Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5» «Соловушка» г.Курчатов
Курской области
Образовательный проект
«Знакомство с памятниками малой родины. Памятники героям, защитникам Отечества».
Разработчик проекта
воспитатель
Ходукина Ю.А.
Курчатов 2025
Пояснительная записка.
Актуальность Что такое патриотизм? Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких достопримечательностей в каждом городе являются памятники.
Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.
В преддверии празднования Дня Победы мы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал, дети недостаточно знают о Великой Отечественной Войне, о подвигах, о героизме людей в те страшные годы. Какой ценой досталась победа советскому народу над фашистами. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
В нашей городе в центре, на небольшой площади (названной в честь 60-лет Победы), и в парковой зоне около тихой реки Пасол, находится памятники погибшим войнам, Отечественной войны, погибшим в боях за освобождение нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Сюда приходят горожане, чтобы возложить цветы и почтить память погибших. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших войну.. Но памятники, посвященные людям, погибшим в той войне, напоминают ныне живущим о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле. Нынешнее поколение должно быть достойно памяти павших. Очень хотелось бы, чтобы слова " Никто не забыт, ничто не забыто" притворялись в жизнь.
Поэтому и возникла идея проекта «Знакомство с памятниками малой Родины Памятники героям, защитникам Отечества» позволила задействовать различные виды детской деятельности в ещё большем ознакомлении детей с подвигами героев войны. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Объект проекта: памятники города посвящённые героям – победителям в Великой Отечественной войне.
Предмет проекта: история происхождения памятников советским воинам-победителям.
Гипотеза. Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Новизна: Ознакомление дошкольников с памятниками нашего города и его создателями на основе проектной деятельности
Цель исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной Войне, с подвигами, с героизмом людей через знакомство с памятниками советским воинам-победителям .
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;
Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
Расширять знания о памятных местах своего города.
Развивающие:
Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Описание проекта.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители старшей группы.
Сроки выполнения проекта:
Начало: 21 апреля 2025
Окончание: 8 мая 2025
Продолжительность: краткосрочный.
Место реализации: групповая комната, семья, памятные места города, области, близлежащих поселков к области
Необходимые материалы и оборудование:
консультации;
беседы
презентации,
иллюстрированный материал;
книги с рассказами о войне
В результате работы над проектом
Дети:
Научились ориентироваться в истории нашей страны;
Сформировались понятия о ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии;
Получили знания о памятных местах нашего города, получили знания о истории создания памятников;
Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Родители
Ознакомились с рекомендациями «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Совместно с воспитателями и детьми побывали на экскурсии и возложили цветы к Стеле Победы;
Развивающая среда группы пополнилась
Дидактическими играми «Сложи картинку», «Кем я буду в Армии служить»
План реализации проекта
Реализация проекта включает в себя три этапа:
Организационно-подготовительный этап: ( 10.04.2025-20. 04.2025)
Постановка цели.
Выявление имеющихся знаний о Великой Отечественной войне у детей.
Составление плана работы по проекту
Оформление книжных уголков, чтение художественной и методической литературы
Внедренческий этап: (21.04.2025 – 8.05.2025)
Чтение произведений о войне
Посещение занятий в краеведческом музее.
Просмотр презентаций о войне, о памятниках победителям ;
Беседы, просмотр иллюстраций;
Дидактические игры « Что нужно артиллеристу», « Кем я буду в Армии служить», «Кто защищает наши границы», «Отгадай военную профессию», «Соберем картину», « Найди флаг» , « Узнай герб нашей страны»;
6. Продуктивная деятельность: Рисование: « Военная техника», «Салют победы»
Лепка «Военные учения»; Аппликация – рисование «Плакат День победы»
7. Размещение в родительском уголке рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»;
Заключительный этап: (8. 05.2020)
Изготовление альбома «Памятники участникам Великой Отечественной Войны моей малой Родины»;
Праздник, посвящённый Дню победы совместно с музыкантами;
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
Низкая мотивация детей.
Отказ родителей от сотрудничества.
Сезонные заболевания.
Низкая посещаемость детей.
Проектный продукт:
Альбом «Памятники участникам Великой Отечественной Войны моей малой Родины»
Составлен перспективный план по реализации проекта;
Экскурсии к памятникам «Боевой славы» в нашем городе; Установлено деловое взаимодействие с родителями;
Перспективы на будущее.
