СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочное планирование по химии на тему "Реакции разбавленных кислот с металлами"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан согласно требованию обновления содержания образования.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование по химии на тему "Реакции разбавленных кислот с металлами"»

Раздел долгосрочного планирования:

7.3А Химические реакции

Школа: КГУ «Бастомарская средняя школа» р-н Магжана Жумабаева

Дата:

ФИО учителя: Сильванович Марина Сергеевна

Класс:

Участвовали:



Не участвовали:


Тема урока:

Реакции разбавленных кислот с металлами.

Лабораторный опыт №9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой»

Лабораторный опыт №10 «Качественная реакция на водород»

Учебные цели, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план:

7.2.2.1. – называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами

7.2.2.2. – исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород

Цель урока:

  • Назвать области применения разбавленных кислот

  • Знать правила обращения с разбавленными кислотами

  • Исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами

  • Уметь осуществлять качественную реакцию на водород

Критерии оценки:

Учащийся:

  • Называет области применения и правила обращения с разбавленными кислотами;

  • Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами

  • Определяет качественную реакцию на водород

Языковые цели:

Учащиеся могут:

сравнивать результаты испытаний при изучении химических свойств разбавленных кислот с помощью специфичной лексики, относящейся к предмету


Словарный запас и термины:

Кислоты, щелочи, ряд Бекетова, водород, металлы

химические свойства, качественная реакция.



Сочетания, используемые для диалога и письма:

На основе положения металлов в ряду Бекетова их способность взаимодействия с кислотами…

Металлы, стоящие до водорода с кислотами…

Металлы, стоящие после водорода…

Качественной реакцией на водород является…

Привитие ценностей:

С опорой на патриотический акт «Мәнгіліқ ел», 3-ой аспект «Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе»:

- воспитание основ единства, свободы, согласия, равноправия;

С опорой на патриотический акт «Мәнгіліқ ел», 4-ой аспект «Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях»:

- объединение производства, образования и науки;

С опорой на патриотический акт «Мәнгіліқ ел», 5-ой аспект «Общество всеобщего труда»:

- привитие уважительного отношения к труду

Межпредметная связь


Физика (электродные потенциалы)

Биология - во время изучения пищеварительной системы (желудочный сок),

Физика- при изучении агрегатного состояния веществ (газы)

Предшествующие знания

Умеет работать с индикаторами

Определяет кислоты и щелочи с помощью универсального индикатора

Объясняет нейтрализующие действия кислот и щелочей друг на друга

Знает правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами

6-класс- Естествознание 6.1А (1.3-1.6) Мир науки, 3.2. Классификация веществ, 3.3Образование и получение веществ

7 класс-Химия- 7.3А Природные кислоты и щелочи. Индикаторы.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

1-5 мин

(КФО) Разминка «Я люблю… и я тоже» (1 мин)

Цель: включить учеников в активную деятельность, сплотить классный коллектив.

1 ученик называет, что он любит - или занятие, или учебный предмет и т.п., а 2-ой ученик становится рядом с ним, присоединяясь к его высказыванию, со словами: «И я тоже». Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся не присоединятся и круг не замкнется

(ИФО) Деление учащихся на 3 группы. (1 мин)

Для работы на нашем уроке необходимо разбиться на группы, в которые я назначаю экспертов (фамилии 3 учащихся).

На трех столах расставлены таблички с указанием индикатора и среды раствора.

1. Фенолфталеин – щелочная;

2. Метиловый оранжевый – кислая;

3. Лакмус синий – кислотная.

Учащимся выбирают карточки трех цветов (розовый, красный, малиновый). Необходимо соотнести название индикатора и среды и цвет его изменения в щелочах или кислотах.

Сегодня мы продолжим изучение кислот. Давайте вспомним, что вы знаете, по данной теме?

(КФО) Упражнение «Я знаю, что…»

Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание.

Критерии оценивания:

-называет факты по теме «Природные кислоты и щелочи. Индикаторы».

Задание: назвать известные факты о природных кислотах и щелочах и индикаторах.

Дескриптор

Владеет знаниями о природных кислотах

Владеет знаниями о природных щелочах

Называет индикаторы и их окраску в разных средах










Таблицы с указанием индикатора и среды.

