризмов. В книгах рыться я люблю, мой ум и сердце просвещаю… (Г.Р. Державин) Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом. (М. Горький) Не люблю я книг с золотыми обрезами, что нетронутыми стоят на полках. Люблю, когда они зачитаны до дыр. (М.А.Шолохов) Чтение и комментирование вступительной статьи «В мире языка и литературы». Стратегия «Презентация» «Постигая мир классики» Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Какие книги вы прочли в последнее время? Какая из них и почему произвела на вас сильное впечатление? Перечитываете ли вы любимые книги и надо ли возвращаться к прочитанному? Знакомы ли вам экранизации художественных произведений? Посещаете ли вы театральные постановки по произведениям литературы? В чем заключается специфика литературы как искусства слова? Стратегия «ИНСЕРТ»«Создаем буктрейлеры». На основе статьи, данной в учебнике, ученики узнают, что такое буктрейлер, классификацию буктрейлеров и правила их создания. Стратегия «Метод ассоциаций». Просмотр и обсуждение буктрейлеров на книги, которые ученики рекомендуют прочесть своим одноклассникам. Обсуждение эссе по афоризмам о книгах и чтении, рекомендованных в учебнике. Стратегия «Обновление информации» Ключевые понятия. Определение ключевых понятий по теме урока, которые объясняется учителем и записывается учениками: тури́зм, экотуризм,пейзажвлитературе, отмечается, чтоописание природы – выразительный элемент художественного текста, который позволяет читателю погрузиться в атмосферу повести, новеллы, романа или поэтического произведения. Литературный справочник. Прочитайте и обсудите теоретико-литературные сведения. Приведите примеры пейзажных зарисовок из литературных произведений, изученных в 8-9 классах. Стратегия «Метод ассоциаций» Учащиеся вместе с учителем составляют кластер с ключевым понятием «пейзаж». Подбирают слова-ассоциации, сравнивают с вариантами одноклассников. Стратегия «Обновление информации». История слова. Читают аналитическую статью. Составляют тезисный план статьи. Отмечают, что для воспроизведения торжественности и величественности кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику («монастырь»), библейское слово («ковчег»), старославянскую лексику («вожделенный»,«брег», «келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнения (монастырь как ковчег), оценочные эпитеты («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине». Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения. Знакомство с художественным текстом. «Монастырь на Кавказе». Стратегия «Таксономия Блума». Ученики составляют «лесенку» Блума, выполняя задания по пяти уровням: Знание:Что означает слово «монастырь» и как можно его перевести на казахский язык? Почему оно не имеет полного эквивалента в казахском языке? Понимание: Как вы понимаете устремления поэта, вызванные строками: «Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне». Применение: Выпишите из текста произведения художественные тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Создание:Подберитесвои варианты эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений для описания Казбека и монастыря как символа свободы. Запишите свой вариант текста. Оценивание: Как в стихотворении проявляются вольнолюбивые взгляды А.С. Пушкина?В какихизвестных вам произведениях поэта прослеживается идея свободы? |