1 | Тема проекта | «Путешествие в страну Грамотей-ка» |
2 | Организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Звоночек» |
3 | Адрес | 385001,Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 165, тел.52-75-86, E-mail: mbdou-10@yandex.ru |
4 | Руководитель проекта | Старший воспитатель – Донская Елена Васильевна |
5 | Члены рабочей творческой группы | Педагог- психолог - Петрушина А.М.,; Музыкальный руководитель – Пченашева Е.В.; Воспитатели – Река Л.Ю., Фролова О.Г. |
6 | Проблема | В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, ребенок плохо адаптируется в школе. |
7 | Сроки реализации проекта | С 05.02.2023г по 22.03.2023г |
8 | Вид проекта | Краткосрочный |
9 | Участники проекта | Воспитанники младшего и старшего дошкольного возраста, специалисты: старший воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников. |
10 | Актуальность | Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало уделяют внимания на эту проблему. |
11 | Цель проекта | Создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада |
12 | Задачи | Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом. Повысить профессиональную компетентность педагогов. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность. |
13 | Этапы работы | В проекте выделены три этапа. Первый - организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья. Третий этап – итоговый. Его цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста. |
14 | Ожидаемые результаты | Для воспитанников: - повышения уровня компетентности воспитанников: высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, высокий уровень владения конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми на выходе в школу; - расширение объема пассивного и активного словаря; - повышение эмоциональной выразительности речи; - успешная социализация и высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у дошкольников на выходе в школу; Для педагогов: - повышение компетентности в области речевого развития детей; - создание системы обучения и развития речи старших дошкольников на основе программы О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»; - создание развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей; - достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников; - обобщение работы ОМП на муниципальном уровне и становление ОМП на республиканском уровне; - популяризация инновационного опыта работы детского сада Для родителей (законных представителей): - активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе; - обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей; - удовлетворенность родителей (законных представителей) образовательным процессом |
1-й этап подготовительный.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
С педагогами |
1 | Подбор демонстрационного материалов, презентаций, дидактических игр, электронных пособий по теме. | 1 неделя 05.02-09.02 | Старший воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели. |
2 | Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. | 1 неделя 05.02-09.02 |
3 | Изучение опыта других педагогов по вопросам развития речи | 1 неделя 05.02-09.02 |
С воспитанниками |
1 | Беседы по теме | 1 неделя 05.02-09.02 | Воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
С родителями |
1 | Анкетирование «Речевое развитие ребенка» | 1 неделя 05.02-09.02 | Старший воспитатель, педагог- психолог, воспитатели, родители. |
2 | Информирование родителей о начале работы проекта. | 1 неделя 05.02-09.02 |
3 | Привлечь родителей к участию в выставке творческих работ «Книга - сказка», книжки - малышки, «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей) | 1 неделя 05.02-09.02 |
4 | Привлечь родителей к участию в акции «Подари книжку малышам» (изготовление совместно с родителями) | 1 неделя 05.02-09.02 |
С социумом |
1 | Подборка материалов для специально выпуска газеты ДОУ | 1 неделя 05.02-09.02 | Творческая группа газеты |
2 | Выложить информацию о начале проекта на сайте ДОУ (страничка группы) | 1 неделя 05.02-09.02 | Старший воспитатель |
| мероприятия | сроки | Ответственные |
С педагогами |
1 | Создание центра развития речи | 12.02-16.02 | Старший воспитатель, воспитатели, педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
2 | Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» | 15.02 |
С воспитанниками |
1 | Неделя сказки «Добро живет не только в сказке…» Игры с элементами театрализации (драматизация народных сказок о добре) | 12.02-16.02 | Старший воспитатель, работники библиотеки, педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
2 | Спортивные развлечения «День защитника отечества» | 19.02-22.02 |
3 | Неделя «Книга мой друг» | 26.02-1.03 |
4 | Музыкальные мероприятия «Женский день» | 04.03-07.03 |
5 | Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» | 12.03 | Фролова О.Г., Куликова Ю.И. |
13.03 | Поддубная Н.Ю., Делок М.Н. |
14.03 | Акимова И.Г., Альхаова Н.А. |
С родителями |
1 | Консультации: «Игры для развития речи детей по дороге в детский сад», «Читаем сказки», «Развиваем речь играя», «Игры для родителей с детьми по развитию речи дома» | В ходе реализации проекта | Старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители. |
2 | Папки - передвижки по теме проекта |
3 | Акции «Подари книжку малышам» (изготовление совместно с родителями) | 29.02 | Воспитатели, родители |
| С социумом |
1 | Обновление информации на сайте детского сада и соцсетях | В ходе реализации проекта | Старший воспитатель |
№ | Мероприятия | срок | Ответственные |
С педагогами |
1 | Смотр конкурс «Создание развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию» | 15.03 | Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели групп |
2 | Презентация проекта. Обмен опытом | 28.03 | Старший воспитатель, творческая группа. (педсовет №3) |
С воспитанниками |
1 | Квест - игра «Путешествие в страну Грамотей-ка» | 21.03 | Старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
С родителями |
1 | Выставка творческих работ «Книга - сказка», книжки - малышки, «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей) | 18.03-22.03 | Воспитатели, дети, родители |
2 | Презентация проекта перед родителями | Родительское собрание | Воспитатели |
С социумом |
1 | Газеты ДОУ | По плану творческой группы газеты | Старший воспитатель, творческая группа газеты |
2 | Фотоотчет о проекте. | 28.03 | Старший воспитатель, творческая группа. |
Алексеева М.М., Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников- М.: изд. Академия, 1997.
Башкирова Е.А., Книга для чтения малышам- М.: ТОО «Школа», 1996.
Большева Т.В., Учимся по сказке - СПБ.: «Детство-Пресс», 2001.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду- М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В.В., Развитие речи в детском саду с детьми 5-6 лет, Мозаика-Синтез, 2005.
Гриценко З.А., Ты детям сказку расскажи- М.: Линка- Пресс, 2003.
Гурович Л.М., Ребёнок и книга- СПб.: «Детство- Пресс», 2000.
Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры- СПб.: «Детство- Пресс», 1998.
Козак О.Н., Считалки, дразнилки, мирилки- СПб.: «Изд Союз», 2000.
Короткова Э.П., Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М.: Просвещение, 1982.
Сухин И.Г., Литературные викторины для дошкольников-М.: Новая школа, 1996.
Ушакова О.С., Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду- М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой- М.: ТЦ Сфера, 1999.
Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста-М.: Просвещение, 1984.
Хрестоматии для всех возрастов.
Русские народные сказки.
Произведения отечественных и зарубежных авторов.