Карточки трех цветов (розовый, красный, малиновый)










Середина урока

6-39 мин

(КФО) (Т) Вызов (3 мин)

До 2013 года казахстанские монеты были изготовлены из сплава нейзильбер, состоящего из меди, никеля и цинка. После 2013 в монеты добавили железо. Как вы думаете, какая из монет быстрее раствориться в растворе соляной кислоты?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока? Каких целей мы должны достичь?

Для того, чтобы правильно ответить на вопрос о монете, работая в группах, вы проведете эксперимент.

(ГФО) Стратегия «Вставь слова» (5 мин)

Цель: проверить уровень знаний правил безопасного эксперимента.

Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание.

Критерии оценивания:

Знает правила ТБ при работе с разбавленными кислотами.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ

  1. Кислоты вызывают химический ………кожи и других тканей.

  2. По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  3. При разбавлении кислот, ……………… льют по ………………… палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу.

  4. Склянку с кислотой нельзя ……………… руками к груди, т.к. возможно ………………… и …………..

Дескриптор

Умеет формулировать правила ТБ при работе с разбавленными кислотами


(ФО – взаимооценивение, самооценивание)

Передайте ваши тетради соседу справа для оценивания. Верните тетради в исходное положение, проверьте правильность выполнения работы по ответам на слайде.

(Т) (КФО) Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов, при этом можно наблюдать выделение пузырьков водорода.

Вспомните, какими свойствами обладает водород (ответы учащихся - газ легче воздуха, без цвета).

Испытать полученный водород можно с помощью горящей лучинки. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, раздаётся характерный глухой хлопок. Это является качественной реакцией на определение водорода.

Прием «Эксперимент» (20 мин)

При проведении лабораторной работы, используйте «Инструкцию»

(Э) (ГФО) Обучающиеся в группах выполняют лабораторные опыты № 9. Заполняют таблицу. Записывают словесно уравнения реакций. Сильные учащиеся выполняют роль консультантов.

Каждая группа озвучивает результаты опыта. Другие группы заносят результаты в таблицу.

(КФО) (Т) Все ли металлы реагировали с кислотой с одинаковой скоростью?

Расположите металлы в порядке увеличения активности взаимодействия с соляной кислотой.

Почему с магнием и цинком реакция идет, а с медью – нет? (Обучающиеся высказывают свои предположения).

Предположить активность металла можно воспользовавшись таблицей «Ряд активности металлов». Обратите внимание на положение меди в этом ряду. Какие еще металлы не будут взаимодействовать с соляной кислотой? (Ответы обучающихся).

(Э) (ГФО) Обучающие в группах выполняют лабораторный опыт №10

Сформулируйте выводы к вашему эксперименту и запишите их.

(ФО) письменное комментирование по дескрипторам, в соответствии с критериями оценивания.

(ФО) Давай вернемся к вопросу о монетах. Итак, какая из монет быстрее раствориться в растворе соляной кислоты? И почему? (Ответы обучающихся, словесная поддержка и устное комментирование)

Закрепление (6 мин)

Цель: выявить уровень знаний полученных на данном уроке

Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание, применение

Критерии оценивания:

- отмечают верные утверждения по изученной теме.

Задание: упражнение «Да – нет»

Дескриптор

Обучающиеся правильно отмечают верные утверждения.

(ФО) (ИФО) Сейчас вы выполните упражнение «Да-нет». После выполнения задания, обменяйтесь ответами с соседом справа. Проведите взаимопроверку. Сравните свои ответы с эталоном, указанным на доске.

(взаимооценивание, устное комментирование)
































Слайд с ответами












Приложение 1










Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова,

К.С.Аухадиева

изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.67














Приложение 2

Конец урока

(40-45 мин)

Рефлексия «Пять пальцев» (5 мин)

Цель: получить обратную связь с учащимися; проводить самоанализ и самооценивание.

(ФО) Сегодня вы изучили взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Используйте рефлексию «Пять пальцев»

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

(учащиеся отмечают уровень своих знаний, самооценивание)




Чистые листы на каждого учащегося

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Стимулирующие задания (проблемная задача), поддержка учащихся через формативное оценивание- устное комментирование, через диалог, консультанты в группах, организация в группах взаимоподдержки.