Продолжать знакомить детей с подвигами героев – земляков, посещение музея, библиотеки;
Распространение опыта работы среди воспитателей и публикация на сайте и в СМИ.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по проекту
день недели | Совместная деятельность детей и взрослого | Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах | Работа с родителями |
1 неделя «Нам не нужна война» |
Понедельник | Беседа «Великая Отечественная война». Цель: Обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье Чтение произведений: Л. Кассиль «Твои защитники»; Е. Благинина «Шинель» Цель: Учить воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими. | Центр книги. .Внести и рассматривание картинок о Великой Отечественной войне «Подвиги солдат на фронте», «Жизнь людей в тылу», «Подвиги детей во время войны». Цель: Уточнять ответы детей, подсказывать слова, более точно отражающие особенности явления, поступка; Центр игротеки. Внести д/игра « Кем я буду в Армии служить». Цель: Закрепление знаний о военных профессиях. Развивать умение соотносить предмет с нужной профессией. Центр строительства «Военные суда». Цель: расширять обобщённые представления о разных видах судов; упражнять в построении схематических изображений судов и конструирование по ним. | Познакомить родителей с темой проекта. Папка - передвижка «День Победы» . |
Вторник | Рассматривание картины и беседа на тему «Дети войны» Цель. Продолжать на примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне. Воспитывать чувство патриотизма, побуждать стремление быть похожими на героев Чтение произведений В. А. Осеева «Андрейка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; | Центр книги. Внесение книг с рассказами о войне Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций и пересказа друг другу, развитие воображения, речи. Центр игротеки. Внести д/игру «Соберем картину» Цель: формировать целостное восприятие предмета. Активизировать словарь. Развивать речь детей. Развивать мелкую моторику. (рисунок Центр музыки Прослушивание песен о войне: «Священная война», «Землянка», «Журавли» |
Среда | Занятие «Великий день – День Победы» Задачи: Закрепить знания о том, как люди защищали страну, как помнят и чтят подвиги своих героев. Развивать представление о разных видах войск. Познакомить детей с историей происхождения памятника советским воинам-танкистам. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа. | Центр физкультуры. Подвижные игры « Разведчики», « Собери патроны». Цель: Совершенствовать умение детей, действовать по сигналу , довести правильное выполнение основных движений ходьба и бег до автоматизма. Уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей. Центр музыки Просмотр презентации « 9 Мая» Центр искусства. Рисование «Военные учения» Цель: создать условия для работы с красками. Развивать умение рисовать военную технику по картинке и по памяти. |
Четверг | Экскурсия к памятнику – землякам. Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. | Центр игротеки. Дидактическая игра «Отгадай военную профессию» . Цель: Закреплять знания детей о военной технике. Учить детей, собирать из частей целое Центр искусства. Лепка «Сражение» Цель: Побуждать детей к созданию коллективной работы путём придумывания и воплощения сюжета по данной теме. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать основы патриотизма, уважительное отношение к ветеранам ВОВ. |
2 неделя «Им памятник воздвиг нерукотворный» |
Среда | Экскурсия «Памятники нашего города." Цель: Продолжать знакомить детей достопримечательностями одного города, с его создателями, показать роль памятников, как … которая передаётся из поколения к поколению. Чтение произведений: А. Шишов «Лесная девочка»; Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»; | Центр книги. Внести картинки памятников героям войны воздвигнутых в России Центр творчества. Ручной труд: изготовление макета – памятника «Вечный огонь» Цель. Развивать патриотические чувства, уважение к героическому прошлому нашей страны, ветеранам войны, активизировать творческую деятельность детей и взрослых | Изготовление родителями лэтбука «День Победы» |
Четверг | Беседа на тему «День Победы» Цель. Рассказать детям о том, как праздник отмечают в нашей стране 9 Мая, о героях Великой Отечественной войне, рассмотреть иллюстрации; обучать пересказу. Чтение произведения: С. Михалков "День Победы". | Центр творчества. Аппликация - рисование «Плакат «День Победы»» Цель. Изготовление плаката в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая Цент музыки. Прослушивание песни «День Победы»; просмотр презентации «День Победы» |
Пятница | Тематический досуг: «Детям о войне» Для детей старших и подготовительных групп. В музыкальном зале ДОУ с использованием интерактивной доски, прослушиванием музыки и песен военных лет. |