Краткосрочный музыкальный проект для детей разновозрастной группы 5-7 лет: «День народного единства».
Составитель: Диденко Н.А. 2022г.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта:
Дать представление о празднике «День народного единства.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.
- Повышение уровня знаний родителей.
- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.
- Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.
Исполнители проекта и основные участники:
воспитатель и дети разновозрастной группы 5-7 лет.
Продолжительность проекта: 17.10.2022года - 03.11.2022год
Актуальность:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Содержание проекта:
Работа с родителями:
Консультация «Что можно рассказать о Дне народного единства»
Разучивание стихов о России.
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом,
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта,
- домашнее задание: рисунок на тему «Наша многонациональная Родина».
Практический этап:
-Проведение познавательного НОД;
-Разучивание Гимна РФ.
-Разучивание песен о мире, о дружбе, о родине.
-Знакомство с детьми с играми народностей нашей Родины.
-Консультации для родителей;
-Разучивание стихов о России.
-Разучивание народных игр.
Тема «Едино государство, когда един народ!».
-Формировать патриотические чувства средствами музыки, прививать детям любовь к Родине, родному краю.
-Расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Беседа «Народные игры детей».
Беседа «Многонациональность нашей Родины».
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков: «Наша Родина».
Итог: Проведение праздничного мероприятия: «День народного единства».
Анализ: В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
Приложение 1
Конспект музыкального тематического занятия ко Дню народного единства в разновозрастной группе 5-7 лет: «Едино государство, когда един народ!».
Цель: Формировать патриотические чувства средствами музыки, прививать детям любовь к Родине, родному краю.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с содержанием праздника, его значением для России.
- Расширять представление о родной стране, о малой Родине, о народах, ее населяющих.
Развивающие:
-Развивать музыкальные способности дошкольников, музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления.
-Прививать детям любовь к Родине средствами музыкального искусства.
Воспитательные:
-Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости к Родине, чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
.
Ход занятия:
Звучит музыка дети заходят в зал, обходят его и садятся на стулья.
Ребенок читает стихотворение
Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живем одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Музыкальный руководитель: Ребята, 4 ноября наша страна отмечает праздник, который называется «День народного единства». Что же это за праздник? И почему он празднуется именно 4 ноября? Хотите узнать?
«Много – много лет назад на Руси самым главным был царь. Мы всегда были могучим государством и многие хотели завоевать наши земли… В то время поляки и шведы были нашими злейшими врагами, они то, и решили напасть на Русь. Но возмутился русский народ! А поляки тем временем уже захватили Кремль. Но нашлись в городе Новгороде отважные воины, которые собрали войско, чтобы воевать за Родину. Собрали это войско торговец Минин и полководец Дмитрий Пожарский. Чтобы сплотить войско против врага, Минин обратился к народу с такими словами: «Не пожалеем своего имущества, продадим дома, отдадим последнее, только чтобы спасти свою страну!» Люди отозвались на его слова: Богатые приносили свое имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Объединился весь русский народ. Возглавил это войско Дмитрий Пожарский, знаток военного дела. И уже вскоре подвели они свои войска к Москве. Больше двух месяцев они боролись с поляками и победили их. А потом и вся страна была освобождена от непрошенных гостей. А произошло это 4 ноября 1612 года. Именно поэтому этот день назван «Днем народного единства».
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Музыкальный руководитель: Ребята, о чем эта песня? Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас? Что он считает своей Родиной.
Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, музыкальный руководитель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки, защищали её от врагов.
— Родина - это наш край, город, поселок, это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, наш дом, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Музыкальный руководитель: Все это и есть Родина, то есть родное место:
Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых, рядом с мамой мы идем.
У каждого листочка, у каждого ручья, есть главное на свете, есть Родина своя!
А там, где мы родились, где радостно живем, края свои родные мы Родиной зовем!
«Родина, Россия» - эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира - в России. Россия - наша большая Родина.
Как называют людей, чья Родина - Россия? (Россияне.).
Послушайте замечательное стихотворение о России:
Россия! Россия! Могучая родина,
Беспредельно огромная как небосвод.
Даже солнце, пока полпути им не пройдено
Тебя сразу лучом своим не обымет.
Сокрушит твоя сила все злые напасти, з
Землю солнце любви твоей светом зальет.
Ты воздвигла твердыню свободы и счастья,
Где семья твоих братьев-народов живет.
Песня «Гимн РФ»
Музыкальный руководитель: В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва - столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где сидит самый главный человек в нашей стране — президент. Он управляет страной.
- Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья) - наша малая Родина. Место, где мы родились и живем. Как называется наша область, наш поселок, где ты живешь?
Песня «Здравствуй, Родина моя»
Музыкальный руководитель: Россия является и нашим Отечеством - местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Музыкальный руководитель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну — Россию, за нашу Родину, за ее историю.
Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. провожу аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.
Итог:
- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине - России, о государстве. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами!
Музыкальный руководитель: Ребята! сейчас я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Мы споём песню о мире, ведь Мир – это главное слово на свете.
Песня: «Мир – это главное слово на свете».
Приложение 2
Сценарий музыкально - спортивного развлечения для детей разновозрастной группы 5-7 лет: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА».
Цель: воспитание патриотизма
Задачи:
1) прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости;
2) формировать гражданскую позицию дошкольников через поэтическое слово;
3) способствовать проявлению познавательной активности детей.
Выход детей. Праздничное упражнение с флажками под песню
«Я гражданин Росси», Я. Перадзе.
Ведущий:
Праздник, праздник!
Как мы рады,
Наконец, то ты пришел.
Это очень хорошо!
От чего у нас веселье,
Шутки смех весёлый пляс
День рожденья Родины
Отмечаем мы сейчас.
Ведущий:
4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства».
Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. В нашей стране во время торжественных мероприятий и праздников поднимается Государственный флаг Российской Федерации и в это время всегда звучит гимн. Гимн – это самая главная песня страны.
Предлагаю и нам начать наш с вами праздник с государственной песни.
Дети поют ГИМН РФ.
Ведущий: Во все времена русский народ любил свою Родину. Предлагаю послушать, что же такое – Родина.
Дети читают стихи о Родине.
1.Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2.Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3.Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
4.Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
5.А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый дом.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
На большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
6.Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
7.Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
Песня «Здравствуй, Родина моя»- муз. и сл. Ю. Чичкова.
Ведущий: Россия, как и другие страны нашей планеты, имеет свой флаг и герб. Давайте их внимательно рассмотрим…(Мольберт с иллюстрациями флага и герба встают дети и читают стихи).
8. У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
9.Белый цвет — березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Ведущий: Ребята слышу шум и гам,
кажется кто-то спешит сюда к нам.
Звучит музыкальная композиция «Скоморохи».
10.Скоморох: Всех приветствую, друзья!
К вам спешил на праздник я!
Настроенье всем поднять
С вами дружно …………
Дети: Поиграть!
Скоморох: Конечно же, поиграть! Ведь все дети на свете очень любят играть.
А ещё, я знаю, что дети любят разгадывать загадки… И для вас я её приготовил:
По сусекам поскребли,
По амбару помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился …..
Дети: Колобок
Скоморох: И сейчас мы поиграем с вами в игру «Колобок».
А героев нашей игры мы выберем считалочкой.
Проводится игра «Колобок».
.
Покатился колобок (бегут на месте) мимо зайки ( изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо мишки (изображают медведя) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо волка ( изображают волка: пружинистый шаг на месте, хватательные движения руками) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо лисоньки (изображают лису) хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).
Лиса догоняет колобков.
Скоморох: Колобок – это русская народная сказка.
А какие русские народные игры вы знаете:
Дети: «Ворота», «Ручеёк», «Бояре», «Заря-заряница»,
«Гори-гори ясно», «Возьми платочек».
Скоморох: Приглашаю всех в игру «Гори-гори ясно».
Проводится игра «Гори-гори ясно»
русские народные мелодии в обр. Р. Рустамова
Ход игры: Дети стоят в колонне парами, взявшись за руки. Перед ними в небольшом отдалении стоит водящий с платочком в руке. Он говорит:
«Кто успеет добежать
и платочек мой забрать?
Один, два, три – беги!»
Пара, стоящая в колонне последней, отпускает руки и бежит, чтоб взять платочек. Тот, кто первым взял платочек, становится водящим. Бывший водящий занимает его место в паре. Новая пара встает впереди колонны.
Правила: Количество детей должно быть кратно двум + один ребенок-водящий. К водящему бегут только дети из последней пары и только после слова «…беги!». Водящим становится тот игрок из пары, кто взял платочек в свою руку.
Ведущий: В нашей стране живет очень много народов. Это – башкиры, мордовцы, татары, чуваши, чукчи и другие. И у каждого есть свои культура, музыка, обычаи, песни и игры. Народные игры развивают смекалку, сообразительность и подвижность. И сейчас мы с вами поиграем в башкирскую народную игру «Медный пень».
Проводится башкирская народная игра «Медный пень».
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Ведущий: Игры разных народов очень похожи друг на друга. Например, мы с вами знаем игру, «Узнай по голосу». А у татар есть игра очень похожая, называется она «Угадай и догони». В этой игре нужно не только отгадать, кто тебя назвал по имени, но ещё и догнать его.
Игра «Угадай и догони».
Играющие стоят сзади в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего.
Ведущий: Следующая игра в которую мы поиграем будет игра «Расходитесь». В эту игру играют в Чувашии.
Проводится чувашская народная игра «Расходитесь».
Игроки становятся в круг и берутся за руки.
Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен.
Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!»
— и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три — пять шагов).
Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Ведущий: Как весело мы с вами сегодня поиграли!
А в игры каких народов мы играли, вы помните?
Дети: Русская, татарская, башкирская, чувашская.
Ведущий: Правильно! А есть ещё много разных игр других народов, в которые мы не успели поиграть. И все эти народы живут в нашей с вами стране с названием Россия. Они живут очень дружно, как одна семья! И все, как и мы с вами, празднуют День народного единства!
Дети: 11.Народы как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны – прекрасны!
12.Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
13.Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет удобно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.
14.Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
15. «Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
16. Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы — семья, и мы — друзья.
Рядом мы, и мы — едины.
Вместе мы непобедимы.
Ведущий; А сейчас мы станем в круги и споём песню про мир.
Песня: «Мир - это главное слово на свете».
ПЕРНЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА.
Ведущий: А раз мы с вами такие дружные, то в конце нашего праздника обязательно должны станцевать самый весёлый русский народный танец «Калинка», Можно любой на усмотрение музыкального руководителя.
Аналитическая справка.
В процессе реализации проекта: «День народного единства» дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о
том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
Познакомились с народными героями: Кузьмой Мининым и Дмитрием
Пожарским, сплотившими вокруг себя простой народ для защиты Руси.
Ребята разучили Гимн РФ и песни о Родине: «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова; «С чего начинается Родина», сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; о мире - «Мир – это главное слово на свете» сл. С. Богомазова, муз. В. Мурадели. Выучили по теме стихи и пословицы, познакомились с подвижными
народными играми. Благодаря этому проекту у детей начали формироваться патриотические чувства, уважение к защитникам своей Родины, познакомились с символикой своей Родины (флагом, гербом, президентом страны). Узнали, что главным городом страны, является город герой - Москва. Расширились
представления детей о национальных праздниках, исторических моментах в жизни России. Цель данного проекта достигнута.
СТИХИ ДЕТЯМ ПО СЦЕНАРИЮ:
1.Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2.Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3.Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
4.Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
5.А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый дом.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
На большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
6.Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
7.Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
8. У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
9.Белый цвет — березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
10.Скоморох: Всех приветствую, друзья!
К вам спешил на праздник я!
Настроенье всем поднять
С вами дружно …………
Дети: Поиграть!
11.Народы как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны – прекрасны!
12.Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
13.Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет удобно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.
14.Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
15. «Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
16. Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы — семья, и мы — друзья.
Рядом мы, и мы — едины.
Вместе мы непобедимы.
Скоморох: Конечно же, поиграть! Ведь все дети на свете очень любят играть.
А ещё, я знаю, что дети любят разгадывать загадки… И для вас я её приготовил:
По сусекам поскребли,
По амбару помели.
И по лесу, без дорог,
Покатился …..
Дети: Колобок
Скоморох: И сейчас мы поиграем с вами в игру «Колобок».
А героев нашей игры мы выберем считалочкой.
Скоморох: Колобок – это русская народная сказка.
А какие русские народные игры вы знаете:
Дети: «Ворота», «Ручеёк», «Бояре», «Заря-заряница»,
«Гори-гори ясно», «Возьми платочек».