Формативное оценивание при применении терминов, словесная поддержка, устное и письменное комментирование лабораторных работ, взаимооценивание при закреплении, самооценивание (рефлексия «Пять пальцев»).


Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и санитарно-гигиенических требований.


ГЛОССАРИЙ


ФО – Формативное оценивание;

ИФО – индивидуальная форма обучения;

ГФО – групповая форма обучения.

КФО – коллективная форма обучения

Э – эксперимент

Т - теория




























Приложение 1


Задание по формативному оцениванию.

Раздел 7.3 А «Химические реакции»

Цель обучения:

7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металламии осуществлять на практике качественную реакцию на водород

Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание, применение, анализ.

Критерии оценивания:

Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами;

Осуществляет на практике качественную реакцию на водород.

Задания.

Лабораторный опыт № 9 Взаимодействие металлов с разбавленной соляной кислотой.

Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»


Инструкция по выполнению лабораторных опытов

Цель:

  • исследовать реакции взаимодействия разбавленных кислот с металлами,

  • провести качественную реакцию на водород.

Оборудование: лабораторный штатив, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, мерный цилиндр, кристаллизатор

Реактивы: гранулы цинка, меди, магния, раствор соляной кислоты, вода


Ход работы:


  1. Установите пробирку в лапку лабораторного штатива.

  2. Поместите в пробирку выданный вам металл.

1 группа – медь

2 группа – магний

3 группа - цинк

  1. Прилейте к металлу разбавленную соляную кислоту.

  2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в перевернутый мерный цилиндр, заполненный водой.

  3. Зафиксируйте время, в течении которого будет происходить реакция.

  4. Запишите наблюдение и словесное уравнение протекающей реакции в таблицу результатов.

Ход работы:

Действия

Наблюдение

Уравнение реакции

Вывод

Взаимодействие меди с разбавленной соляной кислотой




Взаимодействие магния с разбавленной соляной кислотой




Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой




  1. Протестируйте полученный газ горящей лучиной.

  2. Сформулируйте вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах.


Дескриптор

Учащийся:

  • выполняет эксперимент в соответствии с инструкцией, соблюдая правила ТБ, и записывает наблюдения в таблицу результатов;

  • правильно записывает словесное уравнение реакции взаимодействия металлов с разбавленной соляной кислотой;

  • осуществляет на практике качественную реакцию на водород.

  • формулирует вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах и свойствах водорода.





Приложение 2

«Да-нет»


Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны.


  1. Индикаторы - это вещества, способные изменять цвет в растворах кислот и щелочей.

  2. Кислоты – соединения, обладающие кислотной средой.

  3. Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов.

  4. Попадая на кожу, разбавленные кислоты не вызывают ожоги.

  5. При взаимодействии металлов с кислотой образуются соль и водород.

  6. Все металлы реагируют с соляной кислотой с одинаковой скоростью.

  7. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, она тухнет. Это является качественной реакцией на определение водорода.

  8. При работе с кислотами, мы должны быть осторожны.

  9. Все металлы будут взаимодействовать с соляной кислотой.







Приложение 2

«Да-нет»


Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны.


  1. Индикаторы - это вещества, способные изменять цвет в растворах кислот и щелочей.

  2. Кислоты – соединения, обладающие кислотной средой.

  3. Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов.

  4. Попадая на кожу, разбавленные кислоты не вызывают ожоги.

  5. При взаимодействии металлов с кислотой образуются соль и водород.

  6. Все металлы реагируют с соляной кислотой с одинаковой скоростью.

  7. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, она тухнет. Это является качественной реакцией на определение водорода.

  8. При работе с кислотами, мы должны быть осторожны.

  9. Все металлы будут взаимодействовать с соляной кислотой.








Приложение 2

«Да-нет»


Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны.


  1. Индикаторы - это вещества, способные изменять цвет в растворах кислот и щелочей.

  2. Кислоты – соединения, обладающие кислотной средой.

  3. Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов.

  4. Попадая на кожу, разбавленные кислоты не вызывают ожоги.

  5. При взаимодействии металлов с кислотой образуются соль и водород.

  6. Все металлы реагируют с соляной кислотой с одинаковой скоростью.

  7. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, она тухнет. Это является качественной реакцией на определение водорода.

  8. При работе с кислотами, мы должны быть осторожны.

  9. Все металлы будут взаимодействовать с соляной кислотой